Вертолёты Ка-18, экспонировавшиеся на ВДНХ СССР

Когда я писал статью о наборе открыток «ВДНХ СССР», меня заинтересовал вертолёт Ка-18, изображённый на открытке № 12.

Я захотел узнать, как сложилась судьба именно этого экземпляра Ка-18, который экспонировался в 1960 г. на ВДНХ СССР в павильоне «Транспорт СССР». Я знал, что открытка выполнена с фотографии, сделанной советским фотожурналистом Иваном Михайловичем Шагиным (1904-1982), но именно этого снимка среди работ И.М. Шагина, опубликованных в интернете, я не нашёл. Зато нашёл два аналогичных, притом одна фотография была цветной.

Нашёл я и фотографии, сделанные посетителями ВДНХ СССР, с изображением этого вертолёта Ка-18 с опознавательным знаком гражданского воздушного судна «СССР-68627».

Вертолёт Ка-18 «СССР-68627», вероятно, был создан на заводе №938 в Люберцах, куда в 1955 г. было переведено с завода № 82 в Тушино конструкторское бюро Николая Ильича Камова (1902-1973) для продолжения работ по вертолётам (в 1966 г. предприятие получило название «Ухтомский вертолётный завод»).

Вертолёт Ка-18 «СССР-68627». Рисунок из приложения к журналу «Моделист-конструктор» «Авиаколлекция» № 7 2016 г.
Вертолёт Ка-18 «СССР-68627». Рисунок из приложения к журналу «Моделист-конструктор» «Авиаколлекция» № 7 2016 г.

Скорее всего, данный экземпляр являлся одним из прототипов Ка-18 (по официальным данным, было 4 прототипа), так как нет сведений о его заводском номере и дате выпуска. В книге Лидии Кузьминой «Неизвестный Камов. Гений вертикального взлета» я увидел фотографию группы инженеров КБ на фоне именно этого вертолёта, датированную 1956 годом.

Инженеры КБ, участники проектирования Ка-18 — воздушного такси: Александр Нуреев, Галина Власенко, Инна Малыгина, Николай Строков, Людмила Газина, Лев Сверканов, Виктор Игнатушкин. 1956 год.
Инженеры КБ, участники проектирования Ка-18 — воздушного такси: Александр Нуреев, Галина Власенко, Инна Малыгина, Николай Строков, Людмила Газина, Лев Сверканов, Виктор Игнатушкин. 1956 год.

Известно, что первый полёт Ка-18 состоялся 13 октября 1956 г. под управлением лётчика-испытателя КБ Дмитрия Константиновича Ефремова (1920-1962). А на этом фото явно ещё лето, тогда был ли смысл фотографироваться возле вертолёта, который ещё ни разу не летал? А вот другая фотография, на которой то же место, тот же вертолёт, те же деревья (сравнил по верхушкам), но дата – 1959 г.

Н.И. Камов со своими сотрудниками возле Ка-18 «СССР-68627». 1959 г.  Источник https://war-book.ru/vertolet-kamov-ka-18/#photos-1.
Н.И. Камов со своими сотрудниками возле Ка-18 «СССР-68627». 1959 г. Источник https://war-book.ru/vertolet-kamov-ka-18/#photos-1.

Есть и другие фото Ка-18 «СССР-68627» на том же месте, по которым можно сделать вывод, что это вертолётная площадка конструкторского бюро, но эти фото не датированы. Так 1956 г. или 1959 г.?

Подготовка Ка-18 «СССР-68627» к полёту. Источник https://war-book.ru/vertolet-kamov-ka-18/#photos-12.
Подготовка Ка-18 «СССР-68627» к полёту. Источник https://war-book.ru/vertolet-kamov-ka-18/#photos-12.

Вертолёт Ка-18 «СССР-68627» числился за Государственным комитетом СМ СССР по авиационной технике (ГКАТ), участвовал в испытаниях. Есть несколько фотографий лётчика-испытателя КБ Д.К. Ефремова именно с этим вертолётом.

Летчик-испытатель шеф-пилот КБ Дмитрий Константинович Ефремов возле Ка-18 «СССР-68627». Фото из архива ОКБ им. Н.И. Камова. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/68627-02.jpg.
Летчик-испытатель шеф-пилот КБ Дмитрий Константинович Ефремов возле Ка-18 «СССР-68627». Фото из архива ОКБ им. Н.И. Камова. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/68627-02.jpg.

В соответствии с приказом ГУ ГВФ №019 от 31.03.1958 г. «О введении пятизначных опознавательных знаков гражданских ВС» до 31.08.1959 г. была произведена замена старых опознавательным знаков на новые. Вновь выпушенные вертолёты получали новые знаки с 01.04.1958 г.

Знак после надписи «СССР» получил пятизначный номер, написанный через дефис. До этого, кроме цифр, знак имел литеру, обозначавшую принадлежность машины к определённому ведомству. Получается, что вертолёт Ка-18 «СССР-68627» не мог иметь этот номером в 1956 г. Или мог? Ясно только то, что Ка-18 «СССР-68627» экспонировался на ВДНХ СССР в 1960 г.

В 1960 г. Н.И. Камов был награждён большой золотой медалью ВДНХ СССР за внедрение вертолётов в народное хозяйство. Известно, что после ВДНХ СССР вертолёт Ка-18 «СССР-68627» экспонировался в Центральном доме авиации им. М. В. Фрунзе (с 1963 г. – Центральный Дом авиации и космонавтики им. М. В. Фрунзе) в Москве.

Ка-18 «СССР-68627» - экспонат ЦДАиК. 1960-е гг. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/68627-80-01.jpg.
Ка-18 «СССР-68627» - экспонат ЦДАиК. 1960-е гг. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/68627-80-01.jpg.

В дальнейшем Ка-18 «СССР-68627» был передан в Музей ВВС в Монино, где был выставлен в одном из залов до конца 1960-х гг.

Ка-18 «СССР-68627» в музее ВВС. Автор фото: Н.В. Якубович. 1967-1969 гг. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/68627-20.jpg.
Ка-18 «СССР-68627» в музее ВВС. Автор фото: Н.В. Якубович. 1967-1969 гг. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/68627-20.jpg.

В 1970-е гг. Ка-18 «СССР-68627» был возвращён на Ухтомский вертолётный завод, где находился до 2000-х гг. Последнее из известных фото этого вертолёта было сделано в 2000 г. Алексеем Михеевым. Ка-18 «СССР-68627» находился на хранении на территории лётно-испытательного комплекса ОКБ «Камов» в разукомплектованном виде.

Останки Ка-18 «СССР-68627». 2000 г. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/68627-2000.jpg.
Останки Ка-18 «СССР-68627». 2000 г. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/68627-2000.jpg.

В начале 1970-х гг. вертолеты Ка-18 начали заменяться на более совершенную модель Ка-26, однако, многие машины оставались в эксплуатации ещё до середины 1970-х гг., а некоторые и дольше. До наших дней сохранились только два экземпляра данного вертолета, жаль, что это не «СССР-68627», но его судьбу хотя бы можно отследить. Меньше повезло двум другим Ка-18, также выставлявшимся на ВДНХ СССР. О них информации вообще нет.

Оказывается, что ещё в 1959 г. на ВДНХ СССР экспонировался Ка-18 с ложным опознавательным знаком гражданского воздушного судна «СССР-00001». Его можно увидеть на фото под правым крылом самолёта Ту-104А «СССР-42394», находившегося на ВДНХ СССР с июня 1959 г. по июль 1960 г.

Экспозиция авиатехники на ВДНХ СССР. 1959 г. Источник https://pastvu.com/p/1328571.
Экспозиция авиатехники на ВДНХ СССР. 1959 г. Источник https://pastvu.com/p/1328571.
Вертолёт Ка-18 на фрагменте фото экспозиции авиатехники на ВДНХ СССР. 1959 г. Источник https://pastvu.com/p/1328571.
Вертолёт Ка-18 на фрагменте фото экспозиции авиатехники на ВДНХ СССР. 1959 г. Источник https://pastvu.com/p/1328571.

К сожалению, фотографии Ка-18 «СССР-00001», сделанной с близкого расстояния, мне найти не удалось. Так же нет никакой информации о заводском номере и годе выпуска данного экземпляра. Увеличивая различные фото, на которых был запечатлён Ка-18 «СССР-00001», мне удалось определить, что его ливрея была трёхцветной. Верх машины был красным, низ – серебристым. Эти два цвета разделяла широкая белая полоса в виде молнии с красной окантовкой.

ВДНХ СССР. Фото из журнала «Смена», 1959 г., № 14.
ВДНХ СССР. Фото из журнала «Смена», 1959 г., № 14.
Вертолёт Ка-18 на фрагменте фото из журнала «Смена», 1959 г., № 14.
Вертолёт Ка-18 на фрагменте фото из журнала «Смена», 1959 г., № 14.

Бортовой номер «СССР-00001» мне удалось разглядеть только на одной чёрно-белой любительской фотографии.

Фрагмент фотографии, на которой виден хвост вертолёта Ка-18 «СССР-00001». Источник https://varjag2007su.livejournal.com/1386573.html.
Фрагмент фотографии, на которой виден хвост вертолёта Ка-18 «СССР-00001». Источник https://varjag2007su.livejournal.com/1386573.html.

Получается, что Ка-18 «СССР- 00001» очень похож на серийный (2 серии) Ка-18 «СССР-64572», построенный на заводе №99 в Улан-Уде в 1959 г. и эксплуатировавшийся Московской отдельной авиационной группой специального применения и воздушных съёмок (МОАГ СПиВС).

Вертолёт Ка-18 «СССР-64572». Источник https://airwar.ru/enc/uh/ka18.html.
Вертолёт Ка-18 «СССР-64572». Источник https://airwar.ru/enc/uh/ka18.html.

Мог ли вертолёт Ка-18 «СССР-64572» в 1959 г. на ВДНХ СССР выступать в роли «СССР-00001». Думаю, что мог, как и какой-нибудь другой серийный Ка-18.

Есть фото третьего вертолёта Ка-18, также экспонировавшегося на ВДНХ, но ни заводской номер, ни год выпуска его также неизвестны. Кроме того, у него нет опознавательного знака. Ко всему этому, неизвестно, в каком году он был на ВДНХ СССР.

Вертолёт Ка-18. Москва. ВДНХ. Фото из архива Геннадия Фёдоровича Петрова. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/18-GAI-20.jpg.
Вертолёт Ка-18. Москва. ВДНХ. Фото из архива Геннадия Фёдоровича Петрова. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/18-GAI-20.jpg.

Есть фото этого же Ка-18 с надписью «милиция» на дверях.

Патрульный вариант Ка-18 для нужд милиции. Фото из архива ОКБ им. Н.И. Камова. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/18-GAI-01.jpg.
Патрульный вариант Ка-18 для нужд милиции. Фото из архива ОКБ им. Н.И. Камова. Источник http://aviahistory.ucoz.ru/FOTO/KA-18/18-GAI-01.jpg.

Можно предположить, что этот милицейский Ка-18 был жёлтого цвета. Возможно, именно этот вертолёт изображён на значке «Вертолёт КА-18» из серии «ВДНХ СССР».

Знак «Вертолёт КА-18» из серии «ВДНХ СССР».
Знак «Вертолёт КА-18» из серии «ВДНХ СССР».

Это всё, что я смог найти о вертолётах Ка-18, экспонировавшихся на ВДНХ СССР. С удовольствием делюсь информацией и буду рад любым дополнительным сведениям.

Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.

Рекомендую посмотреть: