Найти тему
Дети Юнга

Что такое АРХЕТИП?

Архетипы рождаются вместе с человеком.

Они — не что-то искусственное, привнесенное культурой (хотя оно и отражается в образах литературы, живописи, мифах и религиях), а присутствует в человеческой психике всегда: во все времена и в разных местах земного шара.

То есть, с одной стороны, архетипы не являются культурными образами, и было бы ошибкой их приравнивать. Ведь в таком случае мы бы не говорили о врождённом и повсеместном свойстве...

Но, с другой, они оставляют после себя важный след в виде образов, по которому их присутствие можно обнаруживать и изучать.

Сами же архетипы — часть человеческого бессознательного, представляющего собой энергию, и потому они пребывают в виде разных её форм.

Здесь уместно сравнение с магнитом, помещенным под лист бумаги. Мы не видим магнит, но узнаём о его присутствии по шевелению железных стружек на поверхности листа. В этом случае магнит подобен архетипу, а то, что он сложил из стружек — образу.

При том образы могут быть внешние, содержащиеся в мифах, легендах, литературе или даже в виде тотемных животных и птиц у древних народов, но и внутренние — присутствующие в наших мечтах, фантазиях и снах. Они имеют одну природу, один источник происхождения.

Прогулка во сне
Прогулка во сне

Ещё К. Юнг обнаружил, что архетипические образы, которые повторялись во снах его пациентов, можно было найти в мифах и легендах древних народов, а также в современной литературе и искусстве.

В этом смысле процессы, происходящие в микрокосмосе человеческой психики, подобны тем, что происходят в маркокосмосе психики коллективной. Динамика последней определяет мировые и исторические события. Поэтому утверждение Сократа "Познай себя и познаешь весь мир" будет актуально во все времена...

Архетипы можно объяснять по-разному...

Духовные искатели воспринимают их как богов и богинь, закодированных в коллективном бессознательном.

Рационалисты, не признающие мистического, могут воспринимать всё те же архетипы как невидимые шаблоны, что управляют нашим сознанием и восприятием.

Люди, отрицающие множество богов и придерживающиеся монотеистической позиции, выделяющей Бога единого, выделяют, тем самым, и один архетип. Однако, если не проводить совсем никаких делений, то можно попасть в затруднение. Такой архетип будет самый главный, самый большой, если можно так сказать. Но всего один.

В юнгианской психологии им является Самость.

Но у такого взгляда есть и свои недостатки: Самость означает конец духовного пути, результат психического движения, но не показывает те ступени и подробности, которые к нему ведут.

И Бог, которого мы имеем в виду, когда говорим о едином Боге, находится как бы за пределами человеческой способности представить его себе и назвать.

Архетипы же подобны различным граням этого Бога, дающим психике возможность воображать нуминозную реальность.

Даже монотеистические традиции, постулирующие единого Бога, но ища истину о нём, обращаются, всё же, к внутреннему делению.

Так, например, в христианстве говорится о святой Троице, а многие современные богословы добавляют к ней образ женской стороны к более патриархальному пантеону Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Буддизм — также вера единое божество, но содержащее множество проявлений, каждое из которых имеет свое собственное имя и историю...

Медитация
Медитация

Таким образом, архетипы помогают нам соединиться с вечным. Они делают великие тайны более доступными, предоставляя нашему разуму множество образов для размышления.

И, наконец, архетипы можно рассматривать с точки зрения развития.

Тогда они являются проводниками в наших духовных путешествиях.

Каждый архетип, который входит в нашу жизнь, приносит с собой задачу, урок и, в конечном счете, свой дар. Архетипы учат нас тому, как жить.

И самое приятное — то, что все они обитают в каждом из нас, то есть мы обладаем полным человеческим потенциалом от рождения.

Интересно также, что архетипов существует великое множество, и их можно отыскать в самых разных языческих, религиозных и философских системах, где они будут отражать разное нуминозное.

Так, например, метафоры четырёх стихий (воздуха, воды, огня и земли), о которых я ещё буду писать в дальнейшем, отражают архетипические энергии природы в человеке, выраженные темпераментами. Подчёркивают единство психического и природного.

Китайская система У-СИН зашла ещё дальше, предложив систему из пяти элементов, каждый из которых выражает определенное состояние психики и этап преобразования, на котором она находится.

Алхимические стадии, которым посвящён целый раздел данного блога, являются архетипичными этапами душевного пути.

Совсем про другое архетипическое говорит юнгианская психоаналитик Джин Шинода Болен. На основе опыта своих пациентов она пишет две книги "Богини в каждой женщине", и для мужчин — "Боги в каждом мужчине". Основываясь на античной мифологии, психоаналитик приводит символическую систему, в которой её клиенты соотносят себя с архетипом греческого Бога или Богини. Таких соответствий можно найти одно или несколько.

Чем больше богинь или богов проявляется через клиента, тем разнообразнее его ценности, чувства и поведение. Задача, по мнению доктора Болен, в том, чтобы сознательно решить, какие проявления хочется усилить, а какие следует умерить.

Здесь каждый из архетипов вносит определенный жизненный сценарий, и это — уже другой смысл, чем у системы природных элементов или алхимических стадий преобразования: другой архетипический материал.

Ещё одна юнгианский аналитик —Кэрол Пирсон — предлагает систему из 12 архетипов. Они являются проводниками на пути обретения человеком его психологической целостности.

Проходя через испытание двенадцатью архетипами мы получаем 12 архетипических уроков, 12 ценных навыков души и 12 важных состояний, в которых она научается пребывать.

При том важно, что внутренний рост не отделяется от внешнего, социального и материального. Они могут происходить одновременно.

Система 12 архетипов — по сути карта, с помощью которой можно ориентироваться, находясь в кризисе или в менее масштабном, но, всё же, затруднительном и новом для себя положении.

Карта, помогающая выходить из него победителем, достигая духовных высот и земных радостей.

Вспомогательная литература: подкаст на Яндекс Музыке "12 друзей Юнга" и архетипы по Кэрол Пирсон.