Найти тему

Ребёнок с аутизмом не понимает слова "нет." Что делать?

Такой вопрос довольно часто задают на форумах молодые мамы, которые только что столкнулись с диагнозом.

И мне всегда хочется у них спросить: "А точно ли не понимает или, наоборот, всё понимает, осознаёт, что ему запрещают, но действует вопреки?"

Если не слышит, не понимает, то здесь намного проще.

Помню, как у нас было с сыном поначалу. Ему примерно два года. Он хаотично носится по комнате. Взбирается на кресло. Пытается оттуда перелезть на качели. Меня не видит и не слышит. И можно сколько угодно кричать: "Нет!" И даже объяснять ему, что он сейчас упадёт на пол головой вниз.

Но от моих слов ровным счётом ничего не изменится. Для сына все слова - одинаково пустой звук. Особенно, если он сильно погружён в себя. Своих попыток самостоятельно забраться на качели не оставит.

Когда я это поняла, что бесполезно говорить, запрещать что-то, я стала действовать другим путём.

Вот, допустим, лезет сын на это кресло, подхожу, громко хлопаю перед его лицом в ладоши. Это чтобы меня увидел и услышал. Потом отчётливо произношу: "Нет. Нельзя." Беру его на руки и ставлю на пол.

Он опять карабкается. Я проделываю всё то же самое. И так много раз.

В этой ситуации он уже начинает подозревать, что мои слова что-то значат, за ними стоит что-то неприятное для него. Но это пока только в данной ситуации.

Со временем, естественно, таких ситуаций больше. Самых разных: нельзя есть песок и сыпать его на голову себе и другим, нельзя прыгать с горки, нельзя убегать, нельзя трогать руками людей.

И много ещё чего нельзя, но очень хочется.

И вот в какой-то момент сын эти слова "нет" и "нельзя" сильно возне.навидел.

И стал очень бурно протестовать. Начнёт делать то, что запрещено, я его останавливаю. Он сразу хлоп на пол и кричит так, что даже на улице слышно. Стучит всеми частями тела: руками, ногами и головой.

До явного членовредительства, к счастью не доходило. Но у моей знакомой сын в семь лет расхлестал всю голову об косяк. Было очень страшно, как в фильме ужасов. Пришлось даже вызывать скорую.

Это он так отреагировал на запрет, на слово "нет."

И его мама потом долгое время боялась произносить это слово. И не знала как найти к сыну подход.

Это только диванные критики могут рассуждать: "А чё такого то? Быстренько всё пресекла. Запретила и вышла из комнаты. Пусть там себе лежит на полу, бьётся в истерике."

Это только те могут говорить, кто не испытал в жизни реального ужаса, связанного с воспитанием детей. На самом деле здесь всё сложно. Возможно, нужна фарма, если иные методы не работают.

Если нельзя удержать ребёнка. Ведь даже семилетние в истерике бывают очень сильными. Но фарму эту подобрать сложно. Так, чтоб она работала.

Фото автора
Фото автора

Вот мой читатель пишет: "У нас такая проблема - ребенок не понимает слов и не выносит отказа. Нельзя сказать, что это из-за того, что мы ему все позволяем. Наоборот! Но при слове «нет» и вообще любой попытке его приструнить, начинается дикий ор, швыряние вещей, порча мебели, сдирание обоев и прочее. Всё, что прописал психиатр, да, принимаем. Помогает слабо. Ну и естественно, ни по каким гостям мы не ходим. Это невероятный стресс прежде всего для меня самой. Не хочу краснеть перед людьми и ежеминутно дергаться к ребенку."

В такой ситуации даже дома оставаться с ним один на один страшно. Какие уж тут гости. До магазина бы дойти и чтобы там всё было более-менее нормально.

А не вот это всё: валянье на полу, дикие крики, косые взгляды людей, реплики бабулек о том, что мать-из8ерг издевается над беззащитным малышом. И надо бы написать в опеку и сдать её в полицию.

Это в том случае, если начинаешь пресекать, пытаешься поднять кричащее существо с пола, оттащить его за руку или за ногу куда-нибудь подальше.

А если не пытаешься, то всё равно плохая мать. Ребёнка не воспитываешь, балуешь. "Ох, строже нужно с ним, строже. В наше время ремня мать всыпала - и всё - мгновенно стал нормальным человеком."

И то что этот человек ненормальный. И он когда-либо вряд ли станет нормальным, а если и станет, то уж точно не от ремня, их не волнует. Главное поведать всем о том, какая у ребёнка непутёвая мать.

Ну это я уже так, отошла от темы.

О чём мы там говорим? О слове "нет" и о том, как на него реагируют дети. Ну так вот. Многие из них реагируют негативно.

Для родителей это очень большая проблема. И замечательно, что придумали аба-терапию. Когда рос Серафим, её ещё не было. И приходилось изобретать что-то своё, придумывать разные методы воздействия.

Я, например, научилась бороться с криком, сбавляя тон своего голоса, практически переходя на шёпот, попутно, объясняя сыну, что не слышу его, когда он кричит и не понимаю.

Это уже потом я прочитала у разных психологов, что такой метод довольно эффективен и используется очень давно. Но к нему я пришла сама.

Среди прочих методов были и те, о которых узнала из разных книг по воспитанию детей. Покупала их в очень большом количестве. Очень пригодился счёт до трёх с загибание пальцев и финальной постановкой ребёнка в угол. Через несколько месяцев Серафим подружился со словом "нет" и прекращал всякую запрещённую деятельность, как только я загибала первый палец.

В более позднем возрасте в ход пошли уже экономические санкции, парня, который ростом выше мамы несерьёзно отправлять в угол.

В общем, с этим можно и главное - нужно работать. Да, очень сложно. Все дети разные, придётся искать индивидуальный подход. Но слово "нет" в конечном итоге способен усвоить абсолютно любой ребёнок.

Были у вас такие трудности? Как с ними справлялись?