Итак, вчера мы с вами остановились на том, какие длинные очереди стояли к книгам соболезнований:
Продолжаем разговор.
В ожидании приходилось стоять очень долго. А что делать, когда делать нечего? Правильно, глазеть по сторонам. Ой, то есть печально озирать округу, конечно.
А что перед глазами впереди на улице Мэлл? Правильно, Букингемский дворец. И что видели люди? А вот что.
Сравните картинки: так выглядел бы дворец, если бы Елизавета была в Лондоне.
Вы видите разницу? Да, на первом фото пустой флагшток.
Люди, стоящие в очереди, не наблюдали "флага" над резиденцией. Того, который есть на фото ниже. Я чуть позже расскажу, в чём подвох. А пока - только суть скандала.
Народ возмутило то, что их принцесса п о г и б л а, а явного траура не наблюдается. "Флаг" не то что не приспущен - его вообще нет!
Так как среди нас не все разбираются в таких тонкостях — как видим, и англичанам-то они были побоку, простите, — расшифрую.
Почему я взяла "флаг" в кавычки? Потому что над Букингемским дворцом, когда королева была в резиденции, тогда вывешивали королевский штандарт - вот он:
В Балморале (и вообще в Шотландии) развевался вот этот вариант штандарта - шотландский.
То есть королевский штандарт - это однозначная примета: здесь сейчас находится королева (король).
В этой Британии так всё зарегулировано (было), что королевский штандарт поднимали над Вестминстерским дворцом, когда королева прибывала на открытию сессии парламента.
В любое другое время там красовался флаг Великобритании, он же Юнион Джек, объединённый флаг:
Так в чём же соль?
А в том, что королевский штандарт никогда, вообще, совсем ни-ког-да не приспускают.
Королевский штандарт - знак того, что под крышей находится монарх. А он там - всегда. И даже когда король у м е р - да здравствует новый король!
Для королевы разница между королевским штандартом и государственным флагом была так же ясна, как для нас - разница между хоругвью и вымпелом победителя социалистического соревнования.
Толпа и эти тонкости были параллельны. То есть вообще никак не пересекались. Людям хотелось видеть, что королева разделяет скорбь народа.
Народ возмутился - пресса подхватила и стала разгонять.
«Покажите нам, что вы тоже горюете!» – The Express.
«Ваш народ страдает – поговорите же с нами, мадам!» – Daily Mirror.
«Где наша королева? Где её флаг?» – The Sun.
И наконец требование Daily Mail:
«Приспустите флаг!»
Конечно, королева знала обо всём этом безумии - а как ещё назвать происходящее? В тот момент она считала своим главным долгом оградить Гарри и Уильяма от излишних потрясений. Они уже потеряли мать - куда больше-то?!
Но толпа была неумолима в своём истеричном желании видеть страдающую Елизавету.
Свою королеву, которая однажды произнесла такие слова - это было в рождественском телеобращении 1967 года:
«Я не могу повести вас в бой, я не издаю законов и не вершу правосудие, но я могу сделать нечто иное: отдать вам свое сердце и явить преданность этим древним островам и всем народам, входящим в нашу многонациональную семью».
Видимо, сердца и преданности было мало толпе. Может, не хватало шоу?
Думаю, что Елизавете было трудно так, как мало когда в жизни. Она воспитана и жила всю жизнь в рамках протокола. А тут всё в одну минуту встало с ног на голову. По-моему, поведение толпы в те дни вполне можно считать революцией.
Победившей революцией.
Потому что Её Величество капитулировала.
Отпуск был прерван. Вся семья вернулась в Лондон.
Вот как позже рассказывала в интервью Sunday Telegraph о тех днях фрейлина Елизаветы II леди Анджела Освальд:
«Королеву критиковали за две вещи. Одна из них — то, что она водила мальчиков в церковь в день с м е р т и Дианы.
Но они действительно хотели пойти в церковь. Если вы христианин и ваша мать п о г и б л а, пойти в церковь — настоящее утешение.
Другое дело, что люди ожидали, что королева бросит двух своих внуков, чья мать только что у м е р л а, и отправится в Лондон, чтобы оплакивать потерю тех, кто никогда даже не встречался с принцессой.
Если отойти в сторону и подумать, это чрезвычайно эгоистичное отношение.
Королева-мать была очень расстроена критикой своей дочери, потому что она всегда восхищалась ею. Это была крайне жестокая критика, и это было несправедливо».
Что в тот момент испытывала сама Елизавета? Внешне она как обычно была сдержанна и величава. А что она чувствовала? Какая буря бушевала в сердце?
Частично - только лишь немного! - удалось понять, что испытывала королева, только в 2005 году. Тогда у м е р л а её фрейлина и доверенное лицо леди Генриетта Абель Смит, её вещи были проданы на аукционе - включая письмо Елизаветы, её ответ на соболезнования фрейлины.
Тогда Daily Mail удалось получить это письмо.
Вполне возможно, что секретариат заготовил некоторое количество готовых писем, которые королеве оставалось только подписать. "Скрипт" был отпечатан на машинке:
«Это действительно очень печально, с м е р т ь Дианы - огромная потеря для страны. Однако общественная реакция на её с м е р т ь и п о х о р о н н
а я служба в Вестминстерском аббатстве, кажется, объединили людей во всём мире совершенно удивительным образом.
Уильям и Гарри были так мужественны, я очень горжусь ими».
Если бы всё этим ограничилось, и говорить было бы не о чем - общие слова, и только.
Но в том ответе леди Генриетте оказалась собственноручная приписка Елизаветы. И вот она-то приподнимает завесу тайны над королевским сердцем:
«Мне кажется, ваше письмо было одним из первых, которое я открыла. Эмоции совершенно запутанны, для всех нас смерть Дианы стала ужасным потрясением».
Да, королеве пришлось проявить не только завидную выдержку, но и изрядную гибкость. Во-первых, наконец Лондон увидел это:
Традиция держать поднятый королевский штандарт над домом монарха в его присутствие канула в Лету. Елизавета распорядилась закрепить Юнион Джек и поднять его до половины флагштока.
Во-вторых, королева выступила в прямом эфире, где отдала дань уважения той, благодаря которой многовековые устои были выкинуты на помойку.
И в-третьих, эта великая женщина сделала вот что - она смиренно склонила голову, когда мимо следовал траурный кортеж с г р о б о м Дианы.
Ну и что же из этого следует? Королева посрамлена, народ победил? Диана даже в с м е р т и выше всех, лучше всех, лучезарнее всех? Люди были правы?
5 сентября г р о б с телом Дианы перевезли из Сент-Джеймсского дворца в Кенсингтонский, в её дом. Согласно обычаю, в ночь перед п о х о р о н а м и рядом должны были находиться близкие, чтобы не оставлять её одну, чтобы отдать дань уважения.
Если верить дворецкому, в ту ночь он приколол к её платью Королевский семейный орден Елизаветы II, который демонстрирует статус Королевского Высочества.
После развода носить этот орден Диана не имела права - она перестала быть Её Королевским Высочеством. Пол Баррелл вернул ей титул.
Как всё сложно в этой жизни...
Продолжение здесь:
___
Самый первый текст:
Собрание всех моих текстов о БКС: