Продолжаем серию ежемесячных разборов пьес из цикла «Времена года», которую мы начали выпускать в январе. Цикл был написан П.И. Чайковским в 1876 году по заказу Николая Матвеевича Бернарда, издателя музыкального журнала «Нувеллист» и состоит из двенадцати пьес. Пьеса «Март. Песня жаворонка» — третья в цикле.
Ссылки на предыдущие разборы вы найдете в конце статьи.
О пьесе
Основное настроение произведения — спокойствие. В качестве эпиграфа выбраны строчки из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:
Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны...
В пьесе «Март. Песня жаворонка» композитор задумал передать настроение ранней весны, самое начало оживления природы после зимы. Как природа просыпается, так и каждый человек ощущает прилив чувств и сил. Конкретно в этом произведении основное внимание уделяется спокойному созерцанию, восхищению природой.
Давайте прослушаем это произведение в исполнении Александра Малофеева:
Эта пьеса, как и другие в цикле Чайковского «Времена года» написана в трехчастной форме, где третья часть повторяет первую.
Первая часть
«Песня жаворонка» написана в спокойном темпе, однако композитор ставит ремарку espressivo — то есть, с экспрессией, с чувством.
Пьеса открывается небольшим вступлением, в котором уже закладывается основной ритмический принцип — синкопа. Благодаря этой особенности ощущается трепет, волнение. Ритмическая синкопа будет встречаться на протяжении всего произведения.
Синкопа — акцентирование слабой доли.
Мелодия появляется чуть позже: это плавная, лирическая песня жаворонка. Чайковскому удалось точно передать ритм — это триоль, вступившая на слабую долю. Нежная трель раскрывается, захватывая верхний регистр.
Эта же мелодия затем повторяется в басу, словно песню жаворонка повторяют и другие персонажи весенней природы. На протяжении всей первой части ощущается умиротворение, смешанное с легким трепетом, благодаря плавно развивающейся мелодии и постоянно пульсирующему аккомпанементу.
Вторая часть
В средней части появляется новая музыкальная мысль. Она выражена более ярко и смело: много форшлагов, широкие скачки. Средняя часть в целом по масштабу больше, чем первая и звучит она экспрессивнее за счет новой красочной темы.
Регистровые контрасты (взлеты и падения мелодии) и остро выраженные синкопы действительно напоминают полет и щебетание весенних птиц. Важно отметить, что синкопа в аккомпанементе, которая появилась еще в самом первом такте, сохраняется и в средней части. Таким образом, она является скрепляющим остинатным элементом.
Третья часть
Возвращается более спокойное настроение из первой части: мы слышим первую, уже знакомую нам певучую тему. Как и в начале, она проводится в разных регистрах фортепиано. Появляется органный пункт — тянущийся звук в басу, это первая ступень (нота соль).
Ясно и твердо закрепляется основная тональность, чувствуется завершенность этой пьесы. Постепенно движение замирает: из темы вычленяется начальная интонация, которая повторяется, плавно исчезая. Та самая синкопа в нижнем голосе закрывает пьесу, образуя тематическую арку с первыми двумя тактами.
Таким образом, пьеса «Март. Песня жаворонка» наполняет слушателя спокойствием и умиротворением.
Читать другие разборы:
Пьеса № 1: «Январь. У камелька»
Пьеса № 2: «Февраль. Масленица»