Найти тему

Добродетель, упавшая в мрачный погреб

Тюркский завоеватель (нейросеть Dream by WOMBO)
Тюркский завоеватель (нейросеть Dream by WOMBO)

В одном из прошлых топиков я уже писал о тёмно-фэнтезийном творчестве основоположника башкирской фэнтези Ренарта Шарипова. Сегодня хотел бы познакомить с одной из последних книг, вышедших из-под его пера. И кто это сделает лучше, чем непревзойдённый критик и эссеист (это лишь одна из его творческих граней) Александр Леонидов…

Александр ЛЕОНИДОВ

НА КОРАБЛЕ ИЗ ВРЕМЕНИ В ВЕЧНОСТЬ

В издательстве «Мир Печати» в рамках книгоиздательских проектов УЛИСС вышла замечательная книга на все времена – том избранных произведений Ренарта Глюсовича Шарипова "Сага старого гунна". Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: золотоискатель Шарипов собирал уральские самородки для этого ларца, сама обложка которого напоминает тёмную полировку старинных шкатулок, многие годы. А можно сказать – и всю жизнь. Трудную, и далеко не гладкую. И собранное не только сверкает драгоценными гранями; оно омыто кровью сердца талантливого автора, оно поистине плод, как сказал поэт – «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет»…

Книга состоит из двух частей, одна из которых вмешает в себя сагу о Великой Степи, предания и легенды, причудливые фантастические образы далёких предков. Сага поёт устами старого гунна, воет волками, жжёт нас огненными глазами ифрита. Все истории одновременно и фольклорны, традиционны, и в то же время осовременены, синхронизированы с духом и восприятием современного читателя. Это большая, самобытная и яркая школа фэнтези, связанная с именем Ренарта Шарипова. Все истории отличаются ярким национальным колоритом, тонким юмором, живым, острым языком и рассказывают о быте и представлениях, мечтах и чаяниях, фантазиях и образах кочевников великой степи далёких эпох.

Вообще все произведения Шарипова (а ему все жанры покорны) – отличаются прекрасным слогом, проработанными мирами, запоминающимися персонажами и фирменным особым стилем. И соединённая Сага совмещает в себе все эти достоинства автора, показывает в концентрированном виде невиданные для постсоветских писателей уровень мастерства.

Чередой проходят перед нами эпические, героические, мрачные и жестокие приключения в магических мирах. Сага читается на одном дыхании от начала и до конца. Как живые, предстают персонажи, их образы выпуклы, в них веришь, и переживаешь их проблемы и их радости. К тому же все очень тонко и с юмором. Это – книга на века: ее надо именно читать, а не просто пробегать глазами в поисках привычных штампов, которых, кстати сказать, в этом образце высокостильного фэнтези и не будет.

Это темное, жестокое, эпическое и брутальное неосказительство пронизывает душу читателя и берет за живое. Давно уже не припомню, чтобы так рвала сердце книга темного эпического фэнтези? Демоны и могущественные артефакты, сама Вселенная Шарипова захватывает воображение, пугает и будоражит сознание. Все истории «Саги» достойны находиться в лучших представителях нового поколения фэнтезийных произведений.

Любая из них содержит тонны афоризмов, которые впору записывать и цитировать. Но вместе с тем Шарипов не учит читателя жизни, а просто передает жизненную мудрость через призму понятных и живых главных героев.

Вторая часть «Избранного» ошеломляющим маневром переносит нас из седого прошлого во вчерашний день. Обозначена она как «Сага о России» и снова демонстрирует мастерство маститого литератора, но уже на совершенно ином материале. Это правдивые и горькие, полные осколков разбитой романтики картины пережитого нашим поколением в последние годы. Трагедия эпохи, трагедия судеб, и вера – вопреки всему – в лучшее завтра, которой дышит каждая строка.

«Демоны грядущего», «Сказка об Ущербной чашке», «Почка», «Уфа семидесятых» – это произведения разных лет, разных жанров, но парадоксально они сходятся в одном, даже художественная и документальная проза: в точке ответственного, напряжённого нерва современника.

А ещё – в протяжном стоне упавшей в мрачный погреб и сломавшей там обе ноги добродетели, которой нас учили в наших светлых и радостных школах былого, обрушившегося мира. Мира, в котором мы наивно думали, что с нами ничего плохого не может случиться – и в котором именно потому с нами случилось всё плохое…

Шарипов – не судья, он – пострадавший, он истец на суде истории. Его страстность оправдана его личной вовлечённостью в описываемое, сопереживание и персонажам, и предметам документалистики.

Такие разные истории, такие разные герои, такой разный посыл каждой повести или рассказа, но их объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к другим.

Произведения заставляют задуматься о месте и роли каждого элемента в живой системе мира, об осознании понятия меры ответственности, как следствия свободы воли выбора, о встрече с осознанием «побочных эффектов» представления о собственном превосходстве или всемогуществе.

В книге Ренарта Шарипова показана жестокая правда смутных дней. Он изобразил жизнь такой, как она есть, без идеологических ярлыков. Оттого его шедевры обречены, я полагаю, быть популярны во все времена. Проходит жизнь человеческая, уходит эпоха, забываются её страсти. Книги же эпохи остаются людям таинственного грядущего, словно драгоценные камни со дна ушедших морей.

Всё проходит: остаётся только книга. И это особенно остро чувствуешь, когда вчитываешься в проникновенные строки «Саги старого гунна». Маленький кораблик с логотипа «УЛИССа» отплыл из гавани времени в 2018 году, и сквозь шторма смутного времени держит курс на Вечность. Пожелаем же ему достичь заветной гавани!

Обложка книги Р. Шарипова "Сага старого гунна"
Обложка книги Р. Шарипова "Сага старого гунна"