Найти тему
Александр Дедушка

"Играем в жизнь" - узнаем "изюминки" лагеря и друг друга

Игра
Игра

4.06 День знакомства

Итак, понедельник, 4-е июня, первый день лагерной работы. День выдался ярким, солнечным, но не очень жарким. Неожиданная майская жара уже отступила. Это, кстати, было очень важным фактором, так как наше традиционное «базовое» место – актовый зал – поглотил ремонт, и нам пришлось перебираться в небольшой соседний учебный кабинет. И душиться там в связи с жарой очень не хотелось.

Я предварительно уже приготовил все сам: раздвинул парты по стенам, расставил стулья по кругу. Желательно, чтобы ребятушки как можно меньше «контактировали» со стенами, стендами и другим классным оборудованием. В «бесхозном» актовом зале и в этом отношении проще. А тут постоянно держишь в уме обеспокоено-предупреждающие глаза и слова учителя, заведующего кабинетом: как бы чего не испортили… Обычно в кабинет мы перебирались уже во второй половине смены, когда в актовом зале начинались репетиции выпускных. А тут – с самого первого дня…. Да, ни одна смена еще так не начиналась.

Спускаюсь в массовую комнату, чтобы пригласить детушек. «Массовая» - это наша организаторская комната, где сидит зам. по ВР и мы, организаторы. Тут в течение учебного года «клубятся» и активисты-детушки, а сейчас собираются мои лагерники. Слышу смех, крики, звон гитары… Молодец, Кирилл! Это он снова взял на себя роль сплачивающей опоры. Он уже на предварительном сборе неделю назад, где я объявлял о дате начала работы лагеря, «показал» себя, организовав предварительное знакомство и рекламируя каждого знакомого ему человека. Теперь вот тоже не потерялся.

А как это важно! Ведь первые часы в лагере для первочков самые томительные. Еще ничего неизвестно, а неизвестность пугает, и так важно разрядить это естественное напряжение. Давай, давай, Кирилл!

Отправляю пару человек накрыть в столовой, и после завтрака поднимаемся в наш «базовый» кабинет.

Психолого-педагогическая цель первого дня лагеря, в общем-то, ясна из названия дня. Первый день должен познакомить ребят друг с другом и выполнить задачу первоначального их сплочения. Кроме этого, ребятушки, это касается в основном первочков, должны познакомиться с ценностно-целевой основой лагеря, а второгодники и старички должны освежить эти ценности в своем сознании. В создающемся коллективе должна начать формироваться дружеская атмосфера, а для этого нужно снять первоначальное напряжение, прорваться сквозь многочисленные барьеры самораскрытия и общения, личностные зажимы и скованность.

Ребятушки рассаживаются по кругу. Не препятствую им сесть, кто с кем хочет. Пока такая «личностная» дружеская подпорка просто необходима.

Отмечаю, кого нет. Нет трех первочков – Оли, Маши (Машуньки) и Дани. Двоих – Ксюшу и Аню я отправил в «Солнышко» на постоянную «основу» в качестве вожатых. Это, кстати, еще одна особенность этой смены. Обычно в «Солнышко» в помощь учителям-воспитателям мы брали способных девчонок из старшей школы, но в этот раз опоздали с таким назначением, пришлось «делиться» личным составом Лагеря друзей. Но я, впрочем, был даже заинтересован, - справятся ли девчонки? Если да, то это можно будет ввести в постоянную практику: двое постоянных вожатых и двое «приходящих». Приходящие – это бывшие ДК и ПДК прошедшего дня.

В общем, много в этом году разных нововведений. Посмотрим, что приживется.

Первоначальная анкета

Это первое и традиционное задание в начале дня. Раздаю ребятам листочки, в которых они должны в форме ответов продолжить следующие предложения:

Я чувствую…

Я думаю…

Смысл анкеты – в канализации первоначального напряжения, попытке его рационализации, а также мониторинге личностного состояния лагерников в самом начале работы очередной смены…. Уф, уф, намудрил: «канализация», «рационализация», «мониторинг»… Нельзя ли попроще?.. Ладно, будем стараться.

А пока: что же чувствуют и думают в самом начале смены наши детушки?

Особенно, конечно же, интересуют первочки, а среди них – «темные лошадки»:

«Я сейчас чувствую веселье и одновременно волнение. Я думаю о друзьях, чтоб у меня их было много». Марина.

«Я сейчас чувствую маленький страх, интерес. Я думаю, что в этом лагере мне будет очень интересно и весело». Рита.

Ну, в общем, все нормально – так и должно быть у первочков - смесь радости, интереса, волнения и страха. Но немного удивительны чувства у Максима и Таси:

«Я сейчас чувствую, что это моя семья…» Максим.

«Я сейчас чувствую, что мне очень хорошо. Я думаю, что жизнь прекрасна и есть очень много хороших друзей». Тася.

Пока еще ничего не происходило, чтобы оправдать такую высокую планку чувств.

А что наши старички?

«Я сейчас чувствую очень приятное ощущение, которое не могу объяснить. Я думаю, что лагерь в этом году будет интересный, и мы все сплотимся, станем дружными, и нам это будет очень помогать в учебное время». Катя.

«Я сейчас чувствую себя очень хорошо. Лагерь – это для меня что-то особое, что-то, что вызывает у меня отличные, особые чувства…. К тому же подобрался неплохой состав». Дима.

Да, старички присматриваются к составу. Они понимают, что от этого многое зависит, как и от них самих:

«Я сейчас чувствую спокойствие… Я думаю, что лагерь будет веселым и интересным. Правда, для этого необходимо поработать «старичкам». Люда.

Люду, кстати, прошу стать первой «скрытой камерой». Это люди, которые письменно фиксируют все происходящее в лагере в Журнал Лагеря друзей. В этом году решаем их выбирать не по жребию, а по списку участников. То есть после каждого часа работы происходим смена «скрытой камеры».

Итак, анкеты написаны и сданы, предлагаю ребятушкам достать свои блокноты и ручки. Вместе с трехцветными (по цветам российского флага) галстуками это все входило в «обязательный набор» каждого участника лагеря, о чем я предупредил во время предварительного сбора.

Теперь ребятам нужно поработать ручками и записать так называемую «рыбу» лагеря – его основные организационные и ценностно-целевые положения.

Тема лагеря

Начинам с записи темы – «Жизнь: от рождения до смерти».

«За время лагеря нам предстоит буквально прожить всю жизнь, приобрести опыт и научиться выживать», - это Люда обобщает мои слова по поводу темы в журнале. Я, конечно, говорю больше, пытаясь пробудить интерес к этой теме. От этого во многом зависит общая мотивированность участников. Не удастся поднять ее на достаточную высоту, и смена может пройти вяло и невыразительно.

План лагеря

Или тематирование его дней. Как же мы проживем с 4-го по 23 июня? Поясняю, что план есть план, он может меняться по ходу реальной «жизни», и действительно в нем произойдут изменения, о которых будем говорить, когда «доживем» до них. Но пока так:

4. 06 – День знакомства.

5. 06 – День младенца.

6. 06 – День «Солнышка»-I.

7. 06 – День ребенка.

8. 06 – День похода-I.

9. 06 – День любви-I.

10.06 – День подростка.

13.06 – День юности.

14.06 – День «Солнышка»-II.

15.06 – День «Похода»-II.

16.06 – День «Любви»-II.

18.06 – День молодости.

19.06 – День старости.

20.06 – День «Солнышка»-III.

21.06 – День похода-III.

22.06 – Итоговый день.

23.06 – Последействие.

Несколько пояснений.

Каждую неделю запланирована одна встреча с нашим подшефным лагерем «Солнышко» и выход на природу. «Поход» - это, в общем-то, довольно громко сказано. Недалеко от школы у нас есть лес, а в нем в живописной лощине на слиянии двух ручейков – наше «отрядное место». Туда от школы – полчаса ходу, обратно – чуть дольше, так как приходится подниматься на горку.

Что такое «День Любви» объясню, когда мы подойдем к нему. А пока скажу, что и с днями, которые реализуют тематику смены, долго не мог окончательно определиться. Отсюда некий «зазор» между «Днем молодости» и «Днем старости». Там должен был быть еще «День зрелости», которому, однако, в первоначальном плане не нашлось места. Но концовка лагеря все равно пройдет чуть по-другому, найдется место даже «Дню смерти», который я первоначально не рискнул вносить в план. Так что все рассмотрим по ходу. Что такое «Итоговый день» и «Последействие» - тоже давайте сначала «доживем».

Цели лагеря

Начинается важный процесс ценностно-целевого ориентирования участников очередной смены. Старички оживляют цели, а вот первочкам нужно, что называется, войти в «курс дела» и с первого дня мотивировать себя стремлением к реализации поставленных целей.

  1. Стань настоящим другом (5+2).

Это есть первая цель лагеря, непосредственно связанная с ценностной составляющей дружбы как базовой ценности Лагеря друзей. Цифры в скобках дают конкретный ориентир в достижении этой цели. Нужно подружиться с пятью незнакомыми до лагеря его участниками и двумя «солнышками» из подшефного детского отряда.

  1. Познай самого себя (сильную и слабую сторону).

Из первой цели логически вытекает вторая. Чтобы стать настоящим другом, нужно хорошо узнать себя, чтобы, опираясь на свою «сильную сторону», с помощью своих друзей укрепить или исправить «слабую» и таким образом стать «здоровой» личностью, которая только и способна к полноценной дружбе.

  1. Постарайся полюбить всех.

Это так называемая «суперцель» лагеря, показывающая нравственную вершину всего целеполагания Лагеря друзей. Стать настоящим другом всем его участникам просто физически невозможно – «настоящая» дружба требует немалого времени, а вот полюбить всех вполне возможно. Полюбить и тем исполнить заповедь И.Христа «возлюби ближнего своего как самого себя» по отношению к «ближним» из Лагеря друзей.

«В классе тишина. Наверняка первочкам интересно, ну, или они просто не успевают писать», - это комментирует происходящее Люда. Я с тревогой смотрю за окно на поднимающееся все выше солнце. Только бы не начать зажариваться или задыхаться. Да нет, пока вроде не жарко, да и прямые солнечные лучи к нам не попадают.

Законы дружбы

Записываем законы. В принципе они всем, даже первочкам, известны по Дружине «Дружной», но пусть все освежится. Законы – это базовые каналы формирования и функционирования дружбы, проявляющиеся как основные виды деятельности Лагеря друзей. Напомню их: закон песни, закон игры, закон творчества, закон дела, закон общения и «неписанный» закон доброты.

Поощрения и наказания

Это основные инструменты личностного мотивирования и дисциплинирования. Поощрения – это «звезды». Звезды, вырезанные из достаточно жесткой и желательно цветной бумаги (хорошо идут открытки, обложки журналов, старые грамоты и т.д.). Такие звездочки мы вручаем лучшим по итогам большинства дел, игр, конкурсов и процедур. Каждый ведет свой «персональный счет» звезд, а в конце смены мы подводим итоговый баланс и награждаем троих самых «звездных» участников.

Наказания – это «черные дыры» как астрономическая противоположность звездам. Они никак не материализованы, они просто присваиваются уполномоченными на то должностными лицами лагеря, и определенное набранное их количество ведет к следующим негативным последствиям:

3 – «отверженный» на полчаса;

6 – «отверженный» на час;

9 – один день пришкольной практики.

«Отверженный» отправляется за ширму и должен в течение отведенного времени осознать свое поведение и написать объяснительную, в которой отразить свои недостатки, за которые и были получены «черные дыры». «Дыры» присваиваются за нарушение законов дружбы и главное – за нарушение закона доброты как нравственной основе лагеря. Присваивать их имеют право «лоцманы» - взрослые педагоги (я и Алла Даниловна – мой напарник), а также Дежурные Капитан. ПДК может «ходатайствовать» о присвоении «черной дыры», но сам не имеет на это право.

«Черные дыры» не аннулируются, после «отсидки», а продолжают расти. То есть, отсидев после трех «дыр», штрафник получает не первую, а четвертую дыру и так далее. При цифре девять наступает «момент истины», и следующий день станет посвященным «исправительным работам» на пришкольном участке. Такой случай у нас уже был…

Смотрю на первочков. Не слишком ли запугал их? Все, вроде, тихие и спокойные – не надо нагнетать страсти. Да и пора бы уже и размяться. Но нет, еще не все записано.

Распорядок дня

Я его уже приводил в предварительном «катехизисе», но приведу еще раз в целях «закрепления»:

8.30 – сбор;

8.30 – 8.40 –оргмоменты и зарядка;

8.40 – 9.00 – запись новой песни;

9.00 – 9.30 – завтрак;

9.30 – 12.00 – работа по теме дня;

12.00 – 13.00 – час искусства;

13.00 – 13.30 – обед;

13.30 – 14.00 – время ДК и игровая площадка;

14.00 – 15.00 – палуба общения;

15.00 – 15.20 – полдник;

15.20 – 16.00 – огонек.

Ритуал принятия

Итак, основные организационно-целевые установки записаны. Нужно давать старт работе. Спрашиваю, все ли готовы к жизни в Лагере друзей в течение трех недель на таких условиях. Еще не поздно отказаться….

Хотя, конечно, отказываться поздно. Не возвращать же деньги, которые давно уже сданы в бухгалтерию? Так что это просто педагогическая уловка для активизации внутреннего самоопределения, для создания соответствующего волевого настроя.

Разумеется, отказывающихся нет. Выхожу на средину класса, выставляю вперед правую руку и предлагаю всем, кто «согласен», положить свою ладонь сверху. Возникает небольшая куча мала, но так и надо – засиделись уже, пора переходить к активным формам работы. Ан, нет…. Еще один организационный момент.

Раздача эмблем и присвоение персональной буквы

Эмблемы – это самодельные визитки с именами, которые прикалываются булавками на грудь. Каждый год, насколько позволяет фантазия, они разные. В образе палатки, звезды, солнца, компаса, паруса…. В этом году по предложению старичков – по форме облачка. Они вырезаются из обыкновенного ватмана и дополняются символами «Дружной» и Лагеря друзей – штурвалом, звездочкой, солнышком. В нижней части – место для российского флага, где на белой его полосе будут рисоваться звездочки по числу дней, прожитых в лагере. Эмблемы сделаны старичками, но при моем непосредственном участии. Я обязательно стараюсь приложить руку к этому «оформительскому делу». И вот стопка этих эмблем лежит передо мной. Сейчас начну их выдавать вместе с персональными буквами.

Персональная буква – это наше организационное «ноу хау». За каждым участником лагеря закреплена его персональная буква, и в случае ее «выпадения», а точнее «доставании» из «коробочки» - ее носитель «заряжается» на то или иное дело. Очень удобно. Коробочка, где лежат буквы, - самая обыкновенная металлическая коробка из-под цейлонского чая. Ее просто нужно потрясти, что символизирует абсолютную непредвзятость, и достать из нее, не глядя, любую букву.

Раздаю эмблемы и буквы. Кто-то радуется, кто-то не очень. У ребят уже есть какие-то свои предпочтения в буквах, большинство ведь не первый год в лагере.

Ну, все, кажется, все организационные моменты завершены. Можно провести первое испытание.

Ритуал прощания

Так я его решил назвать в этом году. Выходим на лестницу бокового входа в школу. Это вход в начальную школу, а летом – в лагерь «Солнышко». Сами «солнышки» уже бегают вокруг и на школьном стадионе. Смотрю, где Ксюха и Аней, наши вожатые, не потерялись ли? Да нет, вроде. Во что-то играют с детьми.

Выстраиваемся на лестнице. Старички вверху, первочки внизу. По старой нашей традиции сейчас происходит символическое «отчаливание» от берега «корабля» Лагеря друзей и нужно сказать несколько слов остающимся «на берегу». Кто изображает грусть, кто бурную радость, но в целом особых изысков в этом году нет. А в прошлом, помню, Люда выделилась, сказав: «Если мы поплывем в Германию, то ждите меня через неделю, если во Францию, то через месяц, а если в Англию – то не ждите обратно вообще». Да, Люда давняя «англоманка». Помню в «Дружной» в игре «Эмигрант» мы ее дружно отговаривали от эмиграции в Англию.

Самое оригинальное прощание в этом году – у Риты, первочка, как ни странно: «Мамочка, прощай! Если я не вернусь, заводите себе с папой нового ребеночка!»

«Огонь, вода и медные трубы»

Ну, что ж – поплыли. Подошло время для первого «морского» испытания. Смотрю, ничего не забыл из реквизита: спички, тарелка, бутыль с водой, медная трубка от большой кисточки…

Тут же под лестницей становимся в круг. Я в центре объясняю условия испытания.

«Огонь» - это передача огня «изо рта в рот». Мол, дескать, во время боя руки уже отшибло, а огонь к пушке нужно передать. Спички, связанные попарно в длину (одной – опасно, можно обжечь губы и нос – мы пробовали), раздаются участникам. Показываю пример. Первой пробую зажечь «фитиль» Тане, но она боится, причем боится по-настоящему, скована и напугана. Все вместе уговариваем ее, и я поджигаю. Таня смогла мобилизоваться и передать огонь Мурату, Мурат – Маше…. Но дальше вмешивается погода. Ветер задувает огонь. Только иногда удается продвинуться на 2-3 человека до того, пока он погаснет от очередного порыва ветра. Да и ветерок какой-то прохладный. Не совсем подходящий для следующего испытания.

«Вода» - это шторм на корабле. Всем нужно с закрытыми глазами передать по кругу тарелку с водой, в которую я в случае пролития постоянно добавляю воду из бутыли. Поясняю, глаза ни в коем случае нельзя открывать до того, пока тарелка тобою не передана соседу. Итак, все закрыли, я даю тарелку крайнему и – раз!.. Окатываю всех водой. Дружный визг и крик! Круг разваливается. Все отряхаются и возмущаются. О запрете на открытие глаз никто уже не вспоминает.

Но нет, заставляю еще раз всех стать и по новой пройти через «шторм». Окачиваю водой же более осторожно, но, тем не менее, добиваюсь того, чтобы тарелка дошла до самого конца круга.

«Медные трубы» - это уже чисто развлекательное задание. Медная трубка зажимается между коленками и в таком виде передается соседу, который тоже должен ее схватить коленками. Но и тут стараюсь заэкстремалить, пугая, что в случае падения трубки на землю, придется все начать сначала. Но все проходит благополучно. Можно возвращаться «на базу».

Вам, коллеги, понятна психолого-педагогическая цель этого испытания? Здесь решается задача снятия первоначального напряжения, его канализация выводом агрессии на ведущего и создание благоприятной психологической атмосферы доверия и доброжелательности. Макаренковский метод «взрыва» действительно позволяет «взорвать» первоначальные барьеры напряжения и скованности, «разрядить» атмосферу и завести механизмы первоначального сплочения.

«Ох, через что мы прошли. Сначала мы передавали огонь спичками. Затем тарелку и в это время нас обливал А.И.. И, наконец, мы передавали кисточку. О ужас, но весело!» - это Люда отметила по возвращении на «базу».

Здесь уже происходит первая рассадка «по буквам» - то есть не кто с кем хочет, а по буквам, вытащенным из коробочки. Такая «тасовка» состава будет происходить дважды в день – утром перед началом тематической работы и после обеда перед началом палубы общения.

«Имя, буква, качество»

Это первое задание на знакомство. На свою букву нужно придумать присущее тебе качество характера. Каждый называет свое имя и добавляет к нему «придуманное» качество. В общем-то, получилось. Вика долго не могла придумать на свою букву «Р». – «Рисковая», - «ранимая»… - стали подсказывать ей, и она благодарно закивала головой.

«Изюминки»

Продолжаем знакомиться. Ребята общаются в парах из рядом сидящих лагерников. Задача – узнать самое яркое качество соседа и рассказать о своем. После этого каждый уже для всех говорит об изюминке своего соседа. Так я запланировал…

Но решил провести по-другому – в виде свободного общения. Все встают, и задача каждого – за пять минут пообщаться с возможно большим количеством участников: узнать их «изюминки» и рассказать им о своей. Визуально все происходит в виде хаотичных переходов от одного к другому. Дима старший чуть ли не бегает по пространству в круге, всех обнимает и явно торопится пообщаться с возможно большим числом ребят. Первочки, напротив, чаще стоят на месте.

Решаю дать первую звезду за лучшую запомнившуюся «изюминку». Голосуем, и неожиданно первую звездочку получает первочок Максим. Ну, вот и «темные лошадки» начинают потихоньку «проясняться».

Да, в Максиме что-то есть. Говорит эмоционально, с подъемом, с характерной эмоциональной присказкой: «Нет, вы знаете?!..». Будем еще присматриваться.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь