Найти в Дзене

Внутреннее сопротивление аккумулятора или почему греется батарейка

Оглавление

Любой источник электрического тока имеет в своем составе такой параметр, как "внутреннее сопротивление". В электрогенераторах - это сопротивление обмоток самого генератора, в батарейках и аккумуляторах - это сопротивление электролита и электродов. В этой статье мы подробнее остановимся именно на химических источниках тока.

-2

Модель батарейки или аккумулятора

Давайте рассмотрим схему простой батарейки.

-3

Так как батарейка вырабатывает электрический ток, то есть создает разность потенциалов на своих электродах, значит она является источником ЭДС. Вот так бы выглядела идеальная батарейка:

-4

Но, как вы знаете, нет ничего идеального в нашем мире. Поэтому, реальная модель любого химического источника тока выглядит на самом дела так:

-5

где

E - это источник ЭДС, Вольты

r - внутреннее сопротивление, Ом

Как вы видите, внутреннее сопротивление "соединяется" последовательно с источником ЭДС.

С помощью специальных приборов можно без труда замерить этот параметр. На фото ниже я замерю напряжение и внутреннее сопротивление литий-ионного аккумулятора. Как вы видите, его значение равняется 0,014 Ом или 14 милиОм.

-6

Почему этот параметр так важен?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим работу батарейки или аккумулятора на нагрузку.

Итак, у нас есть какая-либо нагрузка. Это может быть лампочка, спиралька электронной сигареты или даже какой-нибудь вентилятор от компьютера. Обозначим эту нагрузку буквой R.

-7

Далее для более визуально восприятия удалим корпус нашей нарисованной батарейки. Как только мы подключаем нагрузку к нашей батарейке, в цепи начинает течь ток. Обозначим этот ток буквой "I". Думаю, не надо объяснять, что ток течет от плюса к минусу, хотя электроны "бегут" от минуса к плюсу?

-8

Давайте еще раз перерисуем нашу схему для удобства восприятия.

-9

Думаю вы, внимательный читатель, заметили, что у нас получился делитель напряжения. Как вы знаете, при последовательном соединении проводников сила тока в любых частях цепи одна и та же. То есть через все сопротивления в цепи в нашем случае будет проходить один и тот же ток I. С этим, вроде как, разобрались.

Как только появился ток в цепи, у нас сразу же на каждом сопротивлении появляется падение напряжения:

-10

Итак, далее вспоминаем, что сумма падений напряжений в замкнутом контуре равняется ЭДС. Или буквами:

-11

Как же высчитать падение напряжения на какой-либо нагрузке? Из закона Ома: I=U/R ----> U=IR.

Значит:

-12

Вывод: чем больше ток в цепи, тем больше падение напряжения на внутреннем сопротивлении источника тока (r).

Именно поэтому при вращении стартера автомобиля при включенных фарах можно увидеть, что свечение фар становится тусклее. При вращении стартера в цепи течет колоссальная сила тока. В этом случае на внутреннем сопротивлении аккумулятора оседает приличное напряжение, и до фар автомобиля доходит уже только часть напряжения от полного напряжения аккумулятора.

Почему греется батарейка?

Как вы знаете, при прохождении тока через сопротивление, на этом сопротивлении рассеивается мощность. В нашем случае на внутреннем сопротивлении батарейки рассеиваемая мощность вычисляется по формуле:

-13

где

P - рассеиваемая мощность, Ватты

I - сила тока в цепи, Амперы

r - внутреннее сопротивление, Омы

В каком случае ток в цепи аккумулятора или батарейки может быть увеличен?

-14

Разумеется, если сопротивление нагрузки (R) в цепи будет очень малО. Чем меньше это сопротивление, тем больше будет сила тока в цепи. Чем больше сила тока в цепи, тем больше рассеиваемая мощность на внутреннем сопротивлении r. Чем больше рассеиваемая мощность на внутреннем сопротивлении r, тем сильнее будет греться батарейка.

К чему приведет нулевое сопротивление R или, как говорится, короткое замыкание вывод аккумулятора или батарейки?

-15

Сила тока в цепи достигнет сразу же бешенного значения (Iк.з.).

К.З. - Короткое Замыкание.

-16

В этом случае ток короткого замыкания будет определяться по формуле:

-17

Это запрещенный режим работы любого источника тока. Как вы уже знаете, мощность, выделяемая на внутреннем сопротивлении будет выражаться формулой:

-18

Теперь представьте, какая мощность будет выделятся внутри аккумулятора либо батарейки, если учесть, что внутреннее сопротивление будет даже каких-то пару десятков милиОм. В этом случае батарейка или аккумулятор начнут бесконтрольно и быстро нагреваться, что в результате может привести к возгоранию или даже взрыву.

Поэтому, никогда не превышайте максимальные значения силы тока в нагрузку, которые заявлены производителем. Не во всех батарейках и аккумуляторах есть защита от короткого замыкания.

А вот и продолжение статьи.