Чуть больше года назад не стало Вадима Абдрашитова. Яркий режиссёр со своей особой линией в кино и стилем работы за сорок лет снял всего двенадцать фильмов.
Но за эти двенадцать киноработ он получил более пятнадцати наград на самых различных кинофестивалях, не считая двух госпремий.
Вадим Юсупович с болью воспринимал современное российское кино, в котором на первый план вышла коммерция, а само искусство стало лишь инструментом для зарабатывания денег. Но чаще это было просто копирование голливудских методов создания кинопродуктов.
Абдрашитов первый с восторгом прокомментировал новость об уходе с нашего кинорынка западных кинолент, которые занимали более 80% российского кинопроката. То, что жутко напугало большинство наших кинопродюсеров, которые предрекали смерть российской киноиндустрии, Абдрашитов предложил воспринимать как счастливый шанс возродить, наконец, своё российское кино.
Правда, он тут же предупредил, что нам ни в коем случае нельзя пытаться заменить ушедшие американские «развлекаловки» их самодеятельным копированием, как сейчас пытаются делать некоторые российские продюсеры. Это тупиковая ветвь, которая очень быстро обернётся потерей последних зрителей.
С точки зрения режиссёра, у нас сегодня складывается уникальная ситуация для расцвета российского кино, которое сможет достойно конкурировать в мире, как это было ещё при СССР.
Сегодня отечественному кинематографу выделяются большие деньги, и такие же сопоставимые суммы дополнительно тратятся на господдержку кинотеатров после того, как те потеряли больше половины своих прокатных продуктов.
Это огромные деньги, которых бы с лихвой хватило на создание своего национального кинематографа, ориентированного в первую очередь на наших зрителей.
Но нужно изменить концепцию и сделать главными создателями фильмов режиссёров, а не продюсеров. То есть именно творцов, а не коммерсантов. Ну а за качеством их работы могли бы следить художественные советы и редакционные коллегии.
По сути, Вадим Абдрашитов предложил вернуться к советской системе кинопроизводства. И это при том, что в своё время он сам немало пострадал от этих худсоветов. Но тем ценнее и взвешеннее выглядят его предложения.
К сожалению, сегодня его самого с нами нет. Но его мнение, оформленное в виде письма министру культур РФ, похоже, затерялось где-то в столах чиновников.
Нам кажется, что руководителям Минкульта и Госкино надо прислушаться к мнению знаменитого режиссёра.
____________________