Вчера мы с вами начали говорить, как шёл натуральный бой за то, пойдут ли сыновья Дианы за её г р о б о м. В конце концов Филипп сказал Уильяму свою знаменитую фразу:
"Если ты не примешь участия в процессии, думаю, ты потом пожалеешь об этом. Если я пойду, ты пойдешь со мной?"
И вчера же в тексте я дала ссылку на публикацию, в которой нашла тот факт, что Эндрю и Эдвард, смешавшись с толпой, мониторили настроение народа.
А потом полчаса искала второй источник, в котором как раз про то, как Филипп орал на политтехнологов. И не нашла!!! Ну и что вы думаете, сейчас ткнула в первую попавшуюся закладку, а это оно и есть... М - магия, не иначе.
И я опять вернусь к этому же тексту, потому что там самая, на мой взгляд, показательная фотография. Вы только посмотрите!
Все Виндзоры (я для краткости так назову, там бездна нюансов с фамилиями) идут в ногу - даже считая мальчика, у которого ноги на этом фото как будто подламываются.
А Чарлз Спенсер идёт с другой ноги.
Специально? Или так вышло? Как бы там ни было, это прямо символично!
Герцогу Эдинбургскому полных 76 лет - а у него самая гордая осанка на этом фото, мне кажется, что он тут красивее всех. Больше жизненного опыта? Меньше личной трагедии? Шагает, полный достоинства.
У Уильяма каменные плечи и поджатые большие пальцы. Он сильно напряжён и, по-моему, считает секунды до того, как кончится путь.
Граф Спенсер, на мой взгляд, выглядит обвиняюще. Лицо недовольное, суровое, если не сказать злое. Руки заложены за спину, плечи вперёд: ну-ка, что вы мне на это скажете?!
Гарри вообще еле живой. Держит себя в руках в прямом смысле - вцепился в полы пиджака. Подвешен на ниточке долга, идёт, потому что велели, двигается на автопилоте.
И принц Чарлз. Он идёт потому, что должен. И по отношению к матери своих детей, и по отношению к детям. Он печален, но собран и сосредоточен.
Обратите внимание на корпус Филиппа и принца Чарлза. Они идут в ногу, но плечи у них повёрнуты по-разному: Филипп настроен на Уильяма, а Чарлз - на Гарри.
Потрясающая фотография!
Подобных снимков много, но настолько говорящая одна. На той, что ниже, явно только одно: Уильям занавесился от мира чёлкой и закрылся руками. И, судя по виду Гарри, шествие подходит к концу.
А ещё тут есть нюанс с цветом костюмов. Чёрный один - у брата Дианы. У Филиппа и Уильяма - тёмно-серые. У Гарри - тёмно-синий. А вот цвет костюма принца Чарлза имеет романтическое название: синий военно-морской. Вообще-то, по большому счёту, это нарушение протокола. И Чарлз допустил его намеренно: Диана неоднократно говорила, что этот цвет ему очень идёт. Всё-таки было между ними когда-то тепло...
Вообще процессия, которая двинулась в 09.08 от Кенсингтонского дворца, выглядела... по-королевски: Диану везли на орудийном лафете, запряжённом шестёркой вороных лошадей.
По обе стороны от г р о б а шествовали двенадцать гвардейцев из личной роты принца Уэльского в алых туниках и высоких медвежьих шапках.
Кроме уэльских гвардейцев Диану сопровождали солдаты Королевской конной артиллерии.
Когда процессия двигалась по Лондону, город затих. Позже Сара и Джейн вспоминали, что в Париже, когда они ехали из Питье-Сальпетриер на аэродром, их больше всего потрясло, что французы аплодировали на всём протяжении пути. Печальный марш по столице Великобритании шёл в молчании.
Г р о б Дианы был покрыт штандартом, на котором лежали три букета: её любимые лилии от брата, графа Спенсера, белые тюльпаны от Уильяма и кремовые мелкие розочки от "её доброго короля Гарри". Младший написал ей письмо. Что в нём, знает только он. А вот на конверте - щемящая надпись: "Мамочке".
Недавно я писала про личный штандарт королевы:
Если вы обратите внимание, то заметите отличие: здесь по краю идёт кайма, которую называют горностаевой. Этот вариант в основном используется для жён британских принцев.
Надеюсь, вы поймёте и разделите мой интерес к этим знакам отличия. Я не удержалась и решила показать вам несколько других королевских штандартов.
Вот - личный принца Уэльского. В то время, в 1997 году, он принадлежал принцу Чарлзу. Кстати, тогда Уильям и Гарри тоже были Уэльскими. Белая метка - знак прямого наследника престола. Сверху наложен герб Лливелина Великого.
А вот - штандарт Уильяма с 2011-го по 2022 год, когда он был герцогом Кембриджским. На белой метке в центре - красная раковина. Вспомнили, откуда? С герба Спенсеров, это дань матери, Диане, урождённой Спенсер.
Ниже - личный штандарт Гарри с 2018 года, когда ему перед свадьбой даровали титул герцога Сассекского. Здесь уже три красных спенсеровских раковины.
А вот какой личный штандарт был у принца Филиппа. Первая жёлтая четверть - три льва и девять красных сердец - это Дания. Вторая четверть - белый греческий крест на синем поле. Третья четверть из белых и чёрных полос - это символ его фамилии, Маунтбеттен. А последняя четверть, с замком, - часть герба Эдинбурга, отсыл к его герцогскому титулу.
То есть, как мы видим, х о р о н и л и Диану и впрямь по традициям британской королевской семьи.
Ещё одна часть этой традиции - свинцовый г р о б.
Вспомните видео, как легко и быстро вынесли Диану из больницы всего лишь четыре человека. И посмотрите, как тяжко сейчас восьмерым крепким солдатам. Это именно из-за свинцового ящика, положенного внутрь деревянного. Вес всего этого - 700 фунтов, то есть 317 с лишним килограммов!
Эти солдаты всю неделю тренировались, поднимая и перетаскивая бетонную плиту, а позже - ящик с мешками песка. Ноша была так тяжела, что плечи покрылись синяками. Утяжеляли даже их обувь - специальными металлическими заклёпками.
Пол в Вестминстерском аббатстве - мраморный, отполированный миллионами ног. Один из солдат, Филипп Бартлет, в то время - рядовой Королевского полка принцессы Уэльской, в котором Диана была главнокомандующим, позже рассказывал, что боялся этой блестящей поверхности, похожей на каток.
А вот Найджела Энрайта, тогда потрясло другое:
"Я не мог видеть лица её сыновей. И Чарльза тоже. Это было невероятно.
Это воспоминание никогда не покинет меня.
Командир моей роты Гарри Уолл сказал нам: "Если вы собираетесь плакать, то просто плачьте. Это эмоциональный день для всех нас". У всех были слезы на глазах.
Эмоции захлестнули, только когда всё закончилось. Теперь я могу признаться, что, мы когда вернулись в конюшню, которую использовали как базу, мы плакали часами".
Продолжение здесь:
___
Подборка:
Первый текст: