14 марта 2024 года я в очередной раз воспользовался акцией музейной недели, которая проводится в Москве каждую третью неделю месяца, когда любой желающий может бесплатно посетить музеи города. В этот раз я выбрал Дом-музей поэтессы Марины Цветаевой. Она родилась в 1892 году в дворянской семье. Цветаева была наполовину русской, на четверть - немкой, на четверть - полькой. Ее отец Иван Владимирович Цветаев руководил Музеем изящных искусств, был профессором Московского университета, где возглавлял кафедру истории и теории искусств, известным филологом и искусствоведом.
Иван Владимирович основал и подарил Москве знаменитый Румянцевский музей, ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Мать Марины Цветаевой - Мария Александровна была второй женой Ивана Владимировича, у которого от первого брака была ещё одна дочь. Отец Марии Александровны - Александр Данилович Мейн, - прибалтийский немец, а мать - Мария Лукинична Бернацкая, - происходила из польского аристократического рода, которая умерла сразу после рождения дочери. Александр Данилович Мейн, был почётным гражданином Москвы, много сделавшим для её процветания.
В доме-музее организована выставка, посвящённая к 155-летию со дня рождения матери Цветаевой - Марии Александровне (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/65f59474f6ad8d2b712094af). Она включает три раздела. Первый знакомит с текстом духовного завещания М.А.Цветаевой и демонстрирует, на какие цели расходовались средства. Здесь счета за оплату гимназий соседствуют со счётом за первую книгу Марины Цветаевой, а видовые открытки из разных стран и городов позволяют представить маршруты и зрительные впечатления молодых Марины и Анастасии Цветаевых.
Второй, самый обширный раздел, включает рассказ о разных периодах жизни Марии Александровны - девочки, девушки, женщины. Рассказ дополняет интерактивная панель с адресами, значимыми для Марии Александровны, которые таинственным образом переплетаются с адресами, связанными с самостоятельной жизнью её дочерей.
Мария Александровна получила прекрасное домашнее образование, училась музыке и живописи. Была одарённой пианисткой, мечтала выступать с концертами, однако отец запретил ей делать карьеру профессионального музыканта. Музыке, по свидетельству Анастасии Цветаевой, она училась у Н.А.Муромцевой, любимой ученицы Н.Г.Рубинштейна, живописи - у художника Клодта. В 1891 году вышла замуж за Ивана Владимировича Цветаева, став его второй женой. Первая его жена Варвара Дмитриевна урождённая Иловайская - русская оперная певица (умерла в возрасте 32 лет).
Долгие годы Мария Александровна была ближайшей помощницей своему мужу в деле создания Московского (Румянцевского) музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина): в частности, она вела всю его обширную иностранную переписку. В 1899 году она передала в библиотеку Румянцевского музея библиотеку своего покойного отца А.Д.Мейна: 271 книгу на русском и иностранных языках, которая состояла из ценных и представляющих общий интерес изданий. В 1902 году когда у Марии Александровны был обнаружен туберкулёз, семья уехала для её лечения за границу, сначала в Италию, потом в другие страны (см. карту и таблицу ниже). В 1905 году Цветаевы вернулись в Россию, жили в Крыму, в Ялте.
И, наконец, третий раздел посвящён трагедии раннего ухода из жизни Марии Александровны. Подробное описание последних дней её жизни сохранились в воспоминаниях её дочерей и письмах мужа. Последние напутственные слова дочерям: "Живите по правде, дети. По правде живите", - стали её главным завещанием. Летом 1906 года, в Тарусе (Калужская обл.), Мария Александровна умерла. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
В доме-музее развёрнуты ещё несколько выставок. Одна из них расположена в концертном зале (Зале музыки) на первом этаже. Здесь в начале XX века жила семья флейтиста Императорских театров Василия Коробкова. В квартире не сохранилась планировка, сейчас здесь проводят выставки и музыкальные вечера.
Во время моего посещения здесь проходила выставка Международной федерации акварелистов "Цветы, цветы и всё живое". Представлю лишь несколько работ, которые запали в душу, хотя большинство картин интересные.
Необычно было увидеть в этом зале орган. Этот инструмент - орган 'Gebr. Oberlinger' (Германия), построенный в 2001 году, - установлен в музее в октябре-ноябре 2014 года. К сожалению в день визита он был закрыт створками, поэтому несколько моих фото и парочка более качественных из интернета.
Другая выставка является персональной у современного художника Елены Васильевой под названием "Тень". Автор училась у российских и европейских мастеров живописи, графики и фотографии. Её работы представлены как в галереях, так и в частных коллекциях России, Европы и США. Художник сочетает различные стили, используя приёмы чувственной абстракции.
Продолжение следует... . Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.