Найти тему

Стоит ли сдавать ЕГЭ по русскому в 10 классе

Оглавление

Программа по русскому языку заканчивается в 9 классе, и кажется, что если ученик сдал ОГЭ на «отлично», то ему достаточно года, чтобы подготовиться к ЕГЭ: практически ничего нового для этого экзамена узнавать не нужно, к тому же экзамен по русскому базовый. Кажется, что лучше в 11 классе отдать высвободившееся время на профильные предметы. 

Однако часто это всё-таки плохая идея. Главное, что в 11 классе пересдать ЕГЭ уже будет нельзя.

Не всё так однозначно

Конечно, встречаются очень сильные выпускники, которые уже в 10 класса не испытывают проблем с егэшным тестом. У меня была ученица из школы для одарённых детей, так их вообще не спрашивали, когда они собираются сдавать ЕГЭ по русскому: все должны были сдавать после 10 класса, в 11 классе Всерос и другие олимпиады первого уровня, нет времени на ерунду готовиться к базовому экзамену. Причём, естественно, все должны были сдать ЕГЭ на 90+, и все действительно сдали очень хорошо, и Ленок тоже сдала на 91.

Однако, как всегда, есть нюанс.

Ученик специализированной школы и обыкновенной – две большие разницы, как говорится. Во-вторых, даже у Ленчика в классе оказались два кадра, которые умудрились сдать ЕГЭ на чуть больше 80 – ЕГЭ по русскому ну очень коварен. И это всё-таки были ученики спецшколы. Если мы говорим о выпускнике общеобразовательной школы, его могут поджидать ещё бόльшие неприятности.

Главная опасность в том, что после 10 класса выпускники ещё маленькие. Многим ещё не исполнилось 17 лет, а психологически между 16 и 18 годами (а 18 в 11 классе исполняется подавляющему количеству выпускников) дистанция огромного размера (с). В 16 лет у большинства мальчиков ещё гуляет детство в обнимку с ветром во всех частях тела, и часто деть в 16 и 18 лет – это просто разные люди. И дело не только в осознании важности экзамена – дело в сформированности психических познавательных процессов. Экзаменационный тест требует высокого развития уровня внимания, памяти, мышления, и даже взрослые люди – выпускники прошлых лет – постоянно ошибаются при чтении заданий, при выносе ответов в бланк и т.п., а уж про 16-летних «младенцев» и говорить нечего. 

Кроме того, любой язык, в том числе и родной, требует накопления, и одного года для систематизации знаний, как правило, недостаточно. 9-классник может сдать ОГЭ на максимум – и этот результат вообще ничего не гарантирует ему на ЕГЭ. Конечно, крепкая база ему поможет при подготовке – ну и всё. Задания на ОГЭ и ЕГЭ разные, логика экзаменов разная, уровень сложности заданий разный – голова должна иметь время, чтобы всю базу уложить по полочкам, спокойно, медленно, осознанно. Гнать её сдавать второй выпускной экзамен за два года не всегда разумно. 

Тише едешь - дальше будешь
Тише едешь - дальше будешь

Каждому овощу своё время

Ну и вишенкой на торте оказывается текст для сочинения ЕГЭ, который для большинства бывших девятиклассников представляет собой просто набор знакомых букв. От текстов ОГЭ, которые написаны взрослыми для детей, прыгнуть сразу (а нормальная подготовка начинается в конце августа) на тексты, которые написаны взрослыми для взрослых, – это для выпускников, навык анализа тестов у которых находится часто в зачаточном состоянии, иногда просто непосильная задача. 

Одно время экстернат за 10-11 классы был очень в моде, и у меня было несколько учениц, которые сдавали ЕГЭ после 10 класса, причём вместе с остальными профильными предметами. Я промучилась пару лет, а потом просто перестала брать экстернатников – готовить бывшего девятиклассника к ЕГЭ, даже сильного, просто невыносимо трудно. Может, это мне так не везло, но дети были ни психологически, ни интеллектуально не готовы к такому напряжению, к тому, что ЕГЭ ни разу не ОГЭ, что времени на экзамене меньше, а заданий в три раза больше, что сочинение в два раза объемнее, а текст в десять раз сложнее – и так далее.

  • Одной моей ученице, с которой мы готовились к ЕГЭ, было 15 лет, так как она экстерном сдала сначала 8-9 классы, а потом ещё экстерном 10-11 и в 16 лет собиралась поступить в вуз. Это была, в общем, обыкновенная девочка, просто очень старательная, однако к повышенному не по возрасту напряжению совершенно не готовая. И прямо на моём занятии – повезло так повезло – она впала в истерику, и мама всё-таки решила, хвала небесам, что базовые экзамены они сдадут, а профильные будут сдавать на будущий год. Я вообще не понимаю, зачем торопиться поступать в вуз – чтобы что? Работать побыстрее начать? Иначе работа убежит в лес, как тот волк?

Сдавать ЕГЭ по русскому в 10 классе, конечно, можно - если ученик имеет выше среднего инлеллектуальные данные, психологическую устойчивость, опыт написания олимпиад не ниже регионального уровня, отличные знания по русскому и ноль проблем с написанием сочинений. Если чего-то "не хватает", я бы, честно говоря, рисковать не стала.