Найти в Дзене
myDecor

Выставка «Соткано» в Фонде «Екатерина»

В Фонде культуры «Екатерина» 15 марта 2024 года открывается выставка, на которой покажут возможности художественного текстиля и его роль в творчестве современных авторов

Тимур Новиков. «Без названия», 1989. Ткань, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных., фото:пресс-служба выставки
Тимур Новиков. «Без названия», 1989. Ткань, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных., фото:пресс-служба выставки

Традиционные техники ткачества, вышивки и коллажа соединяются сегодня с технологическими и стилевыми экспериментами. Современные художники, работающие с текстилем, используют все пластические возможности этого тактильного материала. Авторский текстиль прекрасно себя чувствует в поле актуального искусства, превращаясь подчас в объект исследования или художественное высказывание.

Аня Желудь. Ladies' Choice Dance, 2008. Металл. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных., фото:пресс-служба выставки
Аня Желудь. Ladies' Choice Dance, 2008. Металл. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных., фото:пресс-служба выставки

Выставка в Фонде культуры «Екатерина» состоит из четырёх разделов, посвященных формам использования текстиля в искусстве конца XX — начала ХХI века. Мягкость и легкость материи, колышущейся от движения воздуха, привлекают художников, которые используют полотно как основу для своих произведений. В работах Марии Арендт, Лизы Ольшанской и Аси Маракулиной невесомое и подвижное текстильное полотно сочетается с графичной вышивкой, благодаря которой лучше проявляется структура ткани.

Мария Арендт. «Башни Шухова на Оке», 2010. Льняное полотно, вышивка, смешанная техника. Галерея Тотибадзе., фото:пресс-служба выставки
Мария Арендт. «Башни Шухова на Оке», 2010. Льняное полотно, вышивка, смешанная техника. Галерея Тотибадзе., фото:пресс-служба выставки

Одни авторы обращаются к свойствам фактуры текстиля и технике коллажа. Сшивая вместе разные по фактуре и цвету лоскуты, художники выстраивают композиции, наполненные неожиданными смыслами. В экспозиции представлена знаковая работа Лидии Мастерковой «Композиция. Прилуки», созданная в технике коллажа с использованием тканевых фрагментов. В текстильных работах Виталия Тюрлика большое место отведено импровизации и приемам спонтанного творчества.

В современном языке слово ткань имеет множество значений: это не только материя, но и структура материала и образа. Один из самых больших разделов выставки посвящен произведениям, в которых традиционные технологии и текстильные принципы работы соединяются с новаторским подходом к самому материалу.

Кирилл Манчунский. «Иллюминатор», 2023. Ткань, батик, машинная и ручная вышивка. 11.12 Gallery., фото:пресс-служба выставки
Кирилл Манчунский. «Иллюминатор», 2023. Ткань, батик, машинная и ручная вышивка. 11.12 Gallery., фото:пресс-служба выставки

Другие авторы обращаются к традиционным формам работы с текстилем, перенося на них яркие и подчас ироничные художественные образы. Так, орнамент на ковре «Ти Ви Гудбай», выполненном по дизайну Юлии Маркос, изображает заставку, которая появлялась в каждом советском телевизоре после окончания вещания. В работах художницы Милы Введенской особую роль играет структура ткани: мерцающая и парящая, она создаёт пространство, в котором форма неотделима от содержания.

Мила Введенская. Панно-текстильный перформанс из серии «Послание в бесконечность» в двух частях, 2022. Натуральная вискоза; роспись маркерами по ткани, перфорирование., фото:пресс-служба выставки
Мила Введенская. Панно-текстильный перформанс из серии «Послание в бесконечность» в двух частях, 2022. Натуральная вискоза; роспись маркерами по ткани, перфорирование., фото:пресс-служба выставки

Последний раздел выставки представляет произведения, синтезирующие разные медиа и раскрывающие потенциал текстиля в мире современного искусства. Важное место среди этих работ занимают сайт-специфик объекты. На экспозиции представлен объект Александры Островской «Точка опоры», первоначально подготовленный для павильона Миловида в Царицыно.

Когда: 15 марта — 12 мая 2024 года

Где: Москва, Фонд культуры «Екатерина»