Мои новые книги на Литрес: https://www.litres.ru/author/vladimir-gennadevich-poselyagin/=1093594330
В начало первой книги: https://dzen.ru/a/ZdBG2DkzZBE3_IG5
В начало второй книги: https://dzen.ru/a/Zd1gXaYzHGZfPDK_
В начало третьей книги: https://dzen.ru/a/Zesq3txwWUISaQX6
Кстати, командиры «Асамо» и «Ниссин» носили звания капитанов первого ранга и соответствовали новым должностям, а их бывшие старпомы, приявшие «Аврору» и «Читосэ», были капитанами второго ранга, и тоже вполне соответствовали своим должностям. Вон, Афанасьев на «Ниссине» стал начальником артиллерии броненосного крейсера. Он и ранее занимал подобную должность, но на канонерке «Бобр». Канонерка после прорыва осталась на рейде, приказ такой был, поддержать обороняющихся, и была потоплена японцами из мортир, команда влилась в оборону. Командир канонерки жив, я его командовать батальоном морской пехоты поставил, доберёмся до наших транспортов, и при распределении назначу его старпомом на «Асаму», а другого офицера, тот тоже капитан второго ранга, как и командир «Бобра», старпомом на «Ниссин». А вообще, захватить вот так корабли противника, очень и очень сложно, если только застал его внезапно, как это произошло в порту Токио и сейчас. В момент, когда мы их брали, и сходились бортами, большая часть команды ещё спала, находясь в койках. Я считаю оба случая банальным везением. Вон, корреспонденты как активно работают, фотоаппаратом пользуются. У меня их три, два на борту броненосца и один с гвардейцами в рейд ушёл. Они ведут хронику наших действий, да и фоторепортаж тоже.
Генерал, поднявшись по трапу, как и положено, почётный караул был выстроен, всё же высший офицерский состав, подойдя крепко меня обнял.
- Человек, человечище! - воскликнул тот, и отпустив меня, смущенно улыбающегося, с искренностью в голосе сказал. - Спасибо. Два судна уже подошли к самодельным причалам, солдат и артиллеристов с пушками я получаю, разгрузка идёт. Чем вооружить бывших пленных у меня найдётся. За лошадей особенно спасибо, их уже почти разгрузили. Медикаменты тоже очень нужны, последние запасы использовали. Ещё мне сообщили что на очереди судно с грузом риса и рыбы?
- Так точно. У меня ответная просьба, выше высокопревосходительство. Взято в плен больше тысячи японских моряков, почти полторы. Кого на захваченных кораблях, кого с воды подняли. Мне их девать некуда, хотел бы передавать вам. Если держать офицеров отдельно, чтобы бунта не подняли, а из нижних чинов сформировать команды, то можно используя их начать восстановление города и порта. Продовольствие для их питания можно брать с того грузового судна. Плохо ли иметь лишние рабочие руки, наверняка пригодятся? А охранять их поставить корейцев. Они японцев очень не любят.
- Хорошая идея, мне нравиться. А о корейцах я знаю, за время осады уже семьсот мужчин в строй под ружьё встали, и воюют в окопах наравне с нашими солдатами.
- Ну вот видите, выход всегда есть.
- Думаю так.
Мы пообщались ещё около часа, и тот отбыл. С генералом прибыл рапорт от минного офицера, что работал в бухте и на фарватере. Двое суток работают, но пока закончили осмотр самой акватории гавани и порта, уже сняли семнадцать мин, начали проделывать проход. Ориентировочно это займёт дней шесть-семь. Я подтвердил ответным письмом дальнейшие работы. А чуть позже подошло судно, на котором ранее освобождённых пленных перевозили, вот на него всех японцев и перевели, раненых в том числе, а судно уже ушло к берегу и встало там на якорь, надолго, я его тут оставлял. Если успеют, и японцы не утопят его, то введут по проделанному проходу, как и остальных, в бухту порта. Артиллерию уже разгрузили, лошадей тоже, на очередь встало судно с медикаментами. На очереди с рисом и вяленной рыбой. Ну и пленных. Офицеров и старших унтер-офицеров уже отделили от общей массы матросов, и их первыми на берег высадили, и увели под конвоем. Адмирал Дева, к сожалению, погиб со своим штабом. Из командиров кораблей только один без царапинки, командир «Ниссина». Ещё с воды командира «Такасаго» подняли, но он ранен, ногу ампутировал врач. У нас раненые и убитые тоже были, погибло пятьдесят шесть матросов и два офицера, ранено девяноста три и три офицера. Судно что разгрузило пушки и артиллеристов, хоть так я помощь обороняющимися проводил, снаряды тоже покинули её трюм, отошло, и направилось к нашей боевой группе. Это судно я решил сделать госпитальным, оно грузопассажирское и кают там хватало. Электрифицировано, в столовой зале можно устроить операционную и привязочную. Часть медикаментов с японского приза, уже перекинули на него. Так что всех раненых и двух врачей, с «Александра Третьего» и «Авроры» отправили туда. Теперь их задача восстановление раненых. На госпитальное судно также перевели семерых солдат из освобождённых пленных, они ранее служили в медицинских частях, санитары и медбратья. Будут помогать нашим врачам.
Уже наступил полдень, два часа, обед прошёл, когда я приказал покинуть акваторию вод Порт-Артура. Всё там разгружено, там и пленных для этого привлекали, суда ожидали возможности войти на внутренний рейд Порт-Артура, когда фарватер разминируют. Другие, что мы ранее приводили, затоплены. Их можно будет пожеланию поднять, вон мачты торчат, и использовать после войны. Больше деть их было некуда. Вот так пять боевых кораблей, броненосец, два броненосных крейсера и два бронепалубных, за нами шло госпитальное судно и отправились прочь. Японский крейсер всё ещё маячил на горизонте, а вот второй пропал, видимо за помощью убежал. Кстати, минёрам что работали по фарватеру, я ещё два паровых катера отдал, и десять матросов с одним унтер-офицером, для ускорения работ по разминированию. Они все с минного крейсера, разбираются в этом деле.
Японский крейсер стороной сопровождал нас. Я отправил в его сторону оба бронепалубных крейсера, чтобы прогнали, а мы вчетвером в это время уйдём, скрывшись на просторах местных вод, и соединившись с другой группой. Место встречи капитанам «Авроры» и «Читосэ» я обозначил. Ночь прошла в пути, и к утру мы вышли к месту встречи. Все были тут, даже наши крейсера, которые японца гоняли, те в темноте обогнали нас, оторвавшись от соглядатая, и раньше вышли сюда. Что мне не понравилось, сильно побитый вид нашего бывшего угольщика, ставшего вспомогательным крейсером. Как только броненосец встал на месте, лёг в дрейф, от кораблей к нему устремились шлюпки. Я командиров вызвал. Выслушав доклады, передал приказ командирам «Асамы» и «Ниссина» немедленно заняться формированием команд, а то их перегонные команды с ног сбились, всё же мало людей на оба корабля. Те получив приказы, остались, совещание не закончилось. Как только остальные новости закончились, я задумался. Те, кто тут с транспортниками остался, за эти два дня нашего отсутствия никого и ничего не видели, жизнь шла по распорядку. А вот бывший угольщик крейсерствовал по местным водам, сбегав к Японии. А во время возвращения наткнулся на английский крейсер что за ним погнался и обстреливал. Повреждения на судне именно от попаданий снарядов, их четыре зафиксировано было. Наш вспомогательный крейсер ушёл только за счёт наступившей ночи и метаниям по местным морям.
Спасибо за ваши лайки и подписку. Очень благодарен.
Следующая прода. https://dzen.ru/a/ZfRihBgS8wqV6qbZ