Ещё до начала Велиной Отечественной войны советские конструкторы начали работу над созданием совершенно нового типа самолёта — ракетного.
Начавшаяся война подхлёстывала конструкторов. Им хотелось скорее взяться за постройку нового истребителя. В первых числах июля 1941 года его эскизный проект был готов.
Началась постройка самолёта, получившего название «БИ-1». Однако наступление немцев вынудило эвакуировать авиазавод вглубь страны. Но, несмотря на все трудности и задержки, в конце 1941 — начале 1942 года самолёт поступил на заводские и государственные испытания.
Самолёт был необычен даже по своему внешнему виду. Первое, что поражало в нём, — это отсутствие воздушного винта. Да самолёт ли это?
Удивляло и название машины. Было известно, что «БИ-1» был создан под руководством главного конструктора В. Ф. Болховитинова. «Б» — вроде понятно — «Болховитинов». А «И»? Оказалось, что «Б» означает начальную букву фамилии аэродинамика А. Березняка, а «И» — начальную фамилию моториста А. Исаева, проектировавшего агрегаты силовой установки.
...15 мая 1942 года. Предстоит полёт, которого ещё не знала мировая авиация. Самолёт пилотирует капитан Г. Бахчиванджи.
19 часов.
— Я — «Дятел-три», разрешите взлёт...
— «Дятел-три», взлёт разрешаю, — чётко звучит в ответ ободряющий голос.
Впервые в истории авиации прозвучала команда не от винта, а от хвоста. Очевидец этого полёта учёный В. С. Пышнов рассказывает:
— Из реактивного сопла сначала вырвалось слабое пламя, затем раздался оглушительный рёв, и огненный факел вытянулся в длину на 3—4 метра. Самолёт тронулся, быстро ускоряя движение. Легко оторвался от земли. Потом стал набирать высоту. Бахчиванджи увеличил угол подъёма. Самолёт уменьшался в своих размерах, но факел за соплом продолжал светиться. Высота — 1500 метров. Самолёт делает разворот, факел исчезает.
...Самолёт описывал кривую в воздухе, подобную той, которую ему прочертила комиссия на бумаге. Планирование — и «кургузый» аппарат плавно приземлился у посадочного знака.
Первый в мире полёт на ракетном самолёте выполнен. И честь первооткрывателя ракетного старта с земли с человеком на борту принадлежит советскому летчику-испытателю капитану Г. Я. Бахчиванджи.
Г. РУНКИН (1987)