Продолжаю серию статей об архетипах жизненного пути.
Уже состоялись публикации про Невинного, Сироту и Воина. Вы их найдёте в соответствующей подборке блога 👇
А сегодня продолжаем...
Архетип Воспитателя воплощает идеал Заботливого Родителя, любящего и внимательного, действующего в интересах ребёнка и способствующего развитию его талантов. В задачи хорошего воспитания входит также постепенная передача ответственности: от опекуна к подопечному с тем, чтобы тот мог стать самодостаточным.
Эту статью я решила сопровождать книгами, помогающими поддержать Вашего Внутреннего Опекуна❤️
Архетип Воспитателя выражает себя не только через родительство, но присутствует и во всех помогающих сферах: в работе психотерапевтов, медсестёр, начальников и наставников, которые заняты обучением неопытных сотрудников.
Лица, осуществляющие воспитательную деятельность, начинают с того, что берут на себя полную ответственность за ситуацию обучения или исцеления, но по мере того, как студент, клиент или протеже делаются сильнее и опытнее, отношения меняются, пока, наконец, подопечные не начнут функционировать самостоятельно.
Для Воспитателя важно иметь уже развитого Воина, чтобы тот мог устанавливать разумные границы поведения: для ребёнка, организации или же сообщества.
Эти границы не столько про ограничения, сколько про создание надёжного контейнера — условий необходимых для роста.
Хороший Воспитатель даёт почувствовать людям, что они принадлежат сообществу, где их ценят.
Он создаёт атмосферу принятия и безопасности, в которой можно начать развиваться.
Если подобная безопасность не обеспечена, человек не сможет открыть свою уязвимость и неумелость, чтобы расти из этого состояния по-настоящему. Тогда он вынужден скрывать незнание и беспомощность, и сможет взрастить лишь ложное "я", или, в самом лучшем случае, будет развиваться вопреки.
Это правило касается не только семей, где дети вместо благоприятных условий имеют неблагополучную среду, к которой вынуждены приспосабливаться.
Но и всех других сообществ, где человек должен начинать с "нуля", или где ему необходима забота.
Так, например, молодым специалистам следует тщательно выбирать место, где они собираются начать свою трудовую жизнь, чтобы ещё на старте сформировать правильные установки на деятельность. Ведь у старших коллег можно научиться как хорошему, так и плохому, полезному или вредному. И на этом фундаменте выстроится всё профессиональное здание.
Важна атмосфера, где молодых сотрудников уважают, а также уважают и ценят клиентов, пациентов или учеников, и своим примером прививают это отношение тем, кто только начинает работать.
Не секрет и то, что пациенты гораздо быстрее поправляются в атмосфере доброжелательного отношения. Положительное внимание врача и медсестёр — важный фактор в процессе выздоровления.
Таким образом, Воин Заботливого, с одной стороны, направлен на построение надёжных внешних границ, дающих чувство безопасности внутри сообщества.
С другой — он отвечает за границы и отношения между участниками группы, и за правила, которые делают эту группу функциональной, то есть работающей на процветание каждого её члена.
Не даром семья, где негласные (а иногда и проговариваемые) установки не способствуют развитию входящих в неё детей и взрослых, называется дисфункциональной.
Этот термин уже весьма распространен в психологической литературе...
Воин Заботливого важен и для самого заботящегося. Чтобы не стать выгоревшим и сохранить себя, важно не бросаться помогать всем подряд и уметь отказывать.
Такое ограничение не стоит рассматривать за проявление жестокости или даже бессердечия. Напротив: оно является продуктом осознанности и ответственным выбором перед теми, кто от тебя зависит.
Важно понимать, что наши ресурсы и силы не безграничны, и, чтобы помогать эффективно, их нужно концентрировать и направлять в конкретное русло, а не распылять сразу на многое. Важно также оставлять некий ресурс для себя, уметь восстанавливаться, чтобы не получить истощение и не оказаться в ситуации, когда длительная помощь нужна будет тебе самому...
Но самое важное перед тем, как браться за заботу о других —научиться заботиться о себе, о своём "внутреннем ребёнке" и его потребностях.
Развитый Внутренний Воспитатель обладает двумя основными навыками: умеет утешить и даёт руководство. Утешение позволяет успокоиться и расслабиться эмоционально. Адекватное руководство позволяет избежать ошибок и справиться лучше в будущем.
Обычно в семьях отсутствует одно или второе, и уже взрослые люди становятся либо пассивными (уходят в самоутешение и не действуют из него), либо умелыми, но переживающими стресс и неуверенность (без возможности себя успокоить и принять).
Если хотите проанализировать характер Вашего Внутреннего Опекуна, то вспомните своё поведение при стрессе.
Вы принимаетесь за шоколад или мороженое (не так ли опекали Вас родители)?
Быть может, бежите за обновкой в магазин? Если так, то в этом Вы не одиноки...
Реклама формирует наше представление о любви к себе через потребление. И нет ничего удивительного в том, что многие люди пытаются поправить своё настроение покупкой.
Плохо, что шоппинг (как и заедание тревоги) является только способом отреагирования, но не выявляет настоящих потребностей, стоящих за напряжением.
И возведённое в статус привычки потребление становится формой зависимости...
Для Опекуна важно заботиться не только о текущих потребностях подопечного, но и верить в возможность его развития, способствовать раскрытию талантов.
В противном случае Опекун не даёт сталкиваться подопечному с жизнью, формировать собственные с ней взаимодействия, получать опыт. И это сослужит плохую службу в дальнейшем. Когда потребуется проявлять самостоятельность подросший ребёнок или уже взрослый человек почувствует себя зависимым от других или даже совсем беспомощным.
Гиперопека изолирует вполне здорового и способного человека от среды, и он превращается в своего рода тревожного заложника, напуганного реальностью.
Поэтому важно не только утешать, но и учить ребёнка (или подопечного). Иначе он будет подвержен частому стрессу и всё тем же зависимостям.
Однако обучать следует из Опекуна, с любовью и уважением, потому как вмешательство Воина будет травмировать. Последний, если направить его на личность, а не на защиту внешних границ, станет атаковать и преследовать.
К сожалению, этот паттерн также прививается многим из нас ещё с детства, когда вместо сочувствия и поддержки мы получаем поток обвинений и обесценивания, список ошибок, которые не должны были совершать (будто можно вернуться в прошлое и всё там исправить).
Вследствие подобного обращения дети развивают токсичную фигуру Внутреннего Критика и страдают от самоедства даже по незначительным поводам...
Однако ситуацию возможно исправить. Согласно транзактному анализу фигуры Заботливого и Критикующего родителя хранятся в психике неодушевленными — до тех пор, пока туда не поступит энергия.
Задача заключается в том, чтобы забирать её (энергию и внимание) из критикующий части и передавать в заботливую, уменьшая, таким образом, одну и увеличивая другую.
Договариваться с собой следует так, чтобы Воин защищал Вас снаружи и не лез во внутренние дела.
Например, Вы потерпели неудачу и серьёзно расстроены. Нездоровый Воин может начать вмешиваться и критиковать.
Однако Вы вправе отказать ему в этом и сосредоточиться на своём самочувствии, окружить себя заботой до полного восстановления сил. Затем можно будет обдумать пути решения проблемы, самостоятельно или обратившись за консультацией к специалистам.
Воин, в свою очередь, обязан стоять на границе, оберегая Вас, пока Вы пребываете в уязвимом положении (например, не давать комментариев тем, кто может воспользоваться Вашей ослабленностью: обидеть, раскритиковать, обокрасть и так далее).
Этот навык потребует определенной тренировки и привычки, и, возможно, профессиональной помощи психолога, но научиться подобному приёму вполне реально.
Про Опекуна сказано не всё, хоть и многое, и мы можем продолжить разговор об этом архетипе в следующих публикациях. Если Вы хотите продолжать, то дайте знать, поставив "+" в комментариях. Или обозначьте Ваши вопросы, и я отвечу на них новой статьёй.
Спасибо за внимание!