Найти тему

Эмираты 2014. Часть 4. Экскурсия по Дубаю

В этот раз я даже не брал с собой водительские права – я примерно представлял, что ехать куда-то в надежде что-то увидеть – бесполезно, кругом пустыня одна, и имело смысл съездить только в Дубай – посмотреть на башни, походить по Дубай-моллу, океанариум и все такое. Поэтому сразу было решено брать обзорную экскурсию, и на этом успокоиться.

Вид на небоскребы Дубая в острова-пальмы
Вид на небоскребы Дубая в острова-пальмы

Заказали индивидуальную экскурсию – микроавтобус на семь мест и русскоговорящий гид. Программа была обычная для этих мест, но нам больше и не надо – подъезд к «паруснику», затем в Madinat Hotel (это там примерно 20$К за неделю), затем проезд на насыпную пальму, фотки на фоне отеля «Atlantis», затем Дубай-молл, океанариум, зоопарк морских животных, поющие фонтаны и подъем на башню Бурж-Халифа. Экскурсия занимала весь день, и стоило это 800$.

Знаменитый дубайский "парусник" - куда ж без него!
Знаменитый дубайский "парусник" - куда ж без него!

Про дороговизну в Эмиратах я уже писал, вот еще несколько фактов: русскоговорящий гид Светлана (гражданин Казахстана) рассказала нам, что она живет с семьей в Дубае с 1998 года, муж – бизнесмен (бизнес связан с продажей запчастей на автомобили), она подрабатывает гидом. Они снимают вполне приличную трехкомнатную квартиру на окраине Дубая за 20 000$ в год, плюс оплата за электричество, коммунальные услуги, плюс медицинская страховка около 3000$ на человека, плюс платное обучение детей, и т.д. Конечно, денег хватает, им лучше, чем в Казахстане, по представьте уровень цен! Это средняя прослойка рабочих эмигрантов, средний класс, так сказать.

Задолго до того, как подъезжаешь к Дубаю, становятся видны высотные здания
Задолго до того, как подъезжаешь к Дубаю, становятся видны высотные здания

Чем дольше меня возили по городу и показывали, что там и как, тем сильнее у меня было впечатление, что Дубай – это огромный финансовый мыльный пузырь. Представьте сам: сотни высотных башен, всякие «чудеса света» по типу насыпных островов, многоуровневый дорожные развязки и т.д. и т.п. Как вы думаете, на какие деньги все это было построено? На нефтяные? Нет.

В эмирате Дубай мало нефти, всегда было мало, вся нефть в эмирате Абу-Даби, и шейх Абу-Даби не спешит ни с кем делиться деньгами. Все это было построено на кредиты.

Сама идея хорошая – сделать из Дубая «чудо света». Там огромный аэропорт, находящийся на перекрестке дорог из Европы и Азии в Африку и Австралию. Это очень грамотный, сильный ход. Отличная погода, отсутствие облачности и зимы позволяет работать аэропорту круглосуточно 365 дней в году. Отсутствие природных катаклизмов – землетрясений, ураганов и прочей ерунды. Миллионы человек следуют транзитом через Дубай. Что делать с этими людьми?

Правильно, нужно забрать у них все деньги.

Мы тоже оставили свои денежки в Дубае, и не жалеем об этом. На прогулке по набережной Дубай-марины
Мы тоже оставили свои денежки в Дубае, и не жалеем об этом. На прогулке по набережной Дубай-марины

Для этого были построены отличные гостиницы, созданы льготные условия для ведения бизнеса, строится недвижимость и создается имидж мирового финансового, учебного, культурного, туристического центра. Но только вот переборщили малость. Сотни высотных домов, постоянная стройка вокруг, постоянные пробки, отсутствие нормальной инфраструктуры для обычного человека (попросту нет детских садов, школ – зачем их строить, их же никому не продашь). Стоимость квартир и вилл зашкаливает за всякие разумные пределы – на «пальме» самая захудалая вилла около 4 миллионов долларов, обычная квартира в высотной башне с видом на Персидский залив – около 2 миллионов долларов. Все это построено на кредиты.

А теперь посмотрим, кто это покупает. Крупные организации – да. Это финансовый центр, и здесь много офисов. Много выставок, конференций и разных сборищ. Нижние 5-10 этажей под завязку забиты гостиницами, офисами и штаб-квартирами. А еще чуть выше выкуплены квартиры для тех, кто там работает. Это очень удобно – ты живешь на 21 этаже, а работаешь на четвертом. И все.

Дальше прокол. Дело в том, что в башнях не 20, и не 30 этажей, а 130. Так вот верхние этажи не востребованы (читай – не выкуплены). Они во многих башнях пустуют. Ну поставьте себя на место обычного человека – потенциального покупателя. Он прилетает в Дубай, видит красивые дома и башни, и желает купить тут квартиру. Но затем он оборачивается и повсюду видит стройку, краны и строительный мусор, повсюду пробки, отсутствие парковок, детских садов, школ, в ресторанах подают только постоянный фаст-фуд, выпивки нет, повсюду рабочие-эмигранты, летом жара до 50 градусов, и за все это с него просят какие-то невменяемые деньги.

Очередь из такси перед Дубай-моллом. Пешком по городу никто не ходит - очень жарко, да и тротуаров почти нет.
Очередь из такси перед Дубай-моллом. Пешком по городу никто не ходит - очень жарко, да и тротуаров почти нет.

Восемь из десяти покупателей разворачиваются и уходят. Тот, кто покупает, не желает здесь жить, а желает вложиться, чтобы через 3-4 года выгодно продать свою недвижимость какому-нибудь лоху, у которого или денег вообще куры не клюют, либо ему очень нужно именно здесь жить, либо, еще лучше, продать организации, которая организует здесь штаб-квартиру. Обычному человеку жить здесь невозможно.

Это фотка обычной высотки в районе Дубай-марины. Если присмотреться, видно, что признаки жизни видны только на 7 балконах из более, чем полусотни...
Это фотка обычной высотки в районе Дубай-марины. Если присмотреться, видно, что признаки жизни видны только на 7 балконах из более, чем полусотни...

Все это строится, строится, но продается только 30-40%. На эти деньги строится новое, а под залог новых проектов берутся новые кредиты. Я не спрашиваю, что со всем этим будет, ЕСЛИ этот пузырь лопнет. Я спрашиваю, что со всем этим будет, КОГДА этот пузырь все же лопнет. Ведь все это стоит гораздо дешевле, чем продается. Ведь покупая здесь квартиру, покупатель фактически платит застройщику не только за свою квартиру, но и за две-три квартиры в этом же доме, которые никогда не будут куплены…

Ну ладно, это мое личное неквалифицированное мнение, которым, к счастью, никто не интересуется, и от которого ничто не зависит…

Самая высокая башня в мире - Бурж-Халифа
Самая высокая башня в мире - Бурж-Халифа

Про саму экскурсию по Дубаю скажу, что мы остались довольны. Прекрасный океанариум, зоопарк с рыбками – детям было что посмотреть. Очень впечатлили поющие фонтаны – они включаются перед Дубай-моллом каждые полчаса, начиная с 17.30, очень красиво.

Танцующие фонтаны перед Дубай-моллом. Очень красиво выглядят вживую
Танцующие фонтаны перед Дубай-моллом. Очень красиво выглядят вживую

На самую высокую башню в мире Бурж-Халифа мы поднимались уже около шести вечера, к сожалению, было уже темно, был виден ночной город, но я предпочел бы подняться днем. Самая высокая башня – это, как и почти все в Дубае, чистой воды маркетинг. Судите сами – башня высотой 828 метров, самые верхние 40 этажей – технические, попасть туда невозможно. Стандартная экскурсия – это подъем на 124 этаж, это высота 525 метров, то есть чуть больше половины. Конечно, находясь внутри, и даже выйдя на смотровую площадку, невозможно понять, что ты не на вершине, а в середине здания. Конечно, об этом никто не говорит. Наоборот, слоган этого подъема – «At the top», то есть на вершине. Говорится об этом, как о подъеме на самое высокое здание мира. Но даже не это главное.

Это лифт, на котором поднимают туристов на башню, на нем слоган подъема на башню - At the top Burj Khalifa
Это лифт, на котором поднимают туристов на башню, на нем слоган подъема на башню - At the top Burj Khalifa

Башня (как и все в Дубае) позиционируется как «новое чудо света», и подняться на нее желают тысячи людей. 80% из них не задумываются о том, что они окажутся на средних этажах здания, для них это – «подъем на самое высокое здание мира». Конечно, с них нужно содрать побольше денег. Ажиотаж такой, что купить билет можно только на следующий день. Стоимость такого билета – 120 дирхам (около 35$). И очередь из желающих подняться такая, что нужно стоять минут 30, чтобы попасть в лифт, который тебя поднимет.

Но тот, кто пришел, и хочет подняться прямо сейчас, а не завтра, может купить билет за 400 дирхам, и его проведут к лифту без очереди. Это так называемый «VIP» гость.

Этот несчастный VIP-гость, когда покупает билет и едет в лифте, даже не думает о том, что обратно ему нужно будет спускаться на этом же лифте, и чтобы попасть в него, ему нужно будет отстоять в очереди на этот лифт вместе с теми, кто сейчас стоит в очереди на подъем… Эта очередь обратно даже длиннее, чем наверх, мы стояли в ней около 50 минут. Вот это кидалово по-арабски! Тебе умудряются впарить втридорого то, что все купили по обычной цене, но на самом деле и для всех остальных это несоизмеримо дорого - тебя всего лишь покатали на лифте, и ты оказался на смотровой площадке 124 этажа обычного здания. Все!

В трубе океанариума
В трубе океанариума

Не все так ужасно, конечно. Я пишу о самых неприятных вещах затем, чтобы тот, кто это прочитает, знал бы, с чем ему придется столкнуться. Хорошее человек и сам для себя выберет и найдет. Конечно, и у нас на экскурсии было много интересного и познавательного. Например, нам очень понравились танцующие фонтаны перед Дубай-Моллом, и океанариум...

Ну а в целом, в целом эти джунгли каменные, мне как городскому жителю, увы, неинтересны…

Вот ссылки на другие части рассказа о нашем путешествии:

Эмираты 2014. Оглавление

Эмираты 2014. Часть 1. Дорога

Эмираты 2014. Часть 2. Кто и как там живет

Эмираты 2014. Часть 3. Отель Radisson Blu Fujairah

Эмираты 2014. Часть 4. Экскурсия по Дубаю

Эмираты 2014. Часть 5. Экскурсия на полуостров Мусандам

Эмираты 2014. Часть 6. Аквапарк Dreamland