Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Прощайте, фараоны" (СССР, 1974), "Не горюй!" (СССР, 1969), "Трын–трава"(СССР, 1976): "за" и "против"

Прощайте, фараоны. СССР, 1974/1975. Режиссеры: Вячеслав Винник, Давид Черкасский. Сценарист Алексей Коломиец (по собственной одноименной пьесе). Актеры: Николай Слёзка, Людмила Алфимова, Владимир Ячминский, Нонна Копержинская и др. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.

Режиссер Вячеслав Винник за свою карьеру поставил только три полнометражных игровых фильма, одному из которых – комедии «Прощайте, фараоны» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Давид Черкасский (1932-2018) больше всего известен своими мультипликационными фильмами («Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит», «Остров сокровищ» и др.). В полнометражном игровом кино у него была только одна работа – комедия «Прощайте, фараоны».

В этой колхозной комедии персонажам снятся сны, где они превращаются в фараонов…

Советская кинопресса отнеслась к этой довольно слабой ленте крайне негативно.

Например, кинокритик Елена Бауман (1932-2017) писала в «Советском экране» так: «Если первая же фраза, которую на экране произнесет герой, будет, например: «Чтоб ты сдох, окаянный!» — опытный зритель сразу же догадается, что перед ним комедия. Потому что в кинокомедии последнее время появилась такая мода — герои только и делают, что бранятся. Причем бранятся исключительно для юмора, чтобы нам, зрителям, было веселей. В фильме Одесской киностудии «Прощайте, фараоны!», откуда мы позаимствовали приведенную выше цитату, после столь энергичного начала пойдет, собственно, в том же духе: «Придержи язык!», «Нечего глотку драть!», «Ох, ты ж свинячья морда!», «Штаны подвязать не может, а тоже туда», «Та-та-та-та-та. Затрещала. Не жена, а пулеметное гнездо». … Герои комедии — современные колхозники. Мужчины бездельничают, пьянствуют и, занимая руководящие должности, ни в какую не желают внедрять технику для облегчения тяжелого женского труда. Потом ситуация меняется: мужчины начинают выполнять женскую работу, а женщины — пьянствовать («Налижутся, хоть из хаты удирай». … В качестве источника комического в фильме широко используются также сопенье, иканье, храп и прочие низшие физиологические акты, иногда для пущего смеха как-нибудь извращенные («цинком икается»).

Кроме того, герои картины… очень много спят и видят сны, в которых они представлены фараонами. Конечно, нетрезвому человеку многое может присниться. Но вот что странно. Дурные эти сны почти поэтизируются авторами. Они любуются пышной позолотой, гопаком в древнеегипетском антураже, полуобнаженными телами своих весьма дородных героев. …

Потеря чувства меры в стремлении насмешить зрителя любыми средствами, просчеты по части художественного такта и вкуса неизбежно сказываются не только на форме произведения, но и на его содержании, на его идейном звучании, на системе его образов. Это заметно и по фильму «Прощайте, фараоны!», где под видом борьбы с пьянством живописуются и даже эстетизируются пьяные проделки весьма малопривлекательных героев и героинь» (Бауман, 1975).

Мнения зрителей XXI века разделились относительно этой комедии на «за» и «против»:

«Могу сказать однозначно, что такое произведение киноискусства могло родится только в те годы, и актеров таких великих больше не будет. Я не перестаю восхищаться!» (Г. Тагиров).

«Комедия — жанр трудный. Пьеса тоже слабенькая, но режиссура, работа с актёрами... Такое впечатление, что снимали такие же «завмеханизацией», «завптицефермой», «председатель », только поставленные на кинопроизводство! … Один из худших из просмотренных мною фильмов» (Саздинец).

Киновед Александр Федоров

-2

Не горюй! СССР, 1969. Режиссер Георгий Данелия. Сценарист Реваз Габриадзе (По мотивам повести Клода Тилье "Мой дядюшка Бенжамен"). Актеры: Серго Закариадзе, Вахтанг Кикабидзе, Софико Чиаурели, Анастасия Вертинская, Лия Гудадзе, Верико Анджапаридзе, Сесилия Такаишвили, Ариадна Шенгелая, Георгий Кавтарадзе, Ипполит Хвичия, Карло Саканделидзе, Давид Абашидзе, Евгений Леонов, Сергей Филиппов, Ия Нинидзе, Фрунзик Мкртчян и др. 20,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Георгий Данелия (1930–2019) поставил 15 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Сережа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Эта трагикомедия режиссера Георгий Данелия давно уже стала классикой.

В год выхода «Не горюй!» в прокат отзывы кинопрессы были в основном восторженные.

Так известная актриса Ия Саввина (1936–2011) отозвалась о нем в журнале «Искусство кино» так: «Здесь возникает талантливость душевная — уметь радоваться, уметь извлекать добро себе и людям в перенаселенном пространстве бытия. Это трудно. У человека «всего–навсего пять чувств, которыми он воспринимает удовольствие, а боль он испытывает всей поверхностью своего тела: куда ни уколи его, покажется кровь». Фильм про это. Фильм чистый, честный и человечный. Фильм добрый и простой, прозрачный, как родник или искусство Пиросмани. … При всех возникающих ассоциациях, ряд которых можно еще продолжать, фильм этот индивидуален и по характеру и по форме. Но родословная у него богатая … Я видела фильм, где режиссером любовно выпестован каждый кадр, каждый предмет в кадре, каждая складка платья и где нет единственного — заинтересованности в человеке, любви к персонажу. Поэтому скользит эта талантливая лента по поверхности ваших ощущений, удивляя, временами восхищая, но никак не вызывая сопереживания с героями. А ведь тайна человечности — это непременно сострадание, сопереживание, и в них обаяние и сила искусства» (Саввина, 1970: 31–32).

При этом кинокритик Александр Липков (1936–2007) с полным на то основанием утверждал, что «это всё тот же Данелия, умеющий относиться к своим героям с улыбкой, прощать их слабости, восхищаться их достоинствами, короче – умеющий любить своих героев и заражать своей любовью зрителей. Свойства таланта художника всегда воплощаются в том, что он создает. В фильме «Не горюй!» это вывалено с особой очевидностью – даже не слишком внимательному зрителю сразу же откроется главная черта авторов: щедрость» (Липков, 1970: 46).

Режиссер и киновед Александр Мачерет (1896–1979) поначалу писал в «Советском экране», что «фильм «Не горюй!», самим названием своим взывающий к оптимизму и веселости, неповторимо национален. Обаятельно воплощен в нем духовный склад грузинского народа» (Мачерет, 1969: 2).

Но, увы, в конце своей статьи А. Мачерет не смог удержаться от, на мой взгляд, абсолютно неправомерного критического замечания: «Среди стольких достоинств недостатки замечаются с неохотой. На один все же придется указать. Великоват в фильме перекос в сторону праздничности. Жанр, тема и стиль ее требовали. Ее преобладание законно. Но полное исключение темы труда из фильма, проникнутого духом народности, оказалось очевидным просчетом. Конечно же, сообразительность зрителей способна прийти здесь на помощь. Нужнее, однако, была бы не она, а художественная краска» (Мачерет, 1969: 3).

А ведь кому, как не А. Мачерету, в прошлом кинорежиссеру, не знать, что художника надо судить по законам им самим для себя созданным…

Правда, свою статью, А. Мачерет, будто устыдившись своих же замечаний, завершил оправдательным абзацем: «Спешу оговориться: это замечание отнюдь не предназначено стать каплей дегтя. Фильм хорош – он поставлен, снят и сыгран мастерски. И главное – с любовью к народу и его национальным особенностям» (Мачерет, 1969: 3).

Мнения сегодняшних зрителей о фильме «Не горюй!» в основном позитивны:

«Фильм, шикарный.. Классика, которую смотришь каждый раз, как в первый раз. Фильм на все времена! Актерский состав – Гениальный! Всем создателям картины, огромное человеческое спасибо, и низкий поклон!» (А. Архипов).

«Шедевральный, добрый, шикарный фильм! Один из самых лучших, пожалуй! Актёры играют выше всяких похвал, сценарий и постановка – гениальная!» (М. Рябов).

Но, как это нередко бывает, находятся и зрители, которым эта картина оказалась ненужной: «Фильм почти что весь унылый и неинтересный, при всём уважении и любви ко многим другим работам Данелии и Габриадзе, даже замечательные актёры не спасли ситуацию. Помнится, несколько раз видел, и вообще не цепляло ни разу. Совершенно скучная история о неинтересных людях, по крайней мере, для меня. Для таких талантливейших людей, как Данелия и Габриадзе, уровень здесь очень слабоват, уж извините» (Критик всего).

Киновед Александр Федоров

-3

Трын–трава. СССР, 1976. Режиссер Сергей Никоненко. Сценарист Виктор Мережко. Актеры: Лидия Федосеева–Шукшина, Сергей Никоненко, Николай Бурляев, Мария Виноградова, Алексей Ванин, Евгений Шутов, Лариса Удовиченко и др. 20,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Сергей Никоненко поставил 16 полнометражных игровых фильмов, из которых только два: «Трын–трава» и «Цыганское счастье» смогли войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В годы выхода этого фильма в прокат «Спутник кинозрителя» отозвался о нем очень позитивно: «Этот озорной, грустный и умный фильм мог сделать в нашем кинематографе именно Сергей Никоненко, так много в нем мыслей, интонаций, характеров, знакомых нам по его прежним актерским и режиссерским работам — «Петрухина фамилия» (дипломная работа) и «Птицы над городом». Всего вторая большая картина, но уже со всем основанием можно сказать, что она — «своя», со своей интонацией, в которой одновременно со смешным слышится и серьезное, со своим взглядом на жизнь — чуть–чуть хитроватым, немного лукавым и совершенно прозрачным. История, которая положена в основу сценария Виктора Мережко «Трын–трава», таила немало соблазнов для молодого режиссера, тем более, что актерская сущность Никоненко идеально совпадала с литературным образом героя. Но, кажется, никогда Никоненко еще не был так серьезен в выпавших на его долю комических ситуациях, как в этом фильме» (Туровский, 1976).

Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме существенно разнятся:

«Великолепный фильм! Уникальная, конечно, семья. Каждый раз после очередного фортеля Стёпки, кажется – всё, на сей раз Лидия не выдержит и, как водится, развод и девичья фамилия обеспечены. Не тут–то было! Оказывается, есть в природе такие семьи, которые подтверждают своим существованием наличие единства противоположностей. Действительно, как палку не ломай, всё равно получится два конца, связанных меж собой. Тонкий, душевный фильм. Комплименты всем актёрам!» (Любовь Л.).

«Обожаю этот фильм. Замечательный фильм, советский фильм, уже ставший классикой нашего кинематографа. Отличный сюжет, великолепные актеры, умница– режиссер, замечательная операторская работа. Смотрю этот фильм неоднократно, но каждый раз смотрю, как в первый. Великолепная актерская игра завораживает. Трио Никоненко, Федосеевой–Шукшиной и Бурляева подобран великолепно. В этом фильмы все актеры постарались на славу, в том числе и актеры второго плана. Верю» (Мария).

«Фильм совершенно не понравился. И в первую очередь тем, что в нём нет ни одного положительного персонажа. Что неврастеник Стёпа (С. Никоненко), закатывающий истерики на ровном месте; что "сушёная селёдка" Лида (Л. Федосеева–Шукшина), спящая на ходу; что "мудрый" студент Вадик (Н. Бурляев), учащий жизни всех подряд, включая председателя колхоза – настоящий паноптикум» (Г. Воланов).

Киновед Александр Федоров