Продолжая серию о знаковых фотографах "Нашей Германии" хочу рассказать про Уте Малер — одну из самых известных фотографов бывшей ГДР. После падения стены в 1989 году, она вместе с несколькими восточногерманскими коллегами основала весьма успешное агентство OSTKREUZ.
Этот материал посвящен её серии «Zusammenleben» («Жить вместе»), который она начала более 45 лет назад, где документировала, как люди в бывшей Восточной Германии жили вместе, несмотря на предрассудки.
Далее, адаптированное и переведенное на русский язык интервью Уте Малер, журналисту Йонасу Куэнину и подборка снимков, прошедших через программу улучшения качества и разрешения (в русском сегменте интернета я нашёл только фото с небольшим разрешением и решил это исправить).
Было ли чем-то особенным быть фотографом в Восточной Германии?
После изучения фотографии в Высшей школе графики в Лейпциге, я начала работать в сфере моды. Я отложил свою мечту о работе репортером, потому что в то время в тех немногих журналах, которые издавались в ГДР, не было вакансий. Я фотографировала для Sibylle, журнала о культуре и моде, который ценил фотографию. Я работала фрилансером с 1972 по 1988 год, в течение этого времени я также делала снимки для себя, некоторые из которых появились в «Zusammenleben». Но возможности фотографа были ограничены.
В крупных и средних городах существовали небольшие галереи, где выставлялась фотографии. Были также снимки, в которых образы были сформированы критическим взглядом на реальность страны.
Большинство людей в то время могли «читать между строк», расшифровывать изображения и распознавать символы.
Ваши фото передают чувство свободы между людьми и даже радости. Это реальность, которую не часто видишь, когда говоришь о ГДР...
Многие граждане ушли в частную жизнь, чтобы избежать давления государства и обрести собственную свободу. Жизнь в ГДР была не только простой и мрачной. Мы устраивали пышные вечеринки и отмечали наше достоинство как личностей. Мои фотографии показывают, что происходило в личной жизни.
Что вас больше всего удивило как фотографа в ГДР?
Сегодня я все еще поражаюсь доверию, которое испытывали ко мне люди, которых я фотографировала. Они также позволили мне показывать фотографии, на которых они не обязательно выглядели счастливыми.
Есть трогательная фотография мужчины в постели с ребенком на животе. Не могли бы вы рассказать историю, стоящую за этим снимком?
На многих моих фото люди запечатлены в интимные моменты. Я почувствовала, что должна также рассказать о себе в этой серии. На снимке вы можете видеть моего мужа Вернера и нашего сына Пола. Это настоящая семейная фотография, на которой я тоже есть, моя нога в правом нижнем углу (смеётся).
Название «Жить вместе», возможно, связано с воссоединением Германии?
Сериал снимался исключительно в ГДР. В сюжете есть что-то универсальное. Я уверена, что обнаружила бы похожие ситуации в тогдашней Федеративной Республике Германия. В определенном смысле мы тоже были похожи.
Вы говорите, что сделали эти снимки для себя. Думали ли вы в то время, что они станут историческими документами?
В своих личных проектах я пытаюсь прояснить вопросы, которые у меня на уме. Когда я начала делать эти снимки, я был
очень молода, мне было 23 года, и я просто хотела узнать, как другие люди живут вместе. Я никогда не задумывалась об историческом измерении. Тот факт, что стена однажды падет, был за пределами моего воображения.
В 1979 году вы снимали в Париже. Легко ли вам было покинуть ГДР?
Фотографы ГДР официально участвовали в конкурсе Photokina 1978 года. Тема была «работа и досуг». Я выиграла главный приз со своим сериалом о цирке. С одной стороны, чиновники ГДР были горды, с другой стороны, они столкнулись с проблемой. Призом был билет на самолет авиакомпании Lufthansa. А Lufthansa не летала в ГДР. Поэтому мне пришлось получать визу для несоциалистических зарубежных стран. Я хотела поехать только в Париж. Мысленно я всегда представляла, что мне не разрешат путешествовать, пока мне не исполнится 60. С этой наградой это внезапно показалось возможным.
Затем потребовался почти год, чтобы получить 9-дневную визу.
В 1990 году вместе с шестью другими фотографами из ГДР вы основали агентство Ostkreuz. В каком контексте?
В январе 1990 года все журналы и другие клиенты в ГДР, на которых я ранее работала, были ликвидированы. В то время мне было 40 лет, и мне пришлось начинать полностью с нуля.
Мы также основали Ostkreuz, потому что вместе мы сильнее. С одной стороны, объединение фотографов было экономическим решением. С другой стороны, мы хотели увековечить фотографию в ГДР. Мы основали агентство весной 1990 года, вначале у нас не было ни помещения, ни телефона.
Когда у нас все это было, мы наняли сотрудника, который принимал заказы для нас, потому что мы были в дороге, чтобы делать снимки. Все коммерческие соглашения, контракты, которые мы знали в ГДР, в то время были недействительны. Мы не знали, каковы были обычные расходы за пределами ГДР. Мы понятия не имели о процедурах в агентстве, о том, как составлять накладные. Нам пришлось всему переучиваться.
Вы все еще фотографируете сегодня?
В настоящее время мы с Вернером Малером работаем над новым крупным проектом «Великие реки Европы», который займет у нас еще два года. Я не могу представить, что когда-нибудь перестану фотографировать. Пока я могу видеть и двигаться, я буду продолжать фотографировать.
На этом всё, спасибо за внимание. Продолжение, следует...
Подборки старых фото не мой любимый формат, но их хотя бы читают. От себя хочу порекомендовать наши авторские материалы о наследии ГСВГ в Германии.