Монастырь Шулдан находится на восточной стороне скалы Чилтер-Кая. Расстояние между двумя монашескими обителями порядка 4 км. Я шла по треку Большой Севастопольской тропы. Сначала дорожка бежала по лесу и уже ближе к монастырю вышла к обрыву. Высота скалы здесь около 400 метров. Сердце порой йокало от близости обрыва. Но красота, открывавшаяся с каменных террас, компенсировала все риски. Главное не засмотреться)))
Шулдан переводится как – отдающий эхо или непреступное место. Интересно, что туристов сюда притягивает Башня. Она сложена из каменных блоков, купол выполнен из металла. На фоне обрыва она смотрится очень колоритна. Но весь фокус в том, что это новодел и никакого отношения к монастырю Шулдан она не имеет. В открытых источниках я не нашла данных в опровержении моих слов. Если вы знаете больше, обязательно пишите в комментариях.
Монастырь был основан в 8 веке, а значит на 200-300 лет старше соседа монастыря Чилтер-Мармара
В 1794 году немецкий ученый Петр Паллас сделал такие заметки о Шулдане в труде «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства»:
…деревня Мармора, прежде населенная греками и теперь покинутая… …у скалы называемую Чаплак-кая, в уступе которой выдолблены кельи монахов, сходные с инкерманскими, известные здесь под названием Кара-коба, затем далее - под именем Шулдан…
Монастырь имеет два яруса, на них расположены два храма и 20 помещений бытового и хозяйственного назначения. Историки предполагают, что Шулдан был основан монахами беженцами из Византии (с Афона), в период борьбы с иконопоклонством. После вторжения османов на территорию Крыма, монастырь опустел.
Я долго искала спуск к монастырю и вряд ли нашла, если бы не встретила женщин, которые поднялись сюда из Терновки. Интересное, что её старое название Шули. И именно здесь Екатерина II даровала Палласу поместье, где он жил и занимался научной работой.
Каменные ступени сильно стерты, деревянная лестница адски (уместно ли в святом месте это слово) крута, но тем интереснее приключение. Вышла к первому ярусу. В глубине пещеры залаяла собака. Мне на встречу вышел мужчина, сказал следовать за ним. С непривычки в каменном гроте казалось невозможно темно. Прошли несколько залов (это первый монастырь, где я ощутила дух пещерных храмов). Вышли на террасу.
- Вот здесь все настоящее. Разувайтесь. Оставьте рюкзак и заходите. С этими словами мой проводник удалился.
В просторной каменной зале несколько зон: с алтарем, импровизированным гробом, книгами и скамьей. Ощущение соучастия и близости к чему-то непостижимому. И тот редкий случай, когда хочется плакать. Даже рыдать. Почувствовала себя уставшим странником, ищущим свой путь и ведущим за собой (а в правильном ли направлении?)
На двери приколотый листок:
Просите, и дано будет вам;
Ищите, и найдете;
Стучите, и отворят вам.
Моего проводника монаха звали брат Дмитрий (чему я удивляюсь? Ведь только что я мысленно разговаривала с коллегой, журналистом и моим наставником Дмитрием Скляровым, которого мы недавно проводили…).
- Сложный к вам путь. Многозначительно сказала я.
- У каждого свой. Мудро заметил брат Дмитрий и добавил: - Пусть с тобой всегда будет ангел хранитель.
Такие простые слова, но это едва ли не главное теперь в моей походной жизни. Улыбнулась. На ангела надейся, а сам не плошай. Моё путешествие в княжестве Феодоро подошло к концу.
#Соло #Крым #ОксанаСоло #Феодоро #Пешком #ПешкомПоРоссии