Найти тему

Магический реализм как жанр художественной литературы

Оглавление

Художник Роберт Гонсалвес
Художник Роберт Гонсалвес

Мне очень нравится жанр в литературе, который я бы хотела освоить. Этот жанр называется «Магический реализм». Немного обьясню вам, что это за жанр, откуда он возник и что является его составляющей.

Магический реализм — это жанр художественной литературы, в котором обычные, повседневные события переплетаются с элементами фантазии и сверхъестественного.

Впервые этот термин использовался немецким критиком Францем Рохом, для того, чтобы описать авангардистскую живопись начала XX века. Рох понимал под магическим реализмом возврат к реализму, от более абстрактного стиля экспрессионизма. По его мнению, экспрессионисты, намеренно искажают пространство на картинах, таким образом выражая свой ужас от изменяющегося современного мира — стоит вспомнить картину Эдвврда Мунка «Крик».

‍Магические реалисты, напротив, пытаются преодолеть этот ужас, создавая другой, чудесный мир, который плотно связан с миром реальным. Таким образом они уходят в двоемирие.

Другими словами, мир, в котором разворачивается история, почти полностью идентичен нашему, за исключением парочки существ или явлений из вымышленных миров. Магические или чудесные события рассматриваются как часть реальности, а не как отклонения от неё. Часто в таких произведениях нет объяснения магии, как она работает и почему появилась. Это главное отличие магического реализма от фэнтези.

Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году. Вот что он писал:

«Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям»

Он считал, что для магических реалистов мир многомерен. В нём помещается и воображаемое, и реальность, а сам человек внутри этого мира может путешествовать и выбирать то измерение, где ему комфортнее.

‍Несмотря на то что термин «магический реализм» возник в Европе, он прочно связан с литературой Латинской Америки.

‍Всё началось с испанских колонизаторов. В 1492 году Колумб открывает Латинскую Америку. На тот момент там живут коренные индейцы со своими традициями, верованиями, сказаниями и бытом. И мир, который видят европейцы, причалив к незнакомому берегу, сильно отличается от того, к которому они привыкли. Конкистадоры ведут хроники и записывают всё, что видят, сравнивая с жизнью на родине.

Из этих записей понятно, что для них это место становится местом чудес, чем-то магическим, в то время как для индейцев остаётся реальностью.

‍Габриель Гарсия Маркес, знаковый для мировой литературы магический реалист, однажды сказал:

«‍Меня всегда забавляет, что в моей работе наибольшей похвалы заслуживало воображение, хотя на самом деле у меня нет ни единой строчки, которая бы не опиралась на реальность. Проблема в том, что на этом континенте реальность похожа на плод самого бурного воображения.»

Получается, магический реализм (буквально магия реальности) — это основа жизни латиноамериканцев. Они видят мир многомерным, полным чудес и не воспринимают его как нечто необычное. В то время как европейцев настолько поразила жизнь в Латинской Америке, что они придумали отдельное название для литературного направления, которое эту жизнь описывает.

Элементы магического реализма:

Граница между реальным и фантастическим размыта, и оба элемента воспринимаются как равнозначные.

‍Фантастика и фэнтези — это отдельные жанры литературы. В них есть необычные герои и волшебный, нереалистичный мир, в котором они существуют. В магическом реализме действующие лица — это обычные люди, а окружающий их мир тоже вполне реальный. Только в него вплетено чудо, которое никто не воспринимает как нечто необычное.

‍Магические элементы принимаются как данность, не требующая объяснений или логического обоснования.

Искажается течение времени. Например, настоящее повторяет прошлое или меняется с ним местами, герои часто видят сны, подменяющие реальность, входят в трансовое состояние. Время воспринимается как условность, поэтому может замедляться и ускоряться, дробиться и искажаться.

Магический реализм часто черпает вдохновение из мифов, легенд и фольклорных сказок.

Миф в магическом реализме — это не только отсылка и создание колоритных образов, но ещё и способ познания существующей реальности. Через миф, легенды и верования писатели пытаются осмыслить мир, в котором мы живём сейчас.

Через призму магического реалисты исследуют человеческие эмоции, желания и конфликты.

Несмотря на обилие событий, герои магических реалистов обычно очень одиноки. Они пытаются понять, зачем живут, и бесконечно ищут своё место в этом многогранном мире.

Открытый финал.

Такой финал не уникален сам по себе, но в магическом реализме всегда остаётся больше вопросов, чем ответов. Нарочито открытая концовка заставляет читателя самому подвести итог и сделать вывод из прочитанного.

Примеры произведений магического реализма.

* "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса

* "Великолепная синьорита Прим" Мигеля Анхеля Астуриаса

* "Царство земное" Алехо Карпентьера

* "Дом духов" Исабель Альенде

* "Любимая" Тони Моррисон

Художник Роберт Гонсалвес
Художник Роберт Гонсалвес

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Это поможет его продвижению. Заранее огромное спасибо!