Этим вопросом задаётся каждый, перед кем стоит задача купить надёжное оборудование.
Есть 10 проверенных способов определить качество опалубки. Это можно сделать визуально и инструментально. Чтобы в вашем арсенале было как можно больше способов, рассказываем о каждом подробнее 👇
ВИЗУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ОПАЛУБКИ
Взглядом можно проверить качество опалубки на соответствие по 6 пунктам.
1. Наличие элементов, повышающих удобство эксплуатации и безопасность оборудования
К таким элементам относятся:
— транспортировочные отверстия;
— ручки для монтажников;
— выемка под монтажку.
👉 Последняя, кстати говоря, с недавнего времени является обязательным атрибутом опалубки первого класса (согласно ГОСТ Р 59936-2021).
2. Качество покраски щита
Непрокрасы и вздутия говорят о низком качестве покраски или нарушении технологии предварительной обработки поверхности.
3. Качество сварных швов
Качество сварного шва — это не только эстетика. Этот показатель напрямую влияет на прочность щита.
Сварной шов должен быть равномерный и непрерывный, на нём должны отсутствовать поры и остатки сварной проволоки. По внешнему виду также можно определить выполнен сварной шов вручную или автоматизированным способом.
❗️ Обязательно обращайте внимание на качество зачистки сварного шва. Гладкий, зачищенный шов выглядит аккуратно, делает опалубочный щит эстетичным.
4. Качество палубы щита (фанеры)
Фанера — зеркало бетона. От фанеры зависит качество готовой бетонной конструкции.
Фанера должна быть гладкая, без сколов, царапин или других механических повреждений. Однородность цвета фанеры — показатель равномерного нанесения защитного слоя (ламинации).
❗️ Формообразующий бортик силовой рамы щита должен выступать над поверхностью фанеры не менее чем на 1 мм. Это требование содержится в ГОСТ Р 59936-2021.
Тип крепления фанеры к каркасу щита может быть на саморезах или заклёпках. Также важно, чтобы крепёжные элементы были расположены ровно, вдоль одной линии, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Дополнительно обратите внимание на усилие, с которым затягивается крепёжный элемент. Оно не должно быть слишком сильным, чтобы не повредить ламинацию фанеры, и не должно быть слишком слабым, чтобы не допустить неплотного прилегания фанеры к каркасу щита.
5. Качество герметика
Герметик должен быть нанесён равномерным слоем по всему периметру щита, включая зону контакта со втулкой под стяжной винт.
❗️ Локальные «раковины» недопустимы — это приводит к преждевременному выходу из строя фанеры.
6. Форма втулки под стяжной винт и качество её крепления в профиле
Цилиндрическая втулка создаёт дополнительные ограничения при установке стяжных винтов, а монтаж опалубки становится длительнее и менее удобнее.
👉 Втулка должна быть конусной. Она позволяет устанавливать стяжной винт под углом, а также значительно упрощает процесс очистки втулки от застывшего бетона.
При этом крепление втулки в профиле щита может быть двух типов:
— Вальцевание. Завальцованные втулки встречаются чаще, но они уступают по качеству сварным;
— Сварка. Сварные втулки (особенно выполненные сваркой в защитном газе) — самые надёжные. Они отлично справляются с нагрузками, возникающими при очистке от застывшего бетона. А ещё такой тип соединения гарантирует 100% герметичности. Попадание влаги внутрь щита исключено, локальные коррозии в этой зоне не появятся.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ОПАЛУБКИ
7. Толщина металла профиля (с помощью ультразвукового толщиномера)
❗️ Фактическая толщина металла в профиле качественного щита всегда совпадает с заявленной или превышает её. Добросовестные производители заявляют толщину с плюсовым допуском.
Несоответствие толщины фактической и заявленной приводит к снижению характеристик оборачиваемости щита. Такой щит уже не прослужит долго.
8. Геометрия щита (с помощью рулетки и трёхметрового правила)
Измерьте «диагонали» щита рулеткой. Разность длин диагоналей щита высотой 3 м и шириной 1,2 м должна быть не более 2 мм.
Также с помощью трёхметрового правила можно измерить отклонения от плоскости формообразующих элементов.
❗️ Отклонения на длине 3 м не должны превышать 2 мм.
9. Качество покраски и адгезию лакокрасочного покрытия (с помощью адгезиметра)
Адгезия покрытия влияет на эксплуатационные характеристики. Чем выше степень адгезии, тем вероятнее выполнение покрытием своих функций. Например, изоляционной и антикоррозионной.
Плохая адгезия чаще всего свидетельствует о нарушении технологии покрасочных работ на производстве или об отсутствии предварительной подготовки поверхности перед покраской.
10. Величина технологических зазоров между торцом фанеры и каркасом щита (с помощью электронного штангенциркуля)
❗️ Величина зазора должна быть не менее 2 мм и не более 4 мм (регламентировано ГОСТ Р 59936-2021).
Это очень важный параметр, несоблюдение которого может привести к преждевременной перефанеровке щита.
🔺