Екатерина II знала на собственном опыте, каково быть матерью незаконнорождённого ребёнка. Поэтому проект создания учебно-воспитательного заведения для сирот, подкидышей и беспризорных младенцев императрица утвердила без промедления.
Целью создания Воспитательного дома было облегчить участь женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также и их детей. Инициатором создания и его идейным вдохновителем был действительный тайный советник и личный секретарь Екатерины II Иван Иванович Бецкой.
Он разработал Генеральный проект Воспитательного дома, взяв за основу подобные заведения в Западной Европе. Там повсюду строились воспитательные дома, которые предоставляли обездоленным детям возможность адаптации в обществе. Во Флоренции Ospedale degli innocente построен Брунеллески, и его стены украшают терракотовые медальоны Андреа делла Роббиа со спелёнутыми младенцами (символ педиатрии):
Хотя слово "бастард" не прижилось на русской почве, но явление это в России существовало: были незаконнорождённые дети и у российских императоров. Об этом до сих пор спорят историки. Но были и такие дети, чьё происхождение не вызывало никаких сомнений.
Граф Алексей Григорьевич Бобринский был сыном Екатерины II и Григория Орлова. Он был тайно рождён в апреле 1762 в Зимнем дворце, в окружении самых доверенных лиц, за два месяца до дворцового переворота, который возвёл Екатерину на престол. Первые годы жизни мальчик воспитывался в семье верного камердинера Екатерины Василия Шкурина, затем вместе с его сыновьями учился в Лейпциге. Он был скромным, тихим ребёнком, не блистал выдающимися способностями.
В 13 лет мальчик получил фамилию Бобринский, поскольку мама-императрица пожаловала ему имение Бобрики. И у него появился русский наставник и опекун - всё тот же И.И. Бецкой, который смог пробудить в мальчике интерес к наукам.
В петербургском Сухопутном кадетском корпусе его наставником был поступивший на русскую службу испанский дворянин Осип Дерибас, будущий основатель черноморского города Одессы, тоже, как и Бецкой, человек выдающийся.
Закончив кадетский корпус, граф Бобринский отправился в длительное путешествие по России и зарубежью - набираться новых знаний и жизненного опыта. Он стал основоположником графского рода (женился на баронессе Анне Владимировне Унгерн-Штернберг), прожил безбедную жизнь и воспитал достойных детей.
Кстати, и сам И.И. Бецкой был внебрачным сыном (и единственным) князя И.Ю. Трубецкого, сподвижника Петра I.
Но не будь эти мальчики сыновьями столь знатных особ, участь их была бы незавидной. Родиться внебрачным ребёнком означало прожить жизнь, полную несчастий и унижений. Рождение внебрачных детей было для власти сильной головной болью. Поэтому...
Ровно 260 лет назад, 21 апреля 1764, в день рождения императрицы, на Васильевском лугу близ Кремля был торжественно заложен первый камень в фундамент здания Воспитательного дома. Камни для стройки брали из разбираемой неподалёку стены Белого города. На закладной доске написано:
Екатерина II, императрица и самодержица всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рождённых младенцев, а притом и в прибежище сирых и неимущих родильниц, повелела соорудить сие здание, которое заложено 1764 г. апреля 21-го дня.
Имя автора проекта нам точно не известно, предположительно им был Георг Фридрих Фельтен. Документально подтверждено, что руководил строительством архитектор Карл Бланк, первый мастер классицизма в России.
Строительство длилось вплоть до 1790-х. Восточное крыло в стилистике сталинского ампира было достроено и вовсе в 1960-х архитектором Иосифом Ловейко. Недавно пересматривала фильм "Я шагаю по Москве" - и посмотрите, давая под перезвон курантов панораму центра Москвы, камера показывает нам Воспитательный дом, который мелькает на мгновение, как раз своим недавно достроенным восточным крылом:
К сожалению, сейчас здание завешено строительной сеткой из-за реставрационных работ, выглядит вот так невзрачно:
Но всё равно можно оценить его красоту и монументальность. А чтобы показать его во всей красе, пришлось найти фото на просторах Интернета. Фасад, выходящий на Москворецкую набережную, прекрасен и любуется своим отражением в водах Москвы-реки:
Здание в классическом стиле с бельведером и шпилем было самым большим зданием в дореволюционной Москве. Длина его фасада, идущего вдоль набережной, - 379 метров. По тем временам оно казалось настоящим небоскрёбом. Вокруг - огромный парк в 11 гектаров, в саду били фонтаны.
Во дворе Екатерина собственноручно посадила дуб.
Постоянно проживающие здесь маленькие воспитанники получали образование и ремесло, например, становились плотниками, пекарями, портными или кузнецами. Они выходили из этих стен с одеждой, 1 рублём капитала и паспортом, разрешающим вступать в купечество и открывать собственные предприятия. И ещё в течение 6 лет получали небольшое пособие.
Бецкой мечтал, чтобы...
...вышедшие из онаго Дома обоего пола люди не только заобычайной уже им трезвой и трудолюбивой жизни своей не оставят, но ещё и детей своих равным образом воспитывать станут; и в других примером своим к подражанию тому же охоту возбудят, а по умножении и по рассеянии таковых в обществе может со временем последовать счастливая перемена во нравах и склонностях всей той части народа, к которой они принадлежать будут.
Самым способным детям давали в этих стенах гимназическое образование, после этого они могли поступать в университет или Академию художеств.
Это был мощный социальный лифт, воспитанники получали здесь путёвку в жизнь.
При Воспитательном доме был открыт госпиталь для женщин, вынужденных рожать тайно. Они могли прийти сюда в любое время дня и ночи, не называя имени. И даже не открывая лица. Здесь работали доктора и повивальные бабки, фактически в Императорском Воспитательном доме зародилась российская педиатрия.
В общем, замысел был прекрасен. Беда была только одна: детская смертность была очень высокой. Не буду приводить цифры, они чудовищны. Приют был рассчитан на проживание сначала 300, потом 400 младенцев. За таким большим количеством детей не удавалось обеспечивать должного ухода. Катастрофически не хватало кормилиц. Воспитательный дом был перенаселён. Этому способствовал "тайный принос": количество сдаваемых в приют детей постоянно росло. Это был настоящий поток младенцев, который увеличивался год от года ещё и благодаря неслыханным по своей щедрости обещаниям И.И. Бецкого:
... все дети и их потомство на вечное время вольные будут.
И крестьянки несли сюда своих детей - для них двери Воспитательного дома были порталом в свободную жизнь.
Воспитательный дом существовал на пожертвования. Деньги на строительство пожертвовали и Иван Бецкой, и Прокофий Демидов, и сама Екатерина, а также многие другие.
Снизить детскую смертность при уровне медицины не было тогда никакой возможности: педиатрия как наука лишь зарождалась. Поэтому проект не считается успешным. 1 июля 1891 приём детей в Московский и Петербургский Воспитательные дома был прекращён.
Управлялся Воспитательный дом Опекунским советом, расположенным рядом, на Солянке. Это здание с 8-колонным портиком - настоящее её украшение, архитекторы Афанасий Григорьев и Доменико Жилярди. Оно, к счастью, прекрасно сохранилось и лесами не закрыто:
Здесь работали и жили чиновники, которые управляли Воспитательными домами Москвы и Санкт-Петербурга (в Петербурге Воспитательный дом открыли через четыре года после московского). Для пополнения бюджета Совет имел право проводить ссудно-залоговые операции.
Именно здесь А.С. Пушкин заложил своё имение Болдино, а гоголевский Чичиков собирался заложить здесь купленные им "мёртвые души".
С Солянки были и въездные ворота в Воспитательный дом, и главный его фасад (а не с набережной).
Слева - здание Опекунского Совета, а въездные ворота открывали перспективу аллеи, парка и здания Воспитательного дома. Пилоны вьездных ворот украшают белокаменные алегорические скульптуры Ивана Витали - Милосердие и Воспитание: Милосердие держит в руках сердце, а Воспитание читает детям книгу:
Между Воспитательным домом и набережной расположены невысокие двухэтажные здания:
Это лабазы для сдачи в аренду купцам - деньги поступали в Опекунский совет.
Герб Воспитательного Дома - птица пеликан, кормящая своих птенцов, с надписью "себя не жалея, питает птенцов". Это пеликан над входом в Воспитательный дом в Санкт-Петербурге:
После революции Воспитательный дом был упразднён. Здание было названо "Дворец труда", в нём разместились профсоюзы. Позже - вплоть до 2016 - здание занимала Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого.
Сегодня здание находится в частных руках. После нескольких лет запустения, в нём началась реставрация, которая длится уже несколько лет. Градозащитники и историки бьют тревогу и констатируют уничтожение исторических интерьеров (которые были в хорошей сохранности). Жаль, конечно. Столько жадных хищников цинично - под видом реставрации - уничтожают наш прекрасный город, и мы не в силах этому противостоять.
После реставрации здесь будет гостиница, спортивно-оздоровительный комплекс, апартаменты, кафе и рестораны. Но мы всё равно обязательно сюда придём. Через красивые ворота пройдём на территорию бывшего Императорского Воспитательного дома. Во внутреннем дворе увидим над главным входом чугунного пеликана, символизирующего самоотверженную родительскую любовь, 500-летние камни стены Белого города, и дуб, посаженный самой Екатериной Великой - ведь он жив до сих пор!
Ну, а пока между парком Зарядье и высоткой на Котельнической набережной мы видим прекрасный фасад, скрытый от нас под защитной сеткой:
Адреса:
- Воспитательный дом - Китайгородский проезд, д. 9, стр. 1.
- Опекунский совет - Солянка, д.14, стр. 3.