Найти в Дзене
Дети Юнга

Архетипы ЭГО. Архетип ОПЕКУНА.

Продолжаю серию статей об архетипах жизненного пути. Уже состоялись публикации про Невинного, Сироту и Воина. Вы их найдёте в соответствующей подборке блога 👇 А сегодня продолжаем... Архетип Воспитателя воплощает идеал Заботливого Родителя, любящего и внимательного, действующего в интересах ребёнка и способствующего развитию его талантов. В задачи хорошего воспитания входит также постепенная передача ответственности: от опекуна к подопечному с тем, чтобы тот мог стать самодостаточным.  Эту статью я решила сопровождать книгами, помогающими поддержать Вашего Внутреннего Опекуна❤️ Архетип Воспитателя выражает себя не только через родительство, но присутствует и во всех помогающих сферах: в работе психотерапевтов, медсестёр, начальников и наставников, которые заняты обучением неопытных сотрудников.  Лица, осуществляющие воспитательную деятельность, начинают с того, что берут на себя полную ответственность за ситуацию обучения или исцеления, но по мере того, как студент, клиент или протеж

Продолжаю серию статей об архетипах жизненного пути.

Уже состоялись публикации про Невинного, Сироту и Воина. Вы их найдёте в соответствующей подборке блога 👇

Архетипы | Дети Юнга | Дзен

А сегодня продолжаем...

Архетип Воспитателя воплощает идеал Заботливого Родителя, любящего и внимательного, действующего в интересах ребёнка и способствующего развитию его талантов. В задачи хорошего воспитания входит также постепенная передача ответственности: от опекуна к подопечному с тем, чтобы тот мог стать самодостаточным. 

Эту статью я решила сопровождать книгами, помогающими поддержать Вашего Внутреннего Опекуна❤️

Надя Нодзоми: "Психологическая забота о себе. Рабочая тетрадь".
Надя Нодзоми: "Психологическая забота о себе. Рабочая тетрадь".

Архетип Воспитателя выражает себя не только через родительство, но присутствует и во всех помогающих сферах: в работе психотерапевтов, медсестёр, начальников и наставников, которые заняты обучением неопытных сотрудников. 

Лица, осуществляющие воспитательную деятельность, начинают с того, что берут на себя полную ответственность за ситуацию обучения или исцеления, но по мере того, как студент, клиент или протеже делаются сильнее и опытнее, отношения меняются, пока, наконец, подопечные не начнут функционировать самостоятельно.

Для Воспитателя важно иметь уже развитого Воина, чтобы тот мог устанавливать разумные границы поведения: для ребёнка, организации или же сообщества.

Эти границы не столько про ограничения, сколько про создание надёжного контейнера — условий необходимых для роста. 

Хороший Воспитатель даёт почувствовать людям, что они принадлежат сообществу, где их ценят.

Он создаёт атмосферу принятия и безопасности, в которой можно начать развиваться. 

Если подобная безопасность не обеспечена, человек не сможет открыть свою уязвимость и неумелость, чтобы расти из этого состояния по-настоящему. Тогда он вынужден скрывать незнание и беспомощность, и сможет взрастить лишь ложное "я", или, в самом лучшем случае, будет развиваться вопреки. 

Это правило касается не только семей, где дети вместо благоприятных условий имеют неблагополучную среду, к которой вынуждены приспосабливаться. 

Но и всех других сообществ, где человек должен начинать с "нуля", или где ему необходима забота. 

Ольга Примаченко: "К себе нежно".
Ольга Примаченко: "К себе нежно".

Так, например, молодым специалистам следует тщательно выбирать место, где они собираются начать свою трудовую жизнь, чтобы ещё на старте сформировать правильные установки на деятельность. Ведь у старших коллег можно научиться как хорошему, так и плохому, полезному или вредному. И на этом фундаменте выстроится всё профессиональное здание. 

Важна атмосфера, где молодых сотрудников уважают, а также уважают и ценят клиентов, пациентов или учеников, и своим примером прививают это отношение тем, кто только начинает работать.

Не секрет и то, что пациенты гораздо быстрее поправляются в атмосфере доброжелательного отношения. Положительное внимание врача и медсестёр — важный фактор в процессе выздоровления. 

Таким образом, Воин Заботливого, с одной стороны, направлен на построение надёжных внешних границ, дающих чувство безопасности внутри сообщества.
С другой — он отвечает за границы и отношения между участниками группы, и за правила, которые делают эту группу функциональной, то есть работающей на процветание каждого её члена.
Бретт Блюменталь: "Год, прожитый правильно".
Бретт Блюменталь: "Год, прожитый правильно".

Не даром семья, где негласные (а иногда и проговариваемые) установки не способствуют развитию входящих в неё детей и взрослых, называется дисфункциональной.

Этот термин уже весьма распространен в психологической литературе...

Воин Заботливого важен и для самого заботящегося. Чтобы не стать выгоревшим и сохранить себя, важно не бросаться помогать всем подряд и уметь отказывать.

Такое ограничение не стоит рассматривать за проявление жестокости или даже бессердечия. Напротив: оно является продуктом осознанности и ответственным выбором перед теми, кто от тебя зависит.

Важно понимать, что наши ресурсы и силы не безграничны, и, чтобы помогать эффективно, их нужно концентрировать и направлять в конкретное русло, а не распылять сразу на многое. Важно также оставлять некий ресурс для себя, уметь восстанавливаться, чтобы не получить истощение и не оказаться в ситуации, когда длительная помощь нужна будет тебе самому...

Шэрон Мартин: "Сила личных границ".
Шэрон Мартин: "Сила личных границ".
Но самое важное перед тем, как браться за заботу о других —научиться заботиться о себе, о своём "внутреннем ребёнке" и его потребностях.

Развитый Внутренний Воспитатель обладает двумя основными навыками: умеет утешить и даёт руководство. Утешение позволяет успокоиться и расслабиться эмоционально. Адекватное руководство позволяет избежать ошибок и справиться лучше в будущем.

Обычно в семьях отсутствует одно или второе, и уже взрослые люди становятся либо пассивными (уходят в самоутешение и не действуют из него), либо умелыми, но переживающими стресс и неуверенность (без возможности себя успокоить и принять).

Если хотите проанализировать характер Вашего Внутреннего Опекуна, то вспомните своё поведение при стрессе.

Вы принимаетесь за шоколад или мороженое (не так ли опекали Вас родители)?

Быть может, бежите за обновкой в магазин? Если так, то в этом Вы не одиноки...

Реклама формирует наше представление о любви к себе через потребление. И нет ничего удивительного в том, что многие люди пытаются поправить своё настроение покупкой.

Плохо, что шоппинг (как и заедание тревоги) является только способом отреагирования, но не выявляет настоящих потребностей, стоящих за напряжением.

И возведённое в статус привычки потребление становится формой зависимости...

Сердечная чакра
Сердечная чакра
Для Опекуна важно заботиться не только о текущих потребностях подопечного, но и верить в возможность его развития, способствовать раскрытию талантов.

В противном случае Опекун не даёт сталкиваться подопечному с жизнью, формировать собственные с ней взаимодействия, получать опыт. И это сослужит плохую службу в дальнейшем. Когда потребуется проявлять самостоятельность подросший ребёнок или уже взрослый человек почувствует себя зависимым от других или даже совсем беспомощным.

Гиперопека изолирует вполне здорового и способного человека от среды, и он превращается в своего рода тревожного заложника, напуганного реальностью.

Поэтому важно не только утешать, но и учить ребёнка (или подопечного). Иначе он будет подвержен частому стрессу и всё тем же зависимостям.

Однако обучать следует из Опекуна, с любовью и уважением, потому как вмешательство Воина будет травмировать. Последний, если направить его на личность, а не на защиту внешних границ, станет атаковать и преследовать.

К сожалению, этот паттерн также прививается многим из нас ещё с детства, когда вместо сочувствия и поддержки мы получаем поток обвинений и обесценивания, список ошибок, которые не должны были совершать (будто можно вернуться в прошлое и всё там исправить).

Вследствие подобного обращения дети развивают токсичную фигуру Внутреннего Критика и страдают от самоедства даже по незначительным поводам...

Однако ситуацию возможно исправить. Согласно транзактному анализу фигуры Заботливого и Критикующего родителя хранятся в психике неодушевленными — до тех пор, пока туда не поступит энергия.

Задача заключается в том, чтобы забирать её (энергию и внимание) из критикующий части и передавать в заботливую, уменьшая, таким образом, одну и увеличивая другую.

Договариваться с собой следует так, чтобы Воин защищал Вас снаружи и не лез во внутренние дела.

Например, Вы потерпели неудачу и серьёзно расстроены. Нездоровый Воин может начать вмешиваться и критиковать.

Однако Вы вправе отказать ему в этом и сосредоточиться на своём самочувствии, окружить себя заботой до полного восстановления сил. Затем можно будет обдумать пути решения проблемы, самостоятельно или обратившись за консультацией к специалистам.

Воин, в свою очередь, обязан стоять на границе, оберегая Вас, пока Вы пребываете в уязвимом положении (например, не давать комментариев тем, кто может воспользоваться Вашей ослабленностью: обидеть, раскритиковать, обокрасть и так далее).

Этот навык потребует определенной тренировки и привычки, и, возможно, профессиональной помощи психолога, но научиться подобному приёму вполне реально.

Про Опекуна сказано не всё, хоть и многое, и мы можем продолжить разговор об этом архетипе в следующих публикациях. Если Вы хотите продолжать, то дайте знать, поставив "+" в комментариях. Или обозначьте Ваши вопросы, и я отвечу на них новой статьёй.

Спасибо за внимание!