Продолжаем последовательный разбор пьес из фортепианного цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года». Цикл был написан в 1876 году по заказу Николая Матвеевича Бернарда, издателя музыкального журнала «Нувеллист» и состоит из двенадцати пьес. Узнать подробнее о цикле и прочитать разбор первой пьесы можно здесь: Разбор произведения «Январь. У камелька»
О пьесе
Пьеса «Февраль» передает праздничное настроение. Перед слушателем предстают картины русских народных гуляний. Ощущается общий подъем, веселье, радостное ожидание весны. Тема масленичных гуляний в целом очень популярна в искусстве: в музыке, литературе, живописи. Яркий пример — картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» (1919 год).
Эпиграфом к этой пьесе стали начальные строки из стихотворения «Масленица на чужой стороне» Петра Андреевича Вяземского:
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир...
Пьеса «Февраль. Масленица» написана в трёхчастной форме. Ниже разберем подробно каждый раздел, но сначала прослушайте это произведение в исполнении пианиста Александра Малофеева.
П.И. Чайковский. «Времена года: Февраль. Масленица». Исполняет Александр Малофеев
Первая часть
Первый раздел изображает пестрое, живое народное веселье. События меняются очень быстро, как будто вся пьеса состоит из калейдоскопа разных картинок. С самого начала мы слышим подражание гармони: широкие, размашистые, резкие аккорды; почти сразу же они сменяются переборами, более плавной мелодией.
В середине первого раздела слушатель распознает энергичную пляску: повторяющийся ритм, акценты, изображающие притопывания. Большое внимание уделяется секвенцированию, это один из любимых приемов развития Чайковского.
Секвенцирование — повторение одной и той же мелодии или фразы на разной высоте.
Заканчивается первый раздел широким, размашистым пассажем — нисходящее движение по гамме на динамике фортиссимо (очень громко). В самом конце звучат аккорды из середины этой части, выделяя сильную долю: все время слышен юмор, хохот, удаль.
Вторая часть
Средний раздел сильно короче первого. В нем появляется новый образ, но он не противоречит общему настроению пьесы. Движение становится более широким и размеренным, однако композитор специально указывает «L’istesso tempo». Это значит, что исполнять ее надо в том же темпе. Пропадают мелкие длительности, они возвращаются только ближе к репризе.
Третья часть
Третья часть повторяет первый раздел, является репризой. Однако реприза здесь измененная: она короче, чем первая часть, здесь повторяется только ее окончание. Вновь звучит гармонь, слышен топот танцующих, чувствуется веселье. Опять перед слушателем мелькают разные картины и события.
Постепенно все стихает, словно праздник сворачивается. Чайковский пишет паузу на целый такт и ставит над ней фермату, чтобы создалось ощущение завершения. Но это была только шутка: сразу после паузы врывается повтор финальной фразы на максимальной громкости — три форте!
Таким образом, пьеса «Февраль. Масленица» рисует живую и яркую картину масленичных народных гуляний.
Читать другие разборы:
Пьеса № 1: Разбор произведения «Январь. У камелька»