Помните времена, когда японцы делали вещи? Тойота блистала надежностью, Хонда олицетворяла спортивность, а при упоминании Мицубиси и Субару в голове возникали не современные «обмылки на вариаторе», а славные наследники раллийных побед. Даже у пролетарского Ниссана кроме легендарного GT-R были массовые харизматичные машины. На этом фоне Mazda выглядела скромной «серой мышью на фоне серого».
Но и у этой маленькой, но гордой компании были интересные автомобили. Помните изящные хэтчбэки 323F с подъемными фарами по тогдашней моде как у Ferrari Testarossa? А солидная и мощная Xedos 9, которая кроме компрессорного «мотора Миллера» 2.3 мощностью 211 л.с. могла похвастать полно управляемым (!!!) шасси. Шедевр! За такую машину не стыдно и сегодня. Дизайн имеет харизму размером с Останкинскую телебашню, а уровень инженерной проработки по сравнению с нынешними «планшетами» на колесах находится в другом измерении.
Ладно, в 90-х был расцвет всего японского автопрома. Но и в нулевых Mazda не превратилась в «серую массу» в отличие от упомянутого Ниссана и прочих Тойот. Философия «Zoom-zoom» была в тренде автомобилей со спортивным характером, которые были востребованы в Европе. До сих пор помню, как здорово ехала Mazda 3 даже с чахлым мотором 1.6. Был хорош и дизайн в стиле японской «Альфа Ромео». При этом в отличие от европейских машин Мазда демонстрировала образцовый уровень надежности.
Отдельного упоминания заслуживает серия MPS. Именно Mazda 3 MPS показала миру, что взрывной турбомотор на переднем приводе может ехать на уровне суперкаров. Километр с места «турбо-трешка» преодолевала чуть медленнее суперкаровского порога в 25 секунд. То, к чему Хонда пришла недавно со своим Turbo Type-R, инженеры Мазды поняли 20 лет назад! Про отсутствие полного привода у Хонды оставлю рассуждать Мазде 6 MPS, которая и сегодня спустя 17 лет растопчет переднеприводный турбо Аккорд как Годзилла саранчу.
Казалось, что Mazda была на верном пути, пока топ менеджеры не слопали приманку «экологической повестки», потратив огромные средства на бессмысленные моторы-погремушки Skyactive. Да, степень сжатия 14 впечатляет. Но почему господа-самураи забыли что, с двух литров 150 сил снимали тридцать лет назад без фазовращателей и звона детонации при холодном пуске? Опелевский C20XE наглядное тому подтверждение, не говоря о старых Хондах.
Но посмотрите с какой любовью японские мотористы сделали этот бессмысленный «пожиратель масла». Одни изгибы выпускного коллектора чего стоят! Для любого моториста утопия проекта Skyactive очевидна, но инженеры Mazda не сдались и с самурайским упорством довели его до серийного производства. Представляете, каково работать, понимая бессмысленность конечного результата? Опустить руки? Это не про японцев! Работа с полной отдачей несмотря ни на что! Так умеют только японцы, бесконечно влюбленные в свое детище. Представляете такое на АвтоВАЗе?
«Ну ты сравнил японцев и «русского Ивана»! - воскликнут «эксперты» в комментариях. А ведь это не случайно! Из всех мировых производителей только инженерам АвтоВАЗа удалось покорить роторные двигатели. Жаль, что в Тольятти дальше мелкосерийного производства дело не пошло, а Mazda ставила их серийно не только в RX-8 для «мамкиных гонщиков» но и настоящую жемчужину RX7. Сложнейшая система последовательного наддува двумя турбокомпрессорами Hitachi, задний привод и бесподобной красоты кузов восхищают даже спустя 30 лет! Обидно, что свое лучшее творение Mazda создали в 90-х.
У современной Мазды не осталось никакой спортивности. Былое роторное величие маркетологи-экологи собираются использовать как генератор для гибридов. Вместо взрывных турбомоторов MPS – овощной Sky Active, пожирающий масло как вазовский 1.8 на родной Весте. «Все пропало, японцы предали спортивные идеалы!» - воскликнут любители «лампового железа» в комментариях. Ну так, касатики, камон! А разве кому-то нужен сегодня автомобиль со спортивным характером?
Посмотрите на провальный эксперимент Kia по созданию драйверского Stinger. Для успеха есть все – чумовой дизайн в духе Мазерати, канонический задний или полный привод, мощные турбомоторы и шасси настроенное самим Бирманом из BMW. Идеальный вариант – по будням на работу, а в выходные дубасить на трек. Но о чем пишут владельцы Стингеров? Сделал чип, прикрутил колеса на лето, обтянул пленкой, заехал в детейлинг. Вот и весь «дубас» вокруг Макдональдса! Прости, Бирман, мы все потеряли. Надо ли говорить, что проект Stinger корейцы закрывают?
Тут и понимаешь, что в Мазде переиграли всех! Сдувшийся Ниссан не спас даже альянс с Рено, Мицубиси барахтаются на грани банкротства, а Хонда скатилась до безликих обмылков с турбо-полторашками на вариаторе. Жива лишь священная корова Тойота и маленькая Mazda. В отличие от остальных маздовские маркетологи давно поняли, что поколение водителей с бензином в крови осталось в прошлом. Их сменили мамкины гонщики и офисные инстасамки. Они не почувствуют разницы между балкой в задней подвеске и многорычажкой, а ползать в офис по пробкам на звенящем Skyative удобнее чем на роторе или турбо-MPS.
Осознав, что для современных потребителей форма важнее содержания Mazda снова создали настоящий шедевр – свой узнаваемый и неповторимый стиль – нереальной красоты поверхности без лишних линий. Сегодня это дорогого стоит! На фоне безродных китайцев и BMW с гипертрофированными ноздрями и двухэтажными фарами и обмылков от некогда спортивной Хонды Mazda является воплощением настоящей натуральной красоты. Mazda - это отличный пример, как небольшому производителю удалось сохранить свою идентичность и узнаваемость в нынешний век глобализации благодаря самурайскому подходу к и любви к своему детищу – от роторных шедевров до дизайна. Спасибо, что живая!
Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого внедорожного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.
По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru
Рекомендую к прочтению:
#Mazda #RX-7 #MPS #Мазда #Mazda 3 #Mazda 6 #Atenza #Axela #Автопром