Найти тему
Витуша

Мы всегда сами решаем, когда нам больно

Скандинавские фильмы - это отдельная песня в европейском кино, как баллада, со своим тихим, но пронзительным мотивом.

Вначале кажется, что это кино апатичное и навевает меланхолию, потому что действие развивается неспешно. Да и герои там очень своеобразные - закрытые и немногословные. Иногда и смысл в фильмах понять сразу сложно, а некоторые персонажи так и остаются неразгаданными до конца.

Любовь к скандинавскому кино приходит не сразу, вначале присматриваешься к своебразной манере повествования. Потом втягиваешься в неспешный ритм и уже не торопишь события, потому что каждая деталь и каждое слово имеют глубокий смысл и ведут к пониманию сути фильма.

Всем, кто смотрел "Вторая жизнь Уве" или "Все ненавидят Йохана", тому несомненно понравится еще один фильм "Угоняя лошадей"(2019).

По жанру - это семейно-психологическая драма, потому что фильм о непростых отношениях между отцом и сыном, о сложном периоде взросления подростка, какое оно мучительное и как больно может ранить, если вдруг отец и сын увлечены одной женщиной.

Картина многослойная, в ней переплетаются сюжеты из настоящей жизни главного героя, его детства и юношества, и о военном прошлом его отца.

Тронд Сандер живет в Осло, уже в пожилом возрасте он останавливает привычной ход своей жизни и неожиданно для всех пропадает. Он приезжает в небольшой сельский дом среди норвежских лесов, где воспоминания возвращают его в юность.

Это его последнее лето, проведённое вместе с отцом в домике у реки, куда он приезжал помогать отцу в заготовке леса.

Главные герои фильма отец (актер Тобиас Зантельман) и сын (подростка Тронда удивительно талантливо сыграл Джон Рейнс).
Главные герои фильма отец (актер Тобиас Зантельман) и сын (подростка Тронда удивительно талантливо сыграл Джон Рейнс).

Лето это стало для него особенным, оно круто поменяло жизнь Тронда. Именно в это лето он превращается из подростка в юношу и испытает первые взрослые чувства и желание обладать женщиной. Но единственной женщиной, о которой мечтает повзрослевший мальчик, становится мать его друга и любовница отца...

Подросток тянется эмоционально к отцу, ведь в мире взрослых отношений ему нужен наставник, но и одновременно ненавидит его, потому что чувствует в нем соперника. Он переживает боль от предательства отца и понимает, что их отношения уже никогда не будут такими, как в детстве. И эти чувства не дают ему покоя.

На всю жизнь он запомнит прощальные слова отца: "Мы всегда сами решаем, когда нам больно... Многое случается в жизни, самое главное - как ты к этому относишься, не ожесточайся, но всегда думай".

Став уже зрелым мужчиной, практически прожив целую жизнь, Тронд хочет разобраться в своих ошибках и подвести черту под прошлым.

В этом фильме много суровости - и в самой северной природе, и в отношениях. Радости и легкости после его просмотра вы точно не получите. Но такова жизнь, она не всегда полна счастья и легкости бытия.

Еще очень интересно показаны бытовые стороны жизни в норвежской глуши. Насколько сурова и тяжела жизнь в таких отдаленных от цивилизации лесных хуторах. Там женщины должны быть очень сильными и уметь наравне с мужчинами и лес валить, и в поле работать, а еще нужно и дом вести, и детей растить. И стойко, без слез и истерик, переносить любые удары судьбы.

Даница Чурчич в главной женской роли.
Даница Чурчич в главной женской роли.

Даница Чурчич - сербка по национальности, но она прекрасно справилась с образом сильной норвежской женщины. Ее героиня на вид очень хрупкая, но выносливая физически и очень мужественная, она в годы войны участвовала в норвежском Сопротивлении, и связь с отцом Тронда была очень давней, несмотря на ее замужество.

Судьба эту женщину не жалела-сын трагически погиб в результате несчастного случая, и муж получает тяжелое увечье из-за оплошности Тронда на лесосплаве.

Ее героиня не красавица, но от нее исходят невероятные флюиды женственности и сексуальности, сводящее с ума молодого Тронда. Парадокс в том, что пареньку просто пришло время влюбиться, и он влюбился. А рядом всегда была она-соседка...

Мне очень понравилась игра Джона Рейнса, сыгравшего 15-летнего Тронда. Это  его дебют в кино, но такая глубина в исполнении, что он не уступает опытным актерам, тем более в фильме много чувственности, а играть все эти юношеские томления плоти очень непросто.

Тронда в годах играет знаменитый Стеллан Скарсгард, роль одинокого старика, несущего в себе горечь юношеских обид и груз вины, ему несомненно удалась.

Стеллан Скарсгард
Стеллан Скарсгард

Фильм, конечно, своеобразный, он точно не понравится импульсивным нетерпеливым людям, любящим динамику и ясность во всем. А вот любителям поразмышлять он точно подойдет. Ведь фильм о переосмыслении жизни, об изменении своего отношения к прошлому.

Местами есть некоторая затянутость, и не совсем ровное хронологическое изложение событий -это немного путает сюжет. Но вдумчивый зритель разберется.

В целом, фильм очень впечатляет, цепляет за душу, я его смотрела целых два раза, и поверьте, второй раз даже с большим интересом.

Несмотря на драматизм событий, это кино очень атмосферное и лиричное. В нем нет бурного проявление эмоций, однако, степень эмоционального напряжения и переживания героев ощущается буквально кожей. Настроение фильма помогают уловить великолепные пейзажи и прекрасная музыка.

На Берлинале фильм выдвигался на "Золотого Медведя", но получил только Серебрянного за выдающиеся художественные достижения. Действительно, операторская работа в фильме на самом высоком уровне, норвежские пейзажи сами по себе великолепны, но когда они профессионально сняты, то это превращается в визуальный шедевр.

Еще о скандинавском кино: