Найти тему
1,7K подписчиков

Разбор произведения «Март. Песня жаворонка» из цикла П. И. Чайковского «Времена года»

357 прочитали

Продолжаем серию ежемесячных разборов пьес из цикла «Времена года», которую мы начали выпускать в январе. Цикл был написан П.И. Чайковским в 1876 году по заказу Николая Матвеевича Бернарда, издателя музыкального журнала «Нувеллист» и состоит из двенадцати пьес. Пьеса «Март. Песня жаворонка» — третья в цикле.

Ссылки на предыдущие разборы вы найдете в конце статьи.

Изображение сгенерировано ИИ
Изображение сгенерировано ИИ

О пьесе

Основное настроение произведения — спокойствие. В качестве эпиграфа выбраны строчки из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны...

В пьесе «Март. Песня жаворонка» композитор задумал передать настроение ранней весны, самое начало оживления природы после зимы. Как природа просыпается, так и каждый человек ощущает прилив чувств и сил. Конкретно в этом произведении основное внимание уделяется спокойному созерцанию, восхищению природой.

Давайте прослушаем это произведение в исполнении Александра Малофеева:

Эта пьеса, как и другие в цикле Чайковского «Времена года» написана в трехчастной форме, где третья часть повторяет первую.

Первая часть

«Песня жаворонка» написана в спокойном темпе, однако композитор ставит ремарку espressivo — то есть, с экспрессией, с чувством.

Пьеса открывается небольшим вступлением, в котором уже закладывается основной ритмический принцип — синкопа. Благодаря этой особенности ощущается трепет, волнение. Ритмическая синкопа будет встречаться на протяжении всего произведения.

Синкопа — акцентирование слабой доли.

Продолжаем серию ежемесячных разборов пьес из цикла «Времена года», которую мы начали выпускать в январе. Цикл был написан П.И.-2

Мелодия появляется чуть позже: это плавная, лирическая песня жаворонка. Чайковскому удалось точно передать ритм — это триоль, вступившая на слабую долю. Нежная трель раскрывается, захватывая верхний регистр.

Продолжаем серию ежемесячных разборов пьес из цикла «Времена года», которую мы начали выпускать в январе. Цикл был написан П.И.-3

Эта же мелодия затем повторяется в басу, словно песню жаворонка повторяют и другие персонажи весенней природы. На протяжении всей первой части ощущается умиротворение, смешанное с легким трепетом, благодаря плавно развивающейся мелодии и постоянно пульсирующему аккомпанементу.

Вторая часть

В средней части появляется новая музыкальная мысль. Она выражена более ярко и смело: много форшлагов, широкие скачки. Средняя часть в целом по масштабу больше, чем первая и звучит она экспрессивнее за счет новой красочной темы.

Продолжаем серию ежемесячных разборов пьес из цикла «Времена года», которую мы начали выпускать в январе. Цикл был написан П.И.-4

Регистровые контрасты (взлеты и падения мелодии) и остро выраженные синкопы действительно напоминают полет и щебетание весенних птиц. Важно отметить, что синкопа в аккомпанементе, которая появилась еще в самом первом такте, сохраняется и в средней части. Таким образом, она является скрепляющим остинатным элементом.

Третья часть

Возвращается более спокойное настроение из первой части: мы слышим первую, уже знакомую нам певучую тему. Как и в начале, она проводится в разных регистрах фортепиано. Появляется органный пункт — тянущийся звук в басу, это первая ступень (нота соль).

Продолжаем серию ежемесячных разборов пьес из цикла «Времена года», которую мы начали выпускать в январе. Цикл был написан П.И.-5

Ясно и твердо закрепляется основная тональность, чувствуется завершенность этой пьесы. Постепенно движение замирает: из темы вычленяется начальная интонация, которая повторяется, плавно исчезая. Та самая синкопа в нижнем голосе закрывает пьесу, образуя тематическую арку с первыми двумя тактами.

Таким образом, пьеса «Март. Песня жаворонка» наполняет слушателя спокойствием и умиротворением.

Читать другие разборы:

Пьеса № 1: «Январь. У камелька»

Пьеса № 2: «Февраль. Масленица»