Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Фотография из архива моего отца

Оглавление

Александр Семёнов 7

К 70-летию снятия блокады ЛЕНИНГРАДА! (27.01.1944г)
Посвящается пилотам гвардейцам Балтики и защитникам Ленинграда.

В год моего выхода на пенсию (то есть когда приходит 60 лет), я решил пересмотреть фотографии, хранимые в архиве у моего папы – летчика истребителя Семенова Д.В. В свое время он был участником двух войн и обоих за КНР (Китайская Народная республика)! Первая это война Советского Союза с империалистической Японией (1945год), это война освободившая Китай от Японской оккупации и послужившая созданию Китайской Народной республики. Вторая – секретная и поэтому «забытая» и многим не известная война в Корее, в которой Семенов Дмитрий Васильевич был китайским воином - добровольцем на стороне КНР и КНДР против империалистических стран во главе США.

 Фотографий военных лет у нас сохранилось очень мало, которые в то время очень трудно было сфотографировать, учитывая секретность военной службы в горячих точках. Была еще трудность в изготовлении фотографий по сравнению с сегодняшней цифровой фотопечатью. И тот, кто занимался мало-мальски фотографией, помнит, как надо было затрачивать много времени, чтобы изготовить даже одну фотокарточку: сначала проявить фотопленку до 10 минут, промыть 5-10 мин, закрепить в фиксаже 8-10мин и снова промыть 5 мин и просушить. Затем выполнить почти те же операции уже с фотобумагой. В общем, изготовление фотографий дело было нудное, кропотливое, но и интересное – в затемненой комнате или в темной  ванной с красным фонарём. В связи с этим фотографии того времени в основном были черно-белые (цветные еще кропотливее и их мало кто делал). А фотографии времен 1945 года еще ценнее! Это фотографии Победы во Второй Мировой и в Великой Отечественной войне!
И вот в числе 8-10 фотографий моего отца я нашел не подписанную с обратной стороны фотографию с портретом молодого капитана с простым русским лицом Героя Советского Союза в морской фуражке с якорьком в какарде – это же ВМФ (Военно- морской флот)! Кто же на этом фото и почему это фото так бережно сохранилось у моего отца?

Переписываясь с автором книг по корейской войне (1950-1953гг) с писателем Игорем Атаевичем Сейдовым (книги: Красные дьяволы в небе Кореи, Гроза Сейбров-лучший ас Корейской войны, Советские Асы Корейской войны и др.), я отослал ему по интернету эту сканированную фотографию. Через неделю получил точные сведения по имени и фамилии прославленного летчика. Им оказался Герой Советского Союза Гвардии капитан Цапов Иван Иванович. За эту помощь и отзывчивость я поблагодарил Игоря Атаевича Сейдова (и его товарища) и в этом рассказе я выражаю им искреннюю благодарность, за помощь, оказанную мне в этих моих поисках. И теперь мне легко было по интернету найти и биографию прославленного летчика и даже книги, написанные им: первая - «Жизнь в небе и на земле» (Цапов И.И.) и «Гвардейцы Балтики крылатой» (авторы: Цапов И.И, Конев В.Н., Мясников Ю.А.).

Ниже привожу часть сведений из биографии ГСС Цапова Ивана Ивановича:

Родился Иван Иванович 13 ноября 1922 г. в деревне Вяльково Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области.
После окончания семи классов с 1937 г. учился в ФЗУ при заводе «Борец» в Москве. Одновременно окончил школу ОСОАВИАХИМА Дзержинского района г. Москвы.
В Красной армии с мая 1940 г. В октябре того же года окончил Серпуховскую ВАШП (Военную авиационную школу), младший лейтенант. С ноября 1940 г. пилот 5-го иап (истребительного авиаполка) ВВС КБФ (Краснознаменного Балтийского флота).

Цапов Иван Иванович участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года (с самого её начала) и участник обороны Ленинграда. В составе 5-го, 71-го иап (истребительных авиаполков) совершил к августу 1944 г. 530 боевых вылетов!!!, в 83 воздушных боях сбил 13 самолетов противника лично и 11 в группе.
22 июля 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
После учебы на ЦОК ВВС ВМФ (август 1944—февраль 1945 гг.) направлен на должность заместителя командира 38-го иап ВВС Тихоокеанского Флота (ТОФ).
Участник войны с империалистической Японией (август—сентябрь 1945 г.).
До конца 1949 г. служил в Северной Корее в должности заместителя, а затем командира 14-го иап ТОФ.
С 1950 г. переведен на Черноморский Флот командиром 329-го иап (г. Геленджик).
В 1950—1955 гг. учился в КВВА ВВС, после ее окончания командовал 37-й иад ВВС ДКБФ (Дважды Краснознаменного Балтийского флота).
С 1957 г. - в войсках ПВО (Противовоздушной обороны) страны. После учебы в Академии Генерального Штаба ВС в 1960 г. занимал должности: заместителя командира отдельного Закавказского корпуса ПВО, командира 11-й дивизии ПВО (1962-1966 гг.), заместителя, командующего 4-й ОА ПВО, заместителя, командующего войсками Бакинского округа ПВО.
В 1975-1978 гг. — представитель Главнокомандующего ОВС СВД (Стран Варшавского договора) в ВНР.
В 1978-1985 гг. — генерал-инспектор войск ПВО страны, заместитель начальника Главного Штаба ВПВО страны по вопросам ПВО СВД и дружественных стран.
В запасе с 1985 года.
За боевые заслуги и службу в Советской Армии награжден: звездой Героя Советского Союза, орденами Ленина, Красного Знамени (4), Александра Невского, Отечественной войны I степени (2), Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» III степени, медалями, венгерским орденом Красной Звезды и медалями ГДР, Венгрии, Болгарии, Польши, Монголии, Чехословакии.
В запасе проводил активную общественную работу. Автор книг воспоминаний.
Герой Советского Союза Цапов Иван Иванович умер 24 апреля 2011 года в госпитале им. Бурденко. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище г.Москва.

Интересны были мои поиски причины, проясняющей, почему эта фотография так бережно сохранилась у моего отца? И даже этой фотографии не было у детей и в семье Ивана Ивановича! В последствии удалось эту отсканированную фотографию переслать дочери и сыну прославленного летчика истребителя Балтийского флота и дополнить этой фотографией многие сайты о Герое Советского Союза Цапове Иване Ивановиче.  Что же было общего в жизни моего отца и одного из самых славных летчиков Балтики - Цапова Ивана Ивановича, участника обороны Ленинграда!!! Но это я постараюсь написать в следующей части этого рассказа.

На фото: Удостоверение о первом прыжке в Серпуховской летной школе моего отца Семенова Дмитрия Васильевича в 1940 году
На фото: Удостоверение о первом прыжке в Серпуховской летной школе моего отца Семенова Дмитрия Васильевича в 1940 году

Во второй части рассказов о фотографии легендарного летчика участника обороны Ленинграда Героя советского Союза гвардии капитана Цапова Ивана Ивановича (фото смотрите в 1 части) мне хочется описать эпизоды из его жизни. Но именно те, которые, дали бы ответ на вопрос: «Что же было общего в жизни моего отца (Семенова Д.В.) и ГСС Цапова Ивана Ивановича, и почему мой отец сохранил его фотографию?» И начав читать и сравнивать их биографии, сразу нашел первое совпадение в их судьбе: сначала предварительная учеба летному делу в аэроклубах подмосковья (возможно и в разных аэроклубах, жаль это уже не восстановить), лишь помнится, как отец рассказывал, что он был старшим в большой семье (4 брата и 2 сестры) и он ушел из семьи учиться и работать, чтобы не быть нахлебником. Учился в ФЗУ после окончания 8 классов (1937г), затем работал по строительству путей трамвая и метро и даже на строительстве (кесонным методом) фундаментов Краснохолмского моста в г.Москве и параллельно занимался в аэроклубе. И уже затем учеба в одно время (1940год) и в одной военной летной школе (г.Серпухов)!!! И это совпадение самое значимое для нас детей летчиков, что они одного перед войной выпуска (октябрь-ноябрь 1940г).
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА! Они однокашники с одной лётной школы!
И как интересно было прочитать о событиях того времени - их учебе в летной школе отлично описанное Иваном Ивановичем Цаповым в его книге «Жизнь в небе и на земле»:
«В средней вечерней школе на Сретенке мы изучали историю, литературу, географию. Аттестат мне нужен был для поступления в летную школу. Был и запасной вариант, если по здоровью не пройду, - в танкисты. Военные тогда были в большом почете, и молодежь стремилась к службе в армии. Каждый день до поздней ночи засиживался за учебниками. Было не до кино и танцев. Стипендия в училище на первом курсе была 60 рублей, на втором — 80, на третьем - 120. Расходилась она так: 80 копеек на обед в училище - чай, хлеб с маслом; 20 копеек - на проезд туда и обратно. Родители мне помогать не могли, поэтому и на одежду, обувь нужно было отложить. Проездной билет на 4 месяца пригородного поезда до станции Ильинка стоил 40 рублей. Утром и вечером сестра, конечно, подкармливала. Сдружился в училище с ребятами. Нас было трое неразлучных друзей: Николай Ежов, Владимир Марков и я. Ночью ходили подрабатывать в театре - делали декорации к детским спектаклям. За ночь 10 рублей на двоих, да еще потом сходить за ними 2-3 раза надо было. Когда в сентябре 1938 года узнали, что можно записаться в аэроклуб ОСОАВИАХИМА им. Косарева Дзержинского района (потом, когда Косарева репрессировали, имя убрали), мы все вместе пошли туда. С жадностью слушали лекции по конструкции самолета и теории полета.

В течение осени-зимы 1938—1939 гг. прошли теоретический курс обучения и получили понятия по аэродинамике, управлению, изучили правила полета («Наставление по производству полетов») и конструкцию самолета, двигателя, его эксплуатацию. После теоретической подготовки приступили к провозным и самостоятельным полетам на У-2, а к концу учебы — на более сложном УТ-2. Неоценимую помощь оказывало учлетам руководство завода. В летнее время нас освобождали от работы с сохранением зарплаты. Летчики знают: кому довелось держать штурвал самолета, выйти в первый самостоятельный полет — для того уже, кроме авиации, ничего больше не существует. Так случилось и со мной. Проблем с освоением самолета и при полетах у меня не было. Летать мне нравилось. После окончания аэроклуба я не колебался ни секунды — дальнейший жизненный путь стал предельно ясен. Дзержинский аэроклуб с целью последующего комплектования был приписан к Борисоглебскому училищу летчиков ВВС. Многие молодые люди тогда мечтали стать летчиками, но не каждый желающий мог попасть в училище по набору — он был ограничен. Мы несколько раз в больнице № 21 города Москвы проходили медицинский отбор комиссией от данного училища и были признаны годными к летной работе. Отбором руководил полковник медицинской службы Архангельский. Необходимо сказать, что инструктора не скрывали от нас, насколько трудна и опасна профессия летчика. Рассказывали о случаях аварий, катастроф, гибели пилотов. Нужно сказать, что кое-кого такие беседы озадачили.
 События Советско-финляндской войны 1939—40 гг. убедительно показали необходимость увеличения количества подготовленных офицеров для летных кадров ВВС. Это сказалось и на моей дальнейшей судьбе. К слову сказать, с началом боевых действий в Финляндии я и Володя Марков пришли в военкомат и стали проситься на фронт, как пилоты. Военком ответил, что пилотов хватает: — Вот, если бы Вы были снайперами, то мы бы вас сразу взяли. Мы тут же пошли в группу снайперов ОСОАВИАХИМА, но пока учились, война закончилась. Зато мы получили 1-й разряд по стрельбе. Весной 1940 года в ФЗУ я успешно сдал экзамен на 4 разряд модельщика по дереву. Задание на экзамен было сложным на уровне 7-го разряда. Нужно было сделать качественно модель в пределах требуемых допусков и при этом еще уложиться в норматив по времени. После окончания работы у меня в запасе остался час. Начал работать по полученной специальности. Несмотря на сложность работы модельщика — нужно было тщательно выдерживать допуска при изготовлении форм — профессия эта мне нравилась. Помню, как с первой зарплаты (350 рублей — большие по тем временам деньги!) побежал в магазин покупать материал на костюм. Потом купил часы 1- го часового завода на цепочке, но их можно было переделать в ручные. Так, при полном параде (со знаками ГТО, парашютиста и Ворошиловского стрелка) я приехал в отпуск к родителям.

ПО УСКОРЕННОЙ ПРОГРАММЕ!
Возвратился из отпуска в Москву, прихожу на завод, а все удивляются, говорят: - Как, ты не уехал с ребятами? В чем дело? Оказывается, в городе Серпухове на базе училища летчиков-наблюдателей открылась новая военная школа летчиков истребительной авиации ВВС. Комплектование ее проводилось за счет выпускников московских школ ОСОАВИАХИМА и близлежащих областей. Пришла разнарядка, а меня не было. Как же так? Обидно. В тот же день я отпросился у начальника цеха и поехал в районную школу ОСОАВИАХИМА. Хотел выяснить, можно ли мне дополнительно отправиться в Серпухов. Встретил начальника учебной части, который на мой вопрос ответил: - У нас есть еще разнарядка на 18 человек. Можешь завтра уехать? - Да, хоть сегодня могу! - обрадовался я. Быстро собираю вещи, даже получить расчет на заводе не успеваю. Вместе со мной в авиашколе учится мой друг Коля Ежов. Володя Марков имел неосторожность на мандатной комиссии пожаловаться на здоровье - и тут же был отчислен. Первый выпуск из школы планировалось провести по сокращенной программе - за 6 месяцев. В летний период обучения на У-2 с инструктором я налетал 11 часов и совершил 96 посадок. После этого летал еще 13 с половиной часов, при этом взлетал и садился самостоятельно 110 раз. Учили нас быстро. Повторили пилотаж на У-2: боевой разворот, разворот «на горке», полеты по маршруту. Потом на У-2 за 2—3 полета отработали скоростную посадку. После чего нас сразу же выпустили самостоятельно на И-15бис, так как двухместные машины в училище еще не прибыли. С теми, кто уверенно держался в воздухе, инструктора особо не возились. На боевом самолете И-15бис я вылетел первым в группе. Налетал на нем около 12 часов, совершив 64 полета. Всего общий налет в училище составил 37 часов — 273 полета. Если в школе ОСОАВИАХИМА я налетал где-то 50—60 часов, то общий налет при выпуске у меня был около 100 часов.

Осенью в школу приехали три морских летчика в звании капитанов. Вначале прошел слух, что они нас проверять будут. Потом другой - будут отбирать на службу. При отборе летчики больше, конечно, смотрели не на теорию, а на то, как курсанты летают. В октябре 1940 г. по приказу Наркома обороны СССР мы досрочно сдали экзамены по теории и практике полетов. 92 курсантам присвоили звание младших лейтенантов. Авиашколу я окончил с общей оценкой «отлично». Выпуск и присвоение званий произошли так быстро, что нам даже не успели пошить командирскую форму.
В форме красноармейца, но с кубиком в петлице я на месяц приезжаю в отпуск домой. Отец ничего не знал ни о моем обучении в авиашколе, ни тем более о том, что я ее окончил и, увидев меня, он растерялся:
- Как же это так. Где же ты, в армии? — забросал он меня вопросами.
- Папа, я теперь военный летчик-истребитель. Закончил летную школу.
- Так это же опасно! - Что будет - то будет. Все летают, и мне тоже хочется. Зашел я в свою школу, где меня с радостью встретили и попросили, уже как летчика, рассказать, что из себя представляет самолет, и как же он летает. Собрались все учителя и школьники старших классов. Я взял мел, подошел к доске, нарисовал крыло и обозначил силы, действующие на него. Все слушали меня с огромным интересом. В тот свой памятный отпуск я умело сочетал полезное с приятным: помогал дома по хозяйству и отдыхал, работал в колхозе и ловил рыбу. Улов на реке Гжати в те годы, как правило, был обилен: и плотвица, и окунь, и лещ, и щука и, конечно же, множество раков. По субботам и воскресениям собирались скромные деревенские танцы - исключительно под гармонь, по-русски. Пьяных на танцах не бывало. Выпивали только по праздникам - на Николу, на Троицу… Как правило, пили уже взрослые парни - лет за двадцать пять. Танцы проводились в клубе, нашедшем себе место в старом двухэтажном помещичьем доме с колоннами. Здесь же крутили кино. Помню немого «Чапаева» — озвучки в Пречистом тогда не было. Дом этот сильно повредили немцы: разместили в нем конюшню, испоганили, порушили… Когда отец, по окончании отпуска, провожал меня, то неожиданно на станции прослезился:
- Может, мы с тобой больше и не увидимся. Тогда я не придал словам отца особого значения, но они оказались пророческими. 36 выпускников авиашколы направили по приказу наркома обороны в состав ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Едем на Балтику! Нашу группу возглавляет старшина курса, коренной ленинградец Костя Герасимов. Штаб ВВС Краснознаменного Балтийского флота располагается «за границей», в столице Эстонии Таллине. Проезд туда ограничен, на контрольном пункте в «Ивангороде» (Нарва) наши документы проверяют, мы сдаем советские деньги и получаем расписки в их сдаче. Вскоре Костя Герасимов докладывает о нашем прибытии начальнику отдела кадров. Получив назначение по полкам, часть из нас, в тот же день, возвращается в Ленинград. Получаем командировочные на день — 5 эстонских крон. Мой друг, Коля Ежов, направлен на остров Ханко, который наше правительство арендует у Финляндии. Он отдает мне свою расписку на советские деньги - погуляешь на Родине за меня. Решаемся зайти в ресторан покушать. Персонал еще плохо понимает по-русски, но нам помогает с меню посетитель, знающий русский язык. Не зная цен, заказываем по минимуму. Получаем расчет - чуть меньше 5 крон на всех. Вот это да! Валюту же надо потратить, а то придется сдавать обратно. Заходим в магазин канцелярских товаров, накупаем всякой мелочи: хорошую бумагу для писем, карандаши, ручки. На местном базаре набрали овощей…
Поезд Таллин-Ленинград отправляется поздно вечером. Утром мы в Ленинграде. Наша группа едет в Петергоф, в штаб 61-й авиабригады ВВС КБФ. Нам объясняют дорогу, и мы направляемся в боевой полк.»»» 

И сразу вспоминаются слова из песни (немножко переделанные) : «Дан приказ ему на запад» (Цапову Ивану Ивановичу на Балт. Флот), «а ему в другую сторону» (моему отцу на ДВ - на Дальний Восток, в Амурскую флотилию, около г.Хабаровска)! И так началась их служба, в то военное время, у каждого по своему летная-военная и боевая. И есть еще очень интересное описание учебы в Серпуховской военной истребительной авиационной школе летчиков и то же этого выпуска в 1940 году, приведенное в книге ГСС Баевского Г.А. «Сталинские соколы» против асов Люфтваффе», но с Баевским отец не встречался, так как Баевского оставили инструктором в авиашколе и он не попал в Морские летчики. Но судьба Баевского тоже героическая и уважаемая нами.
За тех кто в небе, то над морем то над сушей!

На фото (уже немного обработанном и улучшенном нами) – гвардии капитан Герой Советского Союза Цапов Иван Иванович.
На фото (уже немного обработанном и улучшенном нами) – гвардии капитан Герой Советского Союза Цапов Иван Иванович.

Вспоминается в детстве мы все очень любили смотреть фильмы про войнушку (так тогда в детстве мы ласково говорили о войне). Но я замечал, что мои родители почему-то не очень любили фильмы о войне и как-то не хотели даже говорить о ней. Сейчас я понимаю, что они кто пережил это трудное время войны, просто не желали вспоминать об этом тяжелом времени для нашего народа. И в моем детстве было несколько фильмов о войне, но особое место почему-то занимает фильм «Балтийское небо», так как этот фильм был о летчиках-истребителях, так как мой папа был летчиком-истребителем (правда были и другие фильмы: Повесть о настоящем человеке, В бой идут одни старики, Небесный тихоход, Чистое небо и ещё другие – они то же очень интересные, но хочется рассказать именно о фильме «Балтийское небо»). Этот фильм мы в детстве смотрели по несколько раз, и прошло очень много времени, многое позабывалось, но запомнилось нам с детских времён несколько эпизодов которые нельзя забыть. Первый: это когда наш летчик, оборонявший «Дорогу Жизни», проходившую из блокадного Ленинграда по Ладышскому озеру, произвёл вынужденную посадку на заснеженное поле. И он попросил у мальчика монетку для того чтобы ей подкрутить подрегулировать мотор. А мальчик в это трудное время собирал картошку в поле изрытом воронками от взрывов бомб. Второй эпизод. Но он очень плохо помнится, что они через некоторое время где-то встретятся. И вспоминая этот фильм я купил диск этого фильма и так захотелось просмотреть его ещё раз. Но это я уже сделал это, когда мне стало уже за 60 лет. Так захотелось вернуться в детство, ведь этот фильм был одним из самых любимых нами. В этом фильме описано о мужестве наших легендарных летчиках, сражавшихся с немецкими асами, у которых самолеты были по всем показателям превосходившие советские самолеты. Наши летчики дрались геройски и многие погибали в этих не равных условиях. В эскадрильях оставались по одному, двум, трём летчикам, которых даже на звено не хватало. И поводом вернутся к этому фильму послужило прочтение книги «Жизнь в небе и на земле», написанной одним из самых славных летчиков Балтики, участвовавших в обороне города Ленинграда и Дороги Жизни – Героем Советского Союза Иваном Ивановичем Цаповым. Из этой книги я узнал, что книга по которой был поставлен фильм Балтийское небо, одноименный роман Николая Чуковского писался им на примерах настоящих судеб летчиков авиаполка, в котором служил в то время Иван Иванович Цапов. И лучше, чем Иван Иванович Цапов никто не расскажет, как писался этот роман Николаем Чуковским, и кто из летчиков соответствует героям из этого романа. Ниже привожу отрывок из книги Цапова И.И. «Жизнь в небе и на земле»:

               ГЕРОИ РОМАНА «БАЛТИЙСКОЕ НЕБО»
    В годы войны в наших гвардейских авиаполках частыми гостями были журналисты, да и некоторые летчики, в том числе и я, писали о боевых схватках в дивизионную газету «Победа». Читали мы о нашей деятельности и в газетах «Страж Балтики» (КБФ) и «Красный флот» (ВМФ). В конце декабря 1942 года прибыл и на долгое время осел у нас Николай Корнеевич Чуковский. Нам его представили солидно — писатель! Это был довольно еще молодой человек, около сорока лет, высокий, сутуловатый, в очках. Он очень внимательно присматривался к нашей жизни. Ходил с командиром полка Н. М. Никитиным, дотошно его расспрашивал, подходил к летчикам на аэродроме и в столовой. Спрашивал о настроении, о том, как прошел бой, что пишут из дома, как кормят. Честно говоря, мы мало внимания обращали тогда на него. На вопросы отвечали односложно. Мы не знали, что этот человек впишет нас в историю. Чуковский прожил в нашем полку около полугода.

    В середине пятидесятых годов вышел его замечательный роман «Балтийское небо». Мы читали его и легко узнавали себя, наших боевых друзей. Вот один из героев — комиссар эскадрильи Игорь Кабанков. Конечно же это наш Игорек Каберов. Он был действительно одаренным человеком: писал стихи, играл на баяне, хорошо рисовал. С начала войны он каждый день выпускал боевой листок! Более того, эта его деятельность была достойно отмечена государственной наградой. Поднимать боевой дух в те тяжелые дни 1941 года дорогого стоило, и Игорек был награжден за выпуск боевых листков орденом Ленина и одновременно за боевые успехи — орденом Красного Знамени. По воли автора романа Кабанков погибает в бою, а прототип его встретил победу живым. В чертах комэска Лунина легко узнать командира второй эскадрильи Александра Мясникова. Только у него была семья, которая эвакуировалась в начале войны. Комэск Мясников осенью 1942 года не возвратился с боевого задания. Самолет упал в болото, и долгих шестьдесят лет оно хранило свою тайну. Летом 2003 года ленинградские поисковики отыскали это место, вытащили пушку, по которой установили имя пилота упавшего самолета. Был найден сын комэска Юрий, высококлассный программист, уже немолодой человек, который живет в Москве. Состоялась торжественная церемония перезахоронения летчика. Одна из улиц в пригороде Ленинграда была названа его именем.

   До Мясникова 2-й эскадрильей командовали И. Новиков и И. Уманский, черты и поступки которых также узнаваемы в собирательном образе комэска Лунина. Была у нас в авиаполку, и официантка эстонка Хильда. Она действительно знала и помнила всех летчиков полка, как живых, так и погибших. Несколько раз она привозила на аэродром еду и мне. Только вот ее дальнейшей судьбы я, к сожалению, не знаю. Однажды зимой на бывшем картофельном поле в Кронштадте наши летчики заметили мальчишку, который ковырялся в земле, выискивая замерзшие картофелины. Привели его на кухню, отогрели, накормили. Он рассказал, что живет здесь с сестрой, родители погибли. Сестру его потом пристроили в батальон авиационного обслуживания. У нее действительно завязался роман с одним летчиком, и дело, по-моему, кончилось свадьбой, а ее брату Славе пошили форму, и он стал сыном полка. В романе колоритно описаны два соперника в боевых успехах Илья Титаренко и Антон Кузнецов. Прототипами были несомненно, Дмитрий Татаренко и Георгий Костылев. Они действительно ярко выделялись в полку. Было у них и нечто вроде личного соревнования. По характеру они были примерно одинаковы: непримиримые спорщики, нетерпимые и настойчивые, резки в высказываниях и упрямы в отстаивании своего мнения. Оба летчика участвовали в войне с первых дней. Никто больше их не сбивал в воздушных боях самолетов. 

     Георгий Костылев стал 23 октября 1942 года вторым в полку (за время Отечественной войны) летчиком, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. Высокого роста, сухощавый и стройный, он выделялся в бою не только русской удалью, но и несравненным отточенным мастерством пилотирования. На его личном боевом счету к тому времени было 9 лично сбитых и 34 победы в группе. В начале 1943 года он был назначен командиром первой эскадрильи. Дмитрий Татаренко в 1941 году участвовал в обороне Ханко. Свой первый самолет сбил в июле 1941 г. При прорыве блокады Ленинграда в начале 1943 года только за месяц боев он сбил двенадцать самолетов врага. К марту 1943 года имел на своем боевом счету 14 самолетов, сбитых лично и 8 в группе. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 24 июля 1943 года вместе с Игорем Каберовым. По сюжету романа в третьей эскадрилье был летчик по фамилии Рябушкин, и бой, который он провел в романе в самом начале прорыва блокады Ленинграда, не придуман. Только сражался на самом деле Александр Шилков. Это бой впервые был описан в очерке Н. Чуковского «Молодые истребители» в газете «Красный флот». Также в романе с почти документальной точностью воспроизводятся некоторые другие наши бои при прорыве блокады Ленинграда. По воле автора эскадрилья Лунина понесла большие потери, вплоть до того, что в ней остался в живых только один командир. В действительности такого никогда не происходило. Бывало, что в эскадрилье оставалось 4—5 человек и примерно столько же самолетов. Так что, когда в эскадрилью приходило пополнение, было кому передать новичкам бое вой опыт. К тому же некоторые летчики выбывали по ранению и вновь возвращались в строй. К примеру, из 18 летчиков 5-й эскадрильи, с которыми в 1941 году я начинал войну, прошли всю войну и встретили победу 12 человек. Погибли в боях шестеро: Иван Минаев (1943) Владимир Петров (1942), Дмитрий Петрухин (1941), Константин Соколов (1941), Аркадий Чижов (1941), Василий Марков (1942). Судьбы еще двух человек я не знаю.

    Однажды при встрече Игорек Каберов показал мне абзац романа «Балтийское небо», где по его словам был описан я: «Колхозник… Иван Дзига обладал широчайшей грудной клеткой и мускулами молотобойца. По силе никто в эскадрилье не мог с ним сравниться, но вся эта сила не шла ему впрок, потому что был он на редкость неуклюж. Его могучие руки беспомощно путались в кабине самолета, не знали за что браться». Почему Чуковский описал меня так, до сих пор я не пойму. Но я не был угнетен своими неудачами, как он написал в романе, а просто переживал в это время за своих родителей. Они находились на оккупированной врагом местности, и их судьбы я не знал. Забегая несколько вперед, необходимо отметить, что после войны многие мои боевые товарищи, реальные герои «Балтийского неба», продолжили свою службу в авиации, упорно учились, закончили академии и занимали высокие командные должности. Так, Герой Советского Союза Александр Алексеевич Мироненко дослужился до генерал-полковника авиации и должности командующего авиацией ВМФ. Герой Советского Союза Дмитрий Митрофанович Татаренко ушел в 1967 году в запас в звании генерал-майора авиации с должности первого заместителя командира корпуса ПВО страны. Скромнейший по натуре человек, Василий Черненко в годы войны был непревзойденным разведчиком: на его боевом счету 12 лично сбитых и 8 в группе самолетов врага. А еще он обеспечил своему ведущему 16 побед. Среди сбитых им самолетов пират-одиночка, который летал на самолете с нашими опознавательными знаками. Он сбил его в лобовой атаке. Василий Иванович тоже стал Героем Советского Союза и генерал-майором авиации. Мы дружим до сих пор.

    Перед уходом в запас Василий Иванович занимал должность заместителя начальника штаба войск ПВО по боевому управлению. Эту же должность, в свое время, занимал Герой Советского Союза, генерал-майор Владимир Федорович Абрамов. Герой Советского Союза полковник Игорь Александрович Каберов закончил службу заместителем командира авиадивизии ВМФ. Герой Советского Союза Семен Иванович Львов преподавал в Военно-политической академии. Другие мои товарищи после войны долгое время служили в авиации на разных командных должностях. Штурману полка майору Александру Герасимовичу Батурину в 1948 году медицинская комиссия запретила летать: ухудшилось зрение. Нужно сказать, что 70% зрения у него было уже в 1941 году, но он провоевал всю войну. В гражданской жизни фронтовик не потерялся. Он был директором электросети, парторгом ЦК на строительстве аэропорта в Казахстане на целине, главным механиком и начальником строительства телецентра в одном из городов Татарии.

Так благодаря одной фотографии можно найти многое интересное из нашей истории. И вернуться с помощью этих событий хоть на чуток в наше далёкое детство.

Фотография из архива моего отца 3часть (Александр Семёнов 7) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Семёнов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен