К батарее "Шведе" ведет длинная бетонная потерна. В фортификации потерной называют подземный коридор или галерею, связывающий бастионы крепости.
Здесь нужно сделать небольшое отступление и рассказать о предыстории появления этого необычного сооружения. В 60-е годы XIX века для военных во всём мире стало очевидным, что гладкоствольная артиллерия уходит в прошлое, а преимущества нарезных орудий сомнений уже не вызывали. Правда полный переход к новым типам пушек затянулся на двадцать лет и завершился только в 1880-х годах. Эту тему я уже затрагивал в статье посвященной истории форта.
Одновременно сложилось убеждение, что самой эффективной защитой для морских укреплений от снарядов нарезных орудий является броня. Во всём мире начинаются работы по испытаниям броневых башен, казематов, брустверов. Не осталась в стороне и Россия – эксперименты с броневыми закрытиями начались на Константиновской батарее. Этот форт был выбран в качестве опытной площадке не случайно – он имел наиболее выгодное расположение и полностью контролировал главный корабельный фарватер, проходящий вдоль южного берега Котлина. Неудивительно, что его первым решили оснастить новейшими для того времени средствами защиты. Работы начались в 1863 году и всего было построено пять броневых брустверов. Но до нашего времени сохранился всего один, и его мы сейчас и посмотрим.
Разработчиком этого укрепления был военный инженер, подполковник Альберт Шведе. Так что батарея названа в честь автора проекта. Первоначально это была открытая артиллерийская позиция - перед орудиями была установлена наклонная стенка из мощных гранитных блоков.
Вооружение батареи состояло из пяти нарезных 8-дюймовых пушек, изготовленных на заводах Круппа в Германии. У орудий был сильный откат, поэтому для его ограничения применялся специальный канат. Он продевался в отверстия станины лафета и своими концами крепился к брустверу.
На батарее "Шведе" для его крепления по сторонам от амбразур предусмотрены большие железные кольца - рымы, которые сохранились до нашего времени.
Полностью уцелел и блиндаж над орудиями, который появился здесь в конце XIX века. Дело в том, что уже в ходе строительства броневых брустверов стали выявляться их недостатки, среди которых было и отсутствие защиты от навесного огня. Поэтому появилась идея устроить над ними блиндированные металлические покрытия, которые были заказаны на заводе Бёрда в Петербурге. Достоверно известно, что блиндажи в итоге были установлены над двумя позициями. Когда строилась батарея “Брылкин” эти брустверы были разобраны и блиндаж одного из них после переделки оказался над батарей "Шведе".
Снаружи гранитная стенка была облицована броней толщиной от 7,5 до 10 дюймов (примерно 20-25 см.) Тогда отечественного производства брони еще не было и пришлось обращаться к потенциальному противнику. Заказ разместили на заводе компании “Джон Браун” в Шеффилде. Это был тогда крупнейший британский производитель броневых плит. Что интересно, когда размещали заказ в 1863 году, случилось очередное обострение отношений с Англией, связанное с подавлением польского мятежа и были опасения, что возможна война наподобие недавно окончившейся Крымской. При этом на английском заводе делали броню, чтобы от английского же флота и защищаться. В те времена политику и бизнес абсолютно не смешивали.
Впоследствии, уже в 70-е годы XIX века здесь были установлены более мощные 11-дюймовые орудия отечественного производства, аналогичные тем, что использовались на батарее «Троицкой».
Сама батарея "Шведе" так и осталась в единственном экземпляре - использование броневых закрытий в фортификации широкого применения не получило. Узкие амбразуры очень сильно ограничивали сектор обстрела. Частично эту проблему решали броневые вращающиеся башни. Но здесь свою роль сыграла и высокая цена. Броня стоила очень дорого и поэтому посчитали, что её дальнейшее применение не целесообразно. Все остальные бронированные укрепления были в разное время разобраны, а вот "Шведе" уцелела - отделить броневые листы от гранитной стенки не получилось. Ни в 60-е годы прошлого века, когда весь металл с "Константина" и других фортов был срезан и отправлен на переплавку, ни в более поздние времена, когда форты были заброшенными и оттуда тащили, всё, что не было вывезено с самого начала. Так, что это без преувеличения уникальное сооружение – памятник отечественной военно-инженерной мысли. Всё-таки это было первое в мире подобное укрепление.
Зимой амбразуры закрыты, но в летнее время, если повезёт, защитные пластиковые щиты могут быть убраны и появится возможность посмотреть это укрепление снаружи. Обычно, экскурсанты сразу обращают внимание на странное нагромождение камней и гранитных блоков сразу перед батареей. Но, об этом читайте в продолжении.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...