Найти тему
Мотошкола.ру

Militaire/Militor

В самом начале прошлого века и в конце позапрошлого, когда только-только начали появляться мотоциклы, то поначалу они представляли собой моторизованные велосипеды. В некоторых случаях двигатель даже не был встроен в раму, а прикреплялся к колесу, или над колесом, имея при этом как задний, так и передний привод. И даже эти конструкции было принято называть мотоциклами. К началу века моторизованный велосипед был постепенно вытеснен настоящим мотоциклом и появились десятки брендов с одним, двумя или четырьмя цилиндрами, большие и маленькие, от дешманских до лакшери.

Но, тогда, как и сейчас, бытовало мнение, мол “все не транспорт, что между ног” и в 1915 году некий предприниматель по имени Норман Синклер презентовал “двухколесный автомобиль”. Он утверждал, что это автомобиль. То есть не мотоцикл, нет. Его двухколесный автомобиль был “настолько достоен и утончен, что не мог быть мотоциклом”. А когда с ним не соглашались, то он говорил:

Хотите мотоцикл, покупайте Харлей или Индиан или что-то столь же грязное и шумное.

Норман Синклер потерял миллионы чужих долларов, пять раз обанкротился и написал одну из самых интересных глав в истории мотоциклов.

Концепт Ohio
Концепт Ohio

С чего все начиналось. В 1910 году некая канадская компания представила весьма любопытный прототип, который уже тогда производитель назвал «автомобилем», а не мотоциклом. По сути, это своего рода двухколесный автомобиль с двумя боковыми колесиками, которые можно поднимать с помощью рычага для обеспечения устойчивости на низких скоростях и в неподвижном состоянии. Проект не был реализован, и в 1913 году компания была куплена Н. Р. Синклером, из Буффало.

Синклер нашел инвесторов, которые поддержали проект, который впоследствии стал Militaire 1915 года. Основная идея заключалась в том, чтобы уйти от имиджа грязного и шумного мотоцикла того времени. Детище Синклера состояло из набора рамных балок, точно таких же, как на автомобиле, только расположенных ближе друг к другу. Двигатель, рядный четырехцилиндровый, был закреплен болтами между ними одновременно служил конструктивным элементом для придания жесткости. Рулевое управление имело привод через систему рычагов, а не непосредственно, как на велосипеде или мотоцикле.

Через несколько лет Карл Нерахер создаст свой концептуально похожий полу-автомобиль Нер-а-кар, с подобным рулевым управлением, похожей рамой, низкой посадкой и длинной базой, но уже капотированный, как автомобиль. Кстати, несмотря на авантюристичность этой идеи, именно Нер-а-кар был наиболее успешен и производился и в США и в Европе.

Ner-a-car
Ner-a-car

Справделивости ради нужно сказать, что подобная схема впервые применилась на мотоциклах Зенит Bi-Car (опять car) 1905 года и именно ее запатентовал Неракер для своего детища.

Zenith Bi-car
Zenith Bi-car

Вернемся к Militaire.

Несмотря на относительно короткую производственную жизнь, Militaire претерпел несколько изменений в дизайне, производственных площадок и, в конечном итоге, сменил название на Militor. Первая версия Ohio, еще до Синклера, просуществовала всего два года и была оснащена 480-кубовым одноцилиндровым двигателем с вентилятором для охлаждения.

Когда канадская фирма обанкротилась и ее активы были куплены Синклером, то мотомобиль получил свой собственный 4-х цилиндровый двигатель, рулевое колесо было заменено привычным для мотоцикла рулем. Выдвижные задние направляющие колеса были сохранены, сохраняя концепцию чистых ботинок. Главная передача получила с гипоидные шестерни, а также было внедрено многодисковое сухое сцепление, которое размещалось в корпусе коробки передач. Сама КПП имела три скорости вперед и одну назад, при этом рычаг переключения передач расположен, как в автомобиле, в верхней части коробки. Ножное сцепление зачем-то сделали справа, педаль единственного - заднего тормоза - слева.

Впускные клапаны находились над выпускными в карманах с одной стороны головки. Карбюратор находится в задней части длинного коллектора, и, судя по маленькому совку, направляющему теплый воздух в поплавковую чашу, этот длинный коллектор нужно было убедить, чтобы топливо испарялось при его движении к передним цилиндрам. На видео ниже слышно, как мотор работает неровно, возможно по этой причине.

Теперь посмотрим на переднюю подвеску, понятно, что если это автомобиль, то никакой вилки мы не увидим. Это центральное рулевое управление, в первой версии там планировалось рулевое колесо, но затем все же разум восторжествовал над дизайном и мотоцикл получил руль, как у мотоцикла.

Сама передняя подвеска рычажная, как в Зените 1905 года. Такая схема реинкарнировалась в конце 1980-х в Ямахе GTS1000.

Но, какой же автомобиль может быть с боковой подножкой?! В рекламе Militaire показывали хорошо одетого мужчину в костюме и шляпе, в изысканной обстановке, склоняющего шляпу перед дамами и джентльменами. Кто бы в таком случае любил, чтобы его ботинки были грязными или пыльными, что и происходило в то время, когда мотоциклист опускал ноги. И тут на выручку приходит комплект парковочных колес, то есть два маленьких колеса, сзади по бокам, как на детском велосипеде.

-4

Перед остановкой водитель Милитара нажимает на специальную педаль и выпускает эти запасные шасси. Потом, когда, когда мотоцикл стартует, нажимается другая педаль и колеса поднимаются вверх.

Через два года, в 1917 году инженер Harry Barsby запатентовантовал “безопасные подножки Барсби”, которые помимо прочего еще и выжимали сцепление при остановке.

Подножки Барсби
Подножки Барсби

Судя по другим неординарным решениям похоже, что и у инженеров, участвующих в проектировании этого ТС, были развязаны руки. Например, педаль шагового стартера с приводом на маховик двигателя. Изоляция жопы водителя от неровностей дороги реализовано в консольном сидении, но лучше посмотрите сами на заднее колесо, это сложно описать словами.

-6

28-ми(!) дюймовые колеса были деревяными. К 1915 году металлические спицы были явно лучше, но Синклеру больше нравился старый стиль. Мало того, колеса с деревянными спицами были известны как артиллерийские колеса или, военные колеса, отсюда и пошло название машины. Кстати, табличка на раме намекает, что это является Militaire-Car.

-7

В те годы на мотоциклетном рынке было зарегистрировано несколько сотен брендов, большинство из которых были больше похожи на семейные бизнесы или компанию из пары приятелей, которые строили раму или две и покупали двигатели, колеса, тормоза и так далее у сторонних поставщиков. Не у всех же брат работает в мастерских железнодорожного депо, как у Дэвидсона, друга Харли.

У Militaire, однако, есть свой собственный двигатель и коробка передач. То же самое касается рамы, кузовных деталей и так далее.

А вот магнето – это Bosch. Историк Грифф Боргесон, который знает об этой эпохе все, что только возможно, пишет, что Америка была в значительной степени развивающейся страной до Первой мировой войны и зависела от Европы в вопросах металлургии, литья и ковки. Импортировать крупповскую сталь и другие элементы, требующие технологий, было проще и престижнее, чем делать это у себя дома. Магнето было проще купить в Германии.

Militaire был запущен в официальное производство в 1915 году. Это произвело фурор в газетах, было много рекламы. Но, рынок непредсказуем и далеко не все захотели непонятные авто-мотоциклы и большинство людей хотели все же настоящие автомобили — с четырьмя колесами, с электрическим запуском, крышей и дверями.

Потеря клиентов не остановила мистера Синклера. С 1917 по 1922 год в Джерси-Сити, а затем в Спрингфилде, появился Militor. У Синклера опять нашлось некоторое количество сторонников-инвесторов, и он снова дал волю инженерам.

-8

На этот раз его узкий автомобиль 1) потерял стояночные колеса и 2) обзавелся коляской. Милитор - начинал новую жизнь, пришел с коляской и только с коляской. Что изменилось? Теперь отсутствуют стояночные колеса; рычаг стартера перемещен справа налево, где водитель мог на него наступать; сцепление теперь слева, как и было стандартизировано для авто.

-9

Что еще более важно, тонкие направляющие рамы были заменены штампованной платформой. Шасси по-прежнему было горизонтальным, конструкция рулевой колонки стала прочнее и проще, и появилась телескопическая вилка!

Сиденье больше не консольное. В этом нет необходимости, потому что заднее колесо получило рессорную подвеску.

Двигателю потребовалось больше мощности, чтобы тянуть дополнительный вес и мотор стал полностью верхнеклапанным. Карбюратор наконец-то разместили в центре двигателя, где он и должен быть, а магнето Бош заменили на родное американское от Эдисона.

У Милитора есть то, что можно назвать кузовом. Крылья полностью закрыты, чтобы лучше защищать от грязи и брызг. Коляска имеет верх и лобовое стекло. Полики приобрели стильный изгиб, а спицы колес окрашены, скрывая свое деревяное происхождение.

Команда дизайнеров проделала хорошую работу, но это не спасло, и контора Синклера в очередной раз обанкротилась. Через несколько лет после того, как Милиторы обанкротились в пятый раз, Норман Синклер исчез.

Несколько мотоциклов осталось. Один из них сгорел в пожаре 2021, парочка, как говорят, находятся в частных коллекциях в Южной Африке.