Берли-хаус является одним из величайших памятников архитектуры Британии. Вот уже более 500 лет он молчаливо взирает на неспешный ход истории. Меняется время. Меняются лица. Неизменным остается лишь он. Он и семья, которая в нем живет. Поразительно, но за пол тысячелетия дворец ни разу не сменил владельцев и все еще принадлежит потомкам того человека, для которого и был построен. Дворец Берли-хаус представляет собой символический мост между баронской роскошью Тюдоровской эпохи и лаконичностью современности.
25 февраля 1571 года в Вестминстере, королева Елизавета I поставила свою Большую печать к необычайно богато украшенному патенту. Эта бумага возвела ее верного слугу Уильяма Сесила в звание пэра, барона Берли. Он стал единственным простолюдином, которого она удостоила такой высочайшей чести за все годы своего долгого правления. Подобный шаг свидетельствовал об исключительно важном статусе этого человека в королевстве. Выбранный для Сесила титул подчеркивал его связь с тем местом, где, по его собственным словам:
«Находится мой дом и я сам. И мое потомство должны остаться там по воле Божьей и моей».
В 1571 году Берли-хаус уже представлял собой солидную резиденцию, на которую Сесил потратил немалые средства. Тем не менее, именно в годы после своего возведения в дворянство, между 1573 и 1588 годами, он выстроил большую часть этого великолепного здания, которым и по сей день не перестают восхищаться те, кому посчастливилось увидеть его.
Надо признать, что для загородного дома, который являет собой классический пример архитектуры елизаветенской эпохи, ранняя история этого дворца на удивление скудна. С другой стороны, для дома, который является поистине шедевром архитектурной мысли и обладает поразительной целостности - неожиданно сложна.
Давайте немного заглянем в историю баронского достоинства Уильяма Сесила. Как бы то ни было, связь семьи Сесилов с местностью Берли восходит к периоду правления Генриха VII, когда дед Уильяма, Дэвид Сицилт (так тогда писалось имя), гонимый некой необходимостью, переехал из Херефордшира в окрестности Стэмфорда. В 1494 году он поселился недалеко от Великой Северной Дороги, которая со времен средневековья и до самого ХХ века представляла собой главный транспортный путь, соединяющий Англию и Шотландию. Позже, Дэвид Сицилт стал депутатом Стэмфорда.
Обеспечив своему сыну Ричарду место пажа Генриха VIII, Дэвид Сицилт фактически заложил основы будущего благополучия семьи. Ричард стремительно продвигался на королевской службе, а в 1520-х годах он женился на девушке, за которой в качестве приданного давался земельный участок, примерно в миле от Стэмфорда. Некоторое время спустя, в 1540-х годах, в ходе роспуска монастырей, Ричард сумел значительно увеличить свои владения. По всей вероятности, именно тогда у него впервые появились средства для строительства. До сих пор достоверно не известно, начал ли он строительство, что называется с «нуля», или Берли-хаус есть не что иное, как расширенный католический монастырь.
Очевидно одно, стиль, который он выбрал, в те времена являл собой настоящую диковинку.
Может быть любопытно.
Соседний с Берли Стэмфорд находится в Линкольншире, но река Уэлленд, протекающая рядом с городом, образует историческую границу графства. Таким образом, в XVI веке Берли входил в состав другого графства - Нортгемптоншир, поместья Стэмфорд Бэрон и относился к приходу Сент-Мартин. Сам же Уильям Сесил 1-й барон Берли, сын Ричарда, постоянно называл себя уроженцем Линкольншира. Если принять это утверждение за чистую монету, то это означает, что он не мог родиться в Берли.
В 1540-х годах Уильям Сесил, сделавшийся юристом, занял прочную позицию в кругу приверженцев протестантизма, приближенных к королю Эдуарду VI. Близость к монарху принесла свои плоды, главным из которых, была церковная земля. Таким образом, унаследовав в 1553 году имущество своего отца, Уильям Сесил объединил два эти владения, сделавшись хозяином более чем внушительного поместья неподалеку от города Стэмфорд. Даже после смены власти, во времена правления католички Марии I, молодой Сесил сумел сохранить свое положение и, в 1555-1556 годах начал кардинальное переустройство дома своего отца.
Постройки архитектурного ансамбля планировались таким образом, чтобы они образовывали просторный внутренний двор. Главная зала расположилась в восточной части дворца.
Надо отметить, что до этого, Сесил уже имел опыт управления королевскими строительными проектами. Он неоднократно подготавливал технические чертежи и расчеты для построек, которые планировали монархи.
Таким образом, руководя строительством собственного дома, он четко понимал как работы по реконструкции старого дома должны преобразить его родовое гнездо. О широте его архитектурных взглядов может свидетельствовать хотя бы такой анекдотический факт: в 1556 году, Уильям Сессил попросил сделать окна, которые в те времена назывались «люцерны». Каменщик был на столько сбит с толку, что попросил Сесила нарисовать не только как должны выглядеть окна, но и самый его мозг, поскольку ему хотелось понять, как в нем рождаются подобные идеи.
Листаем карусель
Слово «люцерн» — французское. И действительно, в других сохранившихся источниках, сам Сесил называет их «французскими» окнами. Этот, казалось бы незначительный факт, на самом деле очень важен, поскольку именно через Францию и Нидерланды Англия XVI века познакомилась с новейшими идеями классического возрождения, известного как Ренессанс. Другими словами, непонимание каменщика подчеркивает стилистическую новизну проводимой в Берли работы. Однако сама эта новизна, лишь наполовину объясняет важность дома для самого Сесила.
Берли расположен в одном из самых важных и давних центров добычи камня в королевстве. Камень, который использовался для строительства доставлялся из соседнего Кингсклиффа. Трудно представить более удачное месторасположение для столь масштабного строительства. Таким образом, строительство замка в Берли является одновременно и новаторским и традиционным, поскольку смотрит как вперед (новаторские идеи), так и назад (использование материала самых старинных месторождений строительного камня в Англии).
Листаем карусель
Работа над Берли продолжалась и в 1558 году, когда на престол взошла Елизавета I. Это событие резко изменило дальнейшую судьбу как самого Уильями Сесила, так и всей его семьи на многие века вперед. Уже на первом совете правления королева назначила его главным секретарем, что указывало на степень ее доверия. Три года спустя он стал магистром палатного суда - прибыльная должности, которая предоставляла ему полный контроль как над совершавшимися в стране браками, так и над имуществом несовершеннолетних.
А тем временем, работы в Берли продолжались. В 1561 году, Елизавета I передала в собственность Сесила поместье Стэмфордского барона, которое стало последней частью сложной мозаики архитектурного ансамбля, собираемого Сесилами, начиная с 1520 годов. В это самое время, в документах впервые упоминаются о строительстве двух внешних галерей, называемых лоджиями. Подобные конструкции были новинкой для Англии, и одна из них была доставлена в Берли из Амстердама.
Листаем карусель
Известно, что в 1566 году королева посетила Берли. К сожалению, не сохранилось никаких подробных отчетов о приеме, который был дан в поместье в ее честь. Через год, Сесил получил должность лорда-казначея, и был награжден орденом Подвязки. Эти изменения повлекли за собой полное изменение его социального статуса.
Как дворянину, который не мог похвастаться происхождением, он остро нуждался в утверждении собственного статуса. Что, как не достойное жилище, могло компенсировать ему недостаток родовитости? Итак, решено, Берли срочно начали превращать в замок.
В связи с этим следует упомянуть о том, что для елизаветинской эпохи большие замки представляли собой точки духовной связи современности и бытующих в Британии легенд, таких, как например миф о короле Артуре. При правильном подходе к строительству, подобные строения сочетали в себе современный дизайн, овеянный престижем древности. Именно это имел в виду Сесил, когда в 1585 году так написал о Берли:
«Я воздвиг свои стены на старом фундаменте».
Точную хронологию работ в Берли сегодня установить трудно Известно, что 17 сентября 1575 года Сесил утвердил проект нового фасада западной части здания. Разработанный дизайн фасада, с симметричным расположением башен относительно центральных ворот, есть не что иное, как прообраз архитектуры английского замка конца 13 века. Входная арка украшена геральдикой семьи Сесил и изображениями ее династических союзов. На одном из щитов имеется латинская надпись:
«Уильям Лорд Берли, 1577 год».
Листаем карусель
В 1578 году был разработан проект нового большого зала и кухни, которые расположились напротив внешней стороны уже существующего зала, к которому добавили лоджии и пристроили огромное крыльцо, увенчанное и обелиском, датированным 1585 годом.
Законченный в 1588 году, Берли обладает двумя контрастирующими архитектурными характерами. Если смотреть со стороны садов, то в здании нетрудно угадать стиль позднего английского средневековья: там и решетчатые окна, и преобладание квадратных пропорций, и низкая линия крыши, парапеты с дымоходами и всевозможные башенки.
Внешний же вид здания, который открывается глазу со стороны внутреннего двора представляет собой совершенно амбициозную неоклассическую композицию, отличающую архитектуру елизаветинской Англии.
Листаем карусель
За пять веков существования замка, он никогда не переставал удивлять тех, кому посчастливилось побывать в нем. Еще при жизни, Уильям Сесил передал Берли своему старшему сыну Томасу, впоследствии ставшему графом Эксетером.
Уильям Сесил был похоронен в церкви Святого Мартина. Надгробная скульптура представляет его в образе благородного дворянина, одетого в рыцарские доспехи. Даже после смерти, он остался верен своему стремлению подчеркнуть статус его рода. Вероятнее всего уже не для себя, но для своих потомков.
Самые важные интерьеры елизаветинской эпохи, созданные еще при Сесиле, были уничтожены в ходе масштабной реконструкции, проводимой в XVII веке. Тогда-то, центральный двор замка и приобрел тот вид, каким мы можем видеть его сегодня.
Листаем карусель
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.