Двадцать пилотов Формулы-1. Пять красных огней. Момент, который может изменить ход гонки. Старт Гран-при Формулы-1 - важный момент, требующий исключительного мастерства от пилотов и быстрого принятия решений их командами.
Болиды Формулы-1 выстраиваются на стартовой решетке в 10 рядов в шахматном порядке по два. Каждый болид находится на восемь метров впереди предыдущего. Поул–позиция в самом начале стартовой решетки, где находится самый быстрый гонщик в прошедшей квалификации, обычно находится на "гоночной линии" - той стороне трассы, которую гонщики используют на спуске к первому повороту.
На платформе над стартовой решеткой один за другим загораются пять красных стартовых огней. Затем, после случайно выбранного и контролируемого компьютером времени ожидания от 0,2 до 3 секунд, все они гаснут одновременно. Гонка начинается.
Пилоты Формулы-1 - экстраординарные люди с быстрой реакцией. В среднем они запускают свои машины всего через 0,2 секунды после того, как гаснет свет.
"Мне нравится старт", - говорит Мик Шумахер, который провел 43 гонки за команду Haas F1 в 2021 и 2022 годах, прежде чем стать резервным пилотом Mercedes. "Старт - одно из мест, где я чувствовал себя наиболее уверенно и комфортно. Это один из самых захватывающих моментов гонки".
Члены команды на пит-уолле, такие как стратег Берни Коллинз, знают, что сам старт зависит только от гонщика.
"Это единственный момент, когда вы ничего не можете сделать", - говорит она. "Вы как зритель. Вы не можете взаимодействовать с пилотом – они настолько сосредоточены на том, что делают".
Запуск болида Формулы-1 на стартовой решетке требует координации рук, ног и мозга.
"Вы должны выжимать сцепление (используя подрулевой переключатель на рулевом колесе), но также одновременно выжимать мощность (с помощью педали акселератора)", - объясняет Шумахер. "Это очень тонкая грань. Всегда нужно иметь немного пробуксовки, потому что это даст вам немного больше мощности".
Пилоты Формулы-1 запускают свои машины в среднем через 0,2 секунды после того, как гаснут стартовые огни. Гонка от стартовой решетки до первого поворота представляет собой маниакальную смесь атакующего и оборонительного вождения. Быстрые стартеры борются за обгон. Медленные стартеры борются за то, чтобы их не обогнали.
"Всё зависит от того, был ли хороший старт или нет," – говорит Шумахер. "Выбираю ли я рискованную линию с внешней стороны (первого поворота)? Я мог бы выиграть две или три позиции. Или я подстрахуюсь и поеду внутрь?"
На пит-уолле стратеги с тревогой следят за стартом гонки.
"Вы следите за тем, где гонщик выйдет после первого поворота", - говорит Берни Коллинз. "После нескольких поворотов, Вы понимаете на каких позициях находятся ваши машины".
"Вы начинаете смотреть на то, как это может повлиять на стратегию и ваше продвижение в гонке. Кто впереди, кто позади вас? Требуется несколько поворотов, чтобы занять ту статичную позицию, с которой вы можете начать выполнять все свои стратегические симуляции".
Процедура старта и гонка к первому повороту требуют от гонщика Формулы-1 исключительного мастерства. Шумахер говорит, что в этот момент срабатывают гоночные инстинкты.
"Когда ты находишься в момент старта, ты ни о чем не думаешь. Если вы будете думать обо всем, время реакции замедлится. Если вы будете делать это инстинктивно, это будет немного быстрее."
Источник: официальный сайт чемпионата
Читайте другие статьи из серии «Для новичков о Формуле-1» по ссылке ниже.