Вечная слава ПОБЕДИТЕЛЯМ!
Посвящается пилотам-истребителям Амурской Флотилии (КАФ или АКвФ).
Я родился в семье военного лётчика морской авиации, в Приморском крае.
Сейчас прошло более 68 лет после ПОБЕДЫ Советского народа в Великой Отечественной войне и ПОБЕДЫ всех Стран Антигитлеровской Коалиции во Второй Мировой войне. Слава богу, что я дожил до этого срока!
К сожалению, мой отец, Семенов Дмитрий Васильевич не дожил до этого срока и ушел от нас в 1991 году и не увидел распада СССР и зловещее время входа в рынок (а вот о сегодняшних идеалах и говорить не приходится).
Мне тогда было около 40, и мои интересы были устремлены в будущее и задачей прокормить семью и никого даже мать не расспрашивал о боевых действиях пилотов истребителей Амурской Флотилии, а она хоть маленько, но знала, где летал мой папа (и они - пожилые люди не очень любили говорить о страшном времени войны, и почему-то мама вообще боялась моих простых вопросов о пятидесятых годах и запрещала с кем-либо разговаривать особенно насчет Корейской войны, как будто её и не было).
А вот лет через двадцать, после смерти отца, как-то плавно внутри проявился, интерес к родным Приморским краям и тем событиям, происходившим в те времена.
...И все больше и больше напрягало, что помню не всё, знаю не всё, и, что самое обидное, спросить об этом уже не у кого, и нет мамы и прошлые связи отца со своими сослуживцами тоже утратились естественным образом и ушли в небытие.
Сейчас, в 2014 году, благодаря тому же Интернету, стало, наконец, доступным множество новой информации по данной теме.
До этого по рассказам родителей (и затем по записям в летной книжке) мне стало известно, что в 1940 году отца после окончания Серпуховского училища военных летчиков (по другим данным Серпуховской школы военных летчиков, возможно имеющей статус училища, так как в одних документах записано училище, а в других как лётная школа) и его распределили-направили служить на Дальний Восток в Амурскую Военную Краснознаменную Флотилию. И я начал искать в интернете о военных действиях истребительных авиаполков (ИАП) Краснознаменной Амурской флотилии (КАФ или АКвФ, что одно и то же). Об действиях истребительной авиации КАФ во время войны СССР с Японией в 1945г в интернете очень мало написано и практически о летчиках КАФ ничего нет. Нет ни списков состава авиаполков КАФ и что самое интересное только две фотографии есть в ИНТЕРНЕТЕ о летчиках КАФ, а это уже ни в какие понятия не умещается (как мы плохо храним память о летчиках КАФ). Даже получилось такое, что несколько лет назад в 2008году отмечалось 100-летие КАФ, а о летчиках КАФ никто не вспомнил - ни слова не было ни в прессе, ни в ИНТЕРНЕТЕ! Это наводит на мысль, что этого просто они не знают или не хотят публиковать или все это было засекречено. Сейчас столько времени прошло и ко Дню Победы могли бы работники архивов опубликовать списки авиаполков КАФ, участников Войны с Японией (1945г). Да и возможно боевые действия КАФ с Японией вообще никуда не записывались, ни в журналы авиаполков, ни в летные книжки (например, слышал от отца, что при уходе в запас, ему не дали первую летную книжку по службе в КАФ, значит всё же было как-то засекречено). Сейчас, когда прошло столько времени и уже не существует Краснознаменной Амурской военной флотилии (КАФ), но остался район в Хабаровске, так его сейчас по старинке и называют БАЗА КАФ. И хочется в этом небольшом рассказе поместить фотографию о летчиках КАФ и оставить для потомков 3-5 фамилий летчиков-труженников, охранявших небо Дальнего Востока около Хабаровска, и в последствии их перевели в другие военные части, и они охраняли небо других городов Дальнего Востока – Владивостока, Уссурийска, Находки, Петропавловска-Камчатского, и городов Сахалина…
Кроме того, в семье сохранились некоторые материальные свидетельства: лётная-личная книжка (экз.№2) летчика авиации ВМФ Семенова Дмитрия Васильевича, в которой переписаны (из первой книжки) годовые налеты начиная с 1941 по 1947годы и далее даже описаны почасовые описания вылетов с 1947 по 1951годы. Но самое важное и связанное с Амурской флотилией: есть страница прохождению службы в КАФ (под городом Хабаровск – далее из справочников можно уточнить, где располагались авиаполки КАФ) и по присвоению званий и назначение должностей (начиная от присвоения звания мл.лейтенант от 13.11.1940г до ст.лейтенант от 16.04.1946г, и назначение на должность ком.звена 2-ой Авиа Эскадрильи «45ИАП АКФ» от 02.12.1943г). Есть в книжке и записи о награждении правительственными наградами:
1) орден Красной Звезды № 1552684 от 23.09.1946г (по записи в летной книжке - за успешное выполнение заданий командования в войне с Японскими империалистами);
2) медаль «За победу над Японией» от 20.08.1946г;
3) и самое интересное, затем я нашел орденскую книжку, в которой вместе с орденом Красная Звезда пропечатано (от 23.09.1946г), что он был награжден медалью За Боевые Заслуги (без номера, и затем в википедии нашел, что были и такие награждения – медали без номера, выдаваемые на поле боя после выполнения заданий командования или после совершения подвига, а потом уже фиксировали награждение в орденских книжках или в удостоверениях).
Значит они все же летали! На разведку или на поддержку катеров Амурской флотилии, которая ПЕРВОЙ вошла в г.Харбин, а не так как пишут некоторые сейчас писаки, что Амурскую флотилию, никто не поддерживал с неба. (Да просто авиация КАФ применялась в разведке и в других секторах наступления, где этого требовала обстановка и где было затруднено наступление Советских частей). И сейчас в любой подходящий момент, во многих изданиях писаки пишут, принижая значение нашей авиации. А сколько сейчас написано таких книг в «черных обложках», например: «Лучший ас Люфтваффе», или «Я бил сталинских соколов», а цифры сбитых самолетов у них зашкаливают вообразимые и невообразимые цифры, это что ж, они в каждый вылет сбивали по самолету, а то и более? А общее суммарное количество сбитых ими самолетов, превышает общее количество самолетов всех стран антигитлеровской коалиции. Да это колит нас сыновей отцов-победителей этой войны прямо в сердце. Но эти писаки просчитались и не понимают, что наши отцы выиграли Великую Отечественную (ВОВ) и Вторую мировую именно у этой самой хваленой братии. И этим ещё более ценна Победа наших отцов! Если они выиграли у такого достойного противника, значит честь и хвала нашим отцам! За тех, кто в небе!
Начиная вторую часть рассказов по поискам исторических событий, в которых участвовали морские-речные летчики, входившие в (КАФ) Краснознаменную Амурскую флотилию (АмВФ или АКвФ - одно и то же) хочется выразить мысль, что движет мною, и как-то торопит. Просто сейчас время так течет быстро и нам их детям уже всем за 60 лет и если это (все что есть у меня) сейчас не вспомнить и не опубликовать, то все эти наши маленькие находки – отрывки из документов, фотографии и возможно воспоминания ветеранов КАФ будут безвозвратно потеряны, как и многое уже потерянное и ушедшее вместе с ними в небо. Да и то что сейчас лежит и пылится на полках архивов не всякому доступно. И можно было бы работникам архивов, корреспондентам газет или тем, кто пишет диссертации по военным темам (всем, кто имеет доступ к архивным документам) ко Дню Победы или ко 2-му сентября (окончание Второй Мировой) опубликовать поименно состав авиа полков КАФ Краснознаменной Амурской флотилии. Вот это было бы наша дань и уважение памяти наших ветеранов, которые достойно закончили вторую мировую войну и принесли мир на нашу землю. Да они все жили с нами в одно время, мы их видели и встречались с ними. Некоторые воины, участники Второй Мировой и Великой Отечественной Войны еще здравствуют, и мы желаем крепкого здоровья и счастья всем, всем ИМ и их близким!
А теперь посмотрите на фотографию, самую уникальную из всех какие у меня остались от моих родителей - из их маленького фото архива. Как говорила мне моя мама, это авиаполк моего отца (45-ОИАП КАФ). И сфотографирован он в знаменательную дату в 1945 году в День Победы 9-го мая! То есть до войны с Японией! Но по моей привычке эксперта (все проверять и уточнять), и решил проверить. Найдя на фотографии своего отца и зная по летной книжке, когда присваивалось ему звание старший лейтенант (16.04.1946г). И когда ему вручались орден Красной звезды (23.09.1946г-по орденской книжке). Так как он еще без орденов и уже старший лейтенант, то это фото получается, как раз от 9 мая, между этими датами (16.04.1946 – 23.09.1946гг), но уже 1946 года – то есть после войны с Японией. И это как раз авиаполк 45-ОИАП КАФ после войны с Японией!
Это все меня так ободрило, и я начал с еще большим желанием искать хоть малейшие строчки об Авиации КАФ (Краснознаменной Амурской Флотилии) в войне с Японией, до или после неё.
Мне оставалось только хорошенько вчитаться в воспоминания лётчиков, которые доступны в Интернете, и картина мира стала гораздо более понятной.
По Справочнику «Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010)» (авторы: Левшов П.В., Болтенков Д.Е.) издание - СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012г (768стр), я нашел следующие описания тех давних событий и сведений об авиации Амурской флотилии и немного о боевых действиях в период Войны с Японией:
К началу войны (1941г) в составе ВВС АмВФ (Амурской военной флотилии или то же КАФ - Краснознаменной Амурской флотилии) числилось уже 107 самолётов различных типов, основную часть которых составляли летающие лодки МБР-2. В течение всей войны основными задачами Авиации АмВФ (КАФ) были воздушная разведка в приграничной полосе, пресечение возможных провокаций с сопредельной стороны и подготовка лётного состава для ВВС воюющих флотов.
Осенью 1941 г. на западе, в составе ВВС флотов была проведена реорганизация лётных частей, которые из пяти эскадрильных были переформированы в трёх эскадрильные. На Дальнем Востоке этот процесс произошел несколько позже — весной 1942 г. Кроме того, если Балтийские, Черноморские и Северные авиа полки переформировывались в результате естественной убыли самолётов и лётчиков, сбитых и подбитых в воздушных боях, то «лишние» эскадрильи частей ВВС ВМФ на Востоке обращались на формирование новых лётных частей.
Так, в мае 1942 г. в составе Авиации АмВФ (КАФ) была сформирована 4-я морская авиационная бригада. В неё вошли 117-й МАП и вновь сформированный 114-й МАП. Местом дислокации бригады с конца 1942 г. стало с. Софийское-на-Амуре. Тогда же на базе 14-й ОИАЭ (отдельная истребительная авиа эскадрилья) был развёрнут 45-й истребительный авиационный полк, также вошедший в 4-ю МАБ.
Однако к началу 1943 г. 4-я МАБ и входящий в её состав: 114-й МАП были расформированы, 117-й МАП передан: состав ВВС Северного ТОФ, а 45-й ИАП стал отдельным истребительным авиа полком (45-ОИАП).
В 1943-1944 г. в составе АмВФ (КАФ) были сформированы еще две авиационные части: 10-е отдельное авиазвено связи, 11-й отдельный корректировочный авиаотряд (к весне 1944 г. они были переформированы в 10-е ОАОСВ и 11-1 ОКОРАЭ соответственно).
Всего на 1 июля 1945 г. в составе ВВС флотилии насчитывалось свыше 75 самолётов, в том числе: ЛаГГ-3 — 27, Як-— 10, Ил-2 — 8, И-153 — 13, И-16 — 7, СБ — 1, По-2 — 3, МБР-2 — 3, Як-7в — 2, С-2 — 1. Кроме них, имелось некоторое количество самолётов Р-5, которые, хотя и устарели давно, но всё равно продолжали использоваться для связи и наблюдения.
В конце 1944 г. в составе АмВФ (КАФ) началась формироваться 15-я смешанная авиационная дивизия. Местом её дислокации стало с. Софийское-на-Амуре. Формирование ее было завершено летом 1945 г.
В начале августа 1945 г. 15-я САД из АмВФ (КАФ) была передана в состав ВВС СТОФ (Северный Тихоокеанский флот). В дивизию вошли 117-й МРАП : вновь сформированные 58-й и 59-й ИАП.
К началу войны с Японией в составе Авиации флотилии АмВФ (КАФ) остались 45-й ОИАП, 11-я ОБУККОРАЭ и 10-й ОАОСВ.
Об участии в боевых действиях против Японии авиационных частей АмВФ (КАФ) информация очень отрывочная. Имеются данные, требующие проверки, что лётчиками-истребителями АмВФ 18 августа 1945 г. было уничтожено 3 японских самолёта «Кавасаки» Ki-61 «Хиен» (что вызывает большие сомнения, так как этот истребитель, в основном, использовался для решения задач ПВО в метрополии).
Во второй половине 1947 г. 45-й ОИАП был расформирован, а на базе 11-го ОБУКОРАЭ и 10-го ОАЗСВ формируется 124-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья, которую в 1948 г. свернули в 260-е отдельное авиационное звено связи.
В 1948 г. Авиация Краснознамённой АмВФ (КАФ), как и все воздушные силы других флотилий, была расформирована. Её личный состав и авиационная техника были обращены на укомплектование авиационных частей ВВС Северного ТОФ (СТОФ).
Состав Авиации Дальневосточной военной флотилии в 1928-1933 гг.:
68-й ОРЕЧГАО (Хабаровск); 69-й ОРЕЧГАО (Бочкарёво).
Состав Авиации Амурской Краснознамённой военной флотилии АКвФ (КАФ) в 1935-1938г:
110-я АБ (Красная Речка, Хабаровск): 9-я МАЭ, 10-МЛБАЭ, 11-я МЛБАЭ, 12-я МЛБАЭ, 14-я ИАЭ, 16-я МАГ! 69-й ОРЕЧГАО.
Состав Авиации АКвФ (КАФ) флотилии в 1941 г:
Командование флотилии — Хабаровск;
117-й МАП (Хабаровск);
14-я ОИАЭ (Разъезд Красицкий).
Состав Авиации АКвФ (КАФ) флотилии в июле 1942 г:
Командование флотилии — Хабаровск; 4-я МАБ: 114-й МАП, 117-й МАП (Хабаровск/Софийское-на-Амуре), 45-й ИАП (Разъезд Красицкий).
Состав Авиации АКвФ (КАФ) флотилии в июле 1945 г:
Командование флотилии — Хабаровск; 15-я САД: 58-й ИАП (Софийское-на-Амуре), 59-й ИАП (Николаевск-на-Амуре), 117-й МАП;
45-й ОИАП (Корсаково около г.Хабаровска); 11-я ОКОРАЭ (Корсаково); 10-е ОАОСВ (Корсаково).
Состав Авиации Амурской Краснознамённой военной флотилии в 1948-1950 гг.:
124-я ОСАЭ — с августа 1947 г. по июнь 1948 г.; 260-е ОАЗСВ с июня 1948 г. — 1950 г.
Использован источник:
Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Предыдущая часть:
Продолжение: