Найти тему
Кот-книголюб

После чтения романа В. Дудинцева "Не хлебом единым" (часть 2)

Оглавление

Я знаю, что идеальных людей не бывает, но когда читаю книгу, почему то ожидаю от положительного героя совершенства. Наверное, в детстве сказок начиталась)).

Хочу поделиться своими мыслями по поводу личных взаимоотношений героев романа "Не хлебом единым". Я не призываю со мной соглашаться, а лишь объясняю, почему те или иные поступки, вызывают у меня разочарование или уважение.

Прибыловский В.А. "Натюрморт с хлебом" 1950-1960-е г.г. Изображение с сайта https://sovcom.ru/prodazhi/lots-list/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/?page_12=9
Прибыловский В.А. "Натюрморт с хлебом" 1950-1960-е г.г. Изображение с сайта https://sovcom.ru/prodazhi/lots-list/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/?page_12=9

Лопаткин и Жанна Ганичева

Самая большая загадка для меня, что могло объединить Дмитрия Алексеевича и Жанну. Семья Ганичевых производит неприятное впечатление, а мадам Ганичева с её жадностью особенно.

Читая о встрече Лопаткина и Жанны в Москве, заметила, что оба испытывают друг к другу чувства. Однако, девушка не верит в успех Дмитрия Алексеевича и не готова ждать неопределённое время. А Лопаткин уже не может бросить своё изобретение и согласиться на тихую жизнь и работу учителем.

К Жанне можно относиться по-разному: если подумать, найдутся аргументы и для её оправдания, и для её осуждения.

Вот отрывок из её "злого" письма Лопаткину в Музгу..

Я не хочу быть героиней трагедии в стихах. И вообще всё так грустно, всё получается как-то не так. Напиши-ка мне чистую правду, дай мне возможность решить свою судьбу, как её решают обыкновенные взрослые люди.
...У меня нет сил, я чувствую, что я должна уступить моего будущего Эдисона другой, более мужественной женщине...

Лопаткин прав, что такое письмо сил не прибавляет. Но мне хочется здесь обратить внимание на честность девушки.

Вспылив, Дмитрий Алексеевич пишет ответное письмо, тоже довольно резкое. И я думала, что точка в отношениях героев поставлена.

Поэтому удивилась, что Лопаткин ищет встречи с Жанной. И как-то грустно мне стало от того, что встретившись с девушкой, Дмитрий Алексеевич продолжает скрывать правду. Для меня честность - основа отношений. Зачем поддерживать отношения, если в них нет открытого общения?

А визит Лопаткина к Жанне спустя несколько лет, когда уже победа была за ним? Он не обменивался с Жанной письмами, не знал, как она живёт, у самого уже были отношения с Надеждой, и он всё равно идёт в чужой дом, вторгается в чужую жизнь. И снова у меня вопрос: "Зачем?" Тем более он не собирался вести откровенный разговор. Мне кажется, что это было жестоко по отношению к ней.

А вот решение Жанны и её последнее письмо вызывают уважение.

Возникла мысль (не уверена, что правильная), что Жанна нужна была автору только как противопоставление Надежде, которая "сильнее любила и принесла жертвы несоизмеримо большие".

Малеина Е.А. "Утро в Москве" 1953 г. Иллюстрация с сайта https://sovcom.ru/aykcioni/lot/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-xix-%D1%85%D1%85-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B24/21009/
Малеина Е.А. "Утро в Москве" 1953 г. Иллюстрация с сайта https://sovcom.ru/aykcioni/lot/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-xix-%D1%85%D1%85-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B24/21009/

Лопаткин и Надежда Дроздова

Эта женщина действительно многое сделала для Дмитрия Алексеевича. В ней была та искра веры, которую так ценил Лопаткин в Петре Сьянове и в Валентине Павловне. Ради Лопаткина Надежда, в отличие от Жанны, была готова на всё. Но вот прав ли был Дмитрий Алексеевич, принимая это всё?

И дело не в том, что она была женой Дроздова, человека из "стана врага", а в том, что она была просто замужней женщиной. Я понимаю, что кто-то вообще не смотрит на такую "мелочь", особенно в наше время, но для меня это один из важных моральных аспектов. Лопаткин ведь и сам чувствовал, что не должен был уступать.

То же самое и с подарками. Он понимал, что принимать подарки от Нади неправильно, но всё же принимал. Сильный и принципиальный человек в данной ситуации проявил слабость.

Я бы ещё могла понять (не принять, а понять), если бы у него к Надежде было такое же сильное чувство, как у неё к нему. Опять же, может я не права, но у меня сложилось впечатление, что Лопаткин испытывает к Наде глубокую признательность, благодарность, дружескую привязанность. Он знает о её любви, осознаёт, сколько она для него сделала, и чувствует себя как бы обязанным ей. А поскольку отношения уже перешли определённую черту, то герою ничего не остаётся, как принять их.

По большому счёту, Дмитрий Алексеевич по-настоящему любит только свою машину и свою работу. Быть женой талантливого человека, будь то писатель, художник, музыкант, учёный или изобретатель бывает очень непросто: всегда есть вероятность, что у женщины будет вторая, а то и третья роль в жизни мужа. И далеко не каждая женщина сможет так жить.

Надежда как раз показала, что готова довольствоваться таким скромным положением. У неё к Лопаткину были глубокие чувства, и ради него она была готова на любые жертвы. Как написал Роман Мельников:

Если абстрагироваться от измены Дроздову, то история любви Надежды к Лопаткину – это самая сильная история любви женщины к мужчине, которую я знаю по литературным произведениям. Обычно подвиги ради женщин совершают мужчины, но в данном случае подвиги ради мужчины совершает женщина, и это очень редкое исключение – и в литературе, и в жизни.

Кроме уважения к Надежде Сергеевне я чувствую какой-то неприятный осадок от того, что Надя как будто выпросила ответную любовь. А любовь должна быть бескорыстна и ничего не требовать взамен.

Именно поэтому я прониклась большим уважением и симпатией к Валентине Павловне. Вот этот светлый человечек мне очень близок по духу. И я не согласна, что она сделала меньше, чем Надя.

Валентина Павловна помогала Лопаткину в самое трудное время, а именно, в самом начале, когда ещё не было ни одной из будущих побед. Она не имела таких возможностей, как Надежда, но всё же доставала то, в чем он нуждался больше всего: ватман и тушь. И она поступила, на мой взгляд, благороднее Нади, когда поняла, что Дмитрий Алексеевич её не любит.

Бархатков А.С. "Проспект им. Сталина" 1952 г. Иллюстрация с сайта https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=8399729&page=322
Бархатков А.С. "Проспект им. Сталина" 1952 г. Иллюстрация с сайта https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=8399729&page=322

Надежда и Дроздов

Роман "Не хлебом единым" начинается с описания счастливых супругов Дроздовых. Леонид Иванович и Надежда возвращаются из Москвы, где он узнал о своём повышении. Надя в новом норковом манто. Славный зимний денёк, у обоих приподнятое настроение и оранжевые апельсины, которые Дроздов чистит для своей молодой беременной жены.

Представьте моё удивление, когда после этой главы я прочитала только что опубликованный отзыв Юли о романе, из которого ясно следовало, что Леонид Иванович Дроздов совсем не белый и пушистый.

Понимал ли сам В. Дудинцев насколько неоднозначным получился его персонаж? О том, что Дроздов много крови попортил Лопаткину лежит на поверхности, Бюрократов "Дроздовых" осудил К.Г. Паустовский, о чём на канале "Ветер в книгах" тоже есть статья.

Но давайте посмотрим на Дроздова с другого ракурса. Не Дроздов изменил Надежде (хотя и на его счету есть измена - измена первой жене), а Надежда - Дроздову. И что же сделал обманутый муж? Выгнал из дома? Оскорбил? Ударил? Унизил? Ничего из перечисленного. Только шутил и поддерживал видимость, что ничего не случилось. А когда умерла его мать, съехал, оставив квартиру жене и сыну.

Меня неприятно поразил тот факт, что презирая мужа за лицемерие ("кривил душой") и несправедливое отношение к Лопаткину ("давишь и давишь"), после близких отношений с Дмитрием Алексеевичем, Надя продолжала пользоваться средствами мужа.

Цель у неё была самая благородная. Как и Валентина Павловна, Надежда говорила: "Помогать вам долг каждого честного человека". И помощь её была самоотверженной. Но всё таки не зря говорится, что цель не оправдывает средства. Есть такие моральные принципы, которые, на мой субъективный взгляд, нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах.

Позднее мы начали обсуждать эту тему с Романом Мельниковым, для которого история семьи Дроздовых воспринимается особенным образом из-за печальной личной истории его родителей. И после этого я, можно сказать, погрузилась в историю отношений Дроздова и Надежды. Особенно мне показалось интересным предложение Романа сравнить положение Дроздова с положением Алексея Александровича Каренина.

Честно скажу, нелегко мне далось это "исследование". Даже чётко сформулировать свою позицию было непросто. Важно было для самой себя прийти к какому-то внутреннему согласию. И поэтому вот эта самая часть статьи никак не получалась.

Но в итоге я отказалась от того, чтобы писать здесь подробно об этом. Это будет слишком долго и большинству людей неинтересно. Хочу поблагодарить Романа Мельникова за то, что он натолкнул меня на эти размышления.

Рыбченков Б.Ф. "На Красной площади" 1950 г. Иллюстрация с сайта https://sovcom.ru/aykcioni/lot/%D0%90%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD-146/%D0%9D%D0%B0-%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8/
Рыбченков Б.Ф. "На Красной площади" 1950 г. Иллюстрация с сайта https://sovcom.ru/aykcioni/lot/%D0%90%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD-146/%D0%9D%D0%B0-%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8/

Счастье жизнь такая сложная штука. "Часто простое кажется сложным, чёрное белым, белое чёрным". И одинаковых решений и мнений здесь быть не может. Нет однозначно плохих и однозначно хороших людей. И чем сложнее литературные персонажи, тем они реалистичнее, тем интереснее читателю, тем большее влияние оказывает книга на ум и сердце. Каждый из нас воспринимает героев книг через призму своих личных переживаний, тем самым лучше понимая, а, возможно, и формируя себя.

Роман "Не хлебом единым" - очень сильное произведение, которое стоит хотя бы попробовать начать читать каждому думающему человеку. А уж там как сложится.

В статье использованы репродукции картин советских художников 1950-х годов.

Если есть желание что-то добавить, возразить или обсудить, то приглашаю вас в комментарии.