В нашей семье до сих пор жива легенда, что у бабушки в роду были самые настоящие цыгане, но пока в пользу это утверждения не получено ни одного доказательства. В целом работа по составлению её родословной идёт тяжело - предки редко находятся в метрических книгах, буквально раз в 5-7 лет по одному событию, так что с трудом, но всё таки удалось составить какую-никакую основу древа. Добравшись до 10 ревизии мы наблюдаем, что Ташлаковы в Нижней Туре есть, но они, не местные - прибыли на Нижнетуринский завод по набору в 1854-1855 годах, а откуда - не известно. Первое упоминание о моих предках в метрических книгах датируется 1861 годом и Михаил Филимонович уже числится как Нижнетуринский мастеровой, проживающий в Косой речке.
Казалось бы ситуация патовая, где искать его следы, откуда и когда он пришел? Неизвестность. Несколько месяцев прошло в бездействии, выдвигались различные версии, тут же опровергались, дело не двигалось, новые идеи не появлялись. И в апогей отчаяния, как всегда и бывает, в голову залетела шальная мысль, которая оказалась единственно правильной: а что если зайти на портал Поколения Пермского края?
Ни на что не надеясь, я завела знакомые имена и тут оказалось, что камаз с пряниками давным-давно ждёт меня! Благодаря частичной индексации метрических книг и автоматизированному поиску, всё нашлось!
Михаил Филимонович ТашлЫков (в Нижней Туре его стали именовать ТашлАков, в дальнейшем эта путаница всегда присутствовала в документах его потомков) родился 1 ноября 1827 года у Филимона Дмитриевича и Елены Игнатьевны из деревни Вахрина, женился 2 ноября 1851 года на вдове Феодосии Яковлевне Михалевой из села Юрического. Это те данные, которые были найдены с одного клика, а ведь в Нижней Туре есть продолжение. В феврале 1861 года Феодосия Яковлевна была насильственно удавлена (этот детектив хотелось бы тоже когда-нибудь разгадать), и в июне Михаил женился второй раз на вдове Евдокии Михайловне Лоскутовой, моей пра3бабке. Но их семейная жизнь продлилась всего 9 лет и в октябре 1870 года Михаил Филимонович умирает от чахотки и оставляет Евдокию с 3 сыновьями.
Удостоверившись, что я нашла именно своих, на этих куражах я кинулась заводить в поисковик имена родителей Михаила, и данные по ним о, чудо, тоже находились. Однако всё равно без сплошного просмотра документов было не обойтись. И я приступила к долгому путешествию во времени.
1. Ташлыковы оказались владельческими крестьянами вотчины барона Григория Александровича Строганова из Соликамского уезда Пермской губернии, а вот с населённым пунктом пришлось поломать голову. Последнее устойчивое название - деревня Шаврина (скорее всего сейчас Шаврята), но было время когда они были приписаны к деревням Вахриной и починку Мансурова. Не удивлюсь, если всё это время с 1782 года они проживали в одной и той же деревне. На картах такой маленький населённый пункт не обозначали, во всяком случае найти его я так и не смогла.
2. Исповедные книги по приходу Воскресенской церкви позволили узнать забавный факт о моих - они периодически по несколько лет не являлись на исповедь, самый большой интервал составил 6 лет, из них "5 лет по нерадению и год один по ленности".
При этом они никуда не пропадали из прихода, всё также продолжали крестить детей, венчаться и отпевать покойных. И зная наш характер, такой поступок меня совсем не удивляет.
Но, кстати, сказать после того, как Михаил Филимонович с Феодосией Яковлевной переехали, вся семья Ташлыковых стала опять дружно ежегодно ходить на исповедь. Интересно, как это связано?
3. К слову о характере. Отец Михаила, Филимон Дмитриевич, умер в 35 лет от посеку. Я долго ломала голову, что же это за болезнь такая, пока мне не подсказали, что его выпороли. За всё время изучения метрических книг такую запись я встретила впервые. Видимо пороли его со всей страстью, раз молодой мужчина после не смог выжить. А уж было ли за что или по дурости барина - неизвестно, но то, что Филимон мог и сам напроситься признаю.
4. Дальше было интереснее. Оказалось, что в данном приходе 2 Дмитрия Ташлыкова, они примерно одного возраста и часть детей у них названа одинаково, поэтому - правильно, их часто путали! Благодаря ревизской сказке за 1834 год я смогла их все-таки растащить по разным семьям, мой оказался Дмитрий Мартелович, а второй Андреевич.
5. Но и это не самое неожиданное, в ревизской сказке мои Ташлыковы записаны под двойной фамилией Тудвасев и Ташлыков. А это значит, что придётся смотреть ещё и Тудвасевых..
Вообще устойчиво фамилия стала звучать как Ташлыков в метрических книгах в середине 30-х годов XIX века, до этого их записывали под настроение как придётся, при этом в ревизской сказке 1858 года мои Ташлыковы всё также записаны под двойной фамилией.
6. Так как Дмитриев Тудвасевых-Ташлыковых в приходе было 2, вышла неразбериха с первыми жёнами, свою от чужой отличить до сих пор не могу, нет альтернативных документов для проверки. Поэтому пока стоп.
7. Ну и в заключении скажу, что в этом году я впервые прочла ревизскую сказку 1782 года. Ранее такие старые документы мне были неподвластны. И из неё выяснилось, что после смерти мужа Осипа Тимофеевича его жена Дарья Ефимова "перешед с дозволенья господина нашего того села в починок Мансуровых", т. е. переселилась из села Воскресенск в починок Мансуров.
Таким образом пока исходной точкой для рода Тудвасевых пока будем считать село Воскресенск.
Село Воскресенск расположено в долине реки Воим, которая недалеко от села впадает в Нердву. Рядом имеется возвышенность известная как Золотуха. Само поселение известно с 1579 года как деревня Федорово, с 1647 года - деревня на речке Нердве, с 1700 года – погост Воскресенский. Помимо Православной церкви в селе также была расположена и Единоверческая.
Сегодня благодаря Поколениям Пермского края бабушкина линия по отцу вышла в XVIII век и я думаю, что пора бы уже приступить к работе с 3 ревизией, вдруг цыгане там все-таки объявятся.
Это, конечно шутка, но все, что касается самой бабушки до замужества и её родителей, особенно матери, так до сих пор мной и не разгадано. В интервале 1888-1948 годов у меня огромная информационная дыра, все попытки разгадать которую заканчиваются полными обломами. Эти 60 лет какие-то заколдованные, чем больше я прикладываю усилий, тем менее стабильным и прогнозируемым становится результат. При этом Ташлаковы это единственная линия, в которой я знаю очень много семейных легенд и у меня есть даже фотография моих пра2, другие ветки таких богатством похвастаться не могут.
Но поиски в любом случае ведутся и продолжение следует.
P. S. А вот и оно, буквально в день выхода этой статьи нашлась долгожданная запись:
2 часть. Итоги поисков