Найти тему
Нюанс искусства

Дворянские усадьбы Дзержинского района Калужской области. Дом Щепочкина

Парадный фасад. Недалеко от господского дома находились два ткацких корпуса, хозяйственные постройки, амбары каменные, деревянная господская баня, двухэтажный корпус для людей, каретный сарай, каменная конюшня, оранжерея, две теплицы. На реке Суходрев находилась мыларня, рядом с ней была сушильня. В пруду, что напротив западного фасада, разводили зеркальных карпов
Парадный фасад. Недалеко от господского дома находились два ткацких корпуса, хозяйственные постройки, амбары каменные, деревянная господская баня, двухэтажный корпус для людей, каретный сарай, каменная конюшня, оранжерея, две теплицы. На реке Суходрев находилась мыларня, рядом с ней была сушильня. В пруду, что напротив западного фасада, разводили зеркальных карпов

Уважаемые читатели, мы запускаем рубрику «Дворянские усадьбы Дзержинского района Калужской области». В ней мы расскажем о старинных усадьбах калужской земли, о судьбах их владельцев, о тех, кто жил и работал в этом прекрасном провинциальном уголке. К сожалению, не все усадьбы дошли до наших дней в своем первозданном виде. Но мы постараемся погрузить наших читателей в атмосферу дворянской эпохи, рассказать об истории усадебной культуры. 

Сегодня мы поговорим об усадьбе Щепочкиных, расположенной в п. Полотняный Завод. Дом был открыт недавно после нескольких лет реставрации. Это памятник русского классицизма XIX в. Усадьба сохранилась до наших дней в подлинном виде. 

Дом Щепочкиных появляется не территории Полотняного Завода не случайно и неразрывно связан с полотняным производством. Оно появляется здесь ещё в 1718 г. по именному указу Петра I. Царь поручает калужскому купцу Т.Ф. Карамышеву построить полотняную фабрику. В 1720 г. Карамышеву было дозволено принять в компанию двух людей. В качестве компаньонов купец выберет себе посадского человека А.А. Гончарова и племянника Г.И. Щепочкина (предположительно выходец из подмосковных дворцовых крестьян). После смерти Карамышева хозяевами фабрик стали Гончаров и Щепочкин. 

27 февраля 1735 г. «компанейщик» Щепочкин и «содержатель» Гончаров учинили при свидетелях «полюбовную запись» в том, «чтоб оные фабрики были в добром порядке и каждой о содержании б своей части прилежнее рачить мог». После раздела фабрик Гончаров и Щепочкин начинают строить на территории Полотняного Завода собственные усадьбы. 

Усадьба Щепочкина в ХХ веке
Усадьба Щепочкина в ХХ веке

Женитьба Г.И. Щепочкина на Н.П. Демидовой, дочери богатого русского заводчика Демидова, дала возможность новоиспеченной семье построить дом, подобный дворцам вельмож Москвы и Петербурга. Григорий Иванович обеспечил своим детям возможность стремительного продвижения по социальной лестнице. Уже во втором колене род оказался в числе дворянских родов Российской империи. К сожалению, портретов большинства членов семьи Щепочкиных не сохранилось. Исключением является фотография А.А. Бистром (происходила из рода Щепочкиных), которая стала супругой известного хирурга Н.И. Пирогова.

Наследником каменного дома в Полотняном Заводе стал сын Г.И. Щепочкина, П.Г. Щепочкин. Именно при нем дом приобрел свой окончательный вид в 1810-х г.г. Считается, что автором архитектурного проекта была московская школа М. Казакова, а внутренней отделкой занималась мастерская российского скульптора итальянского происхождения С.П. Кампиони. Особую ценность этому дому придает то, что на втором этаже, в парадной анфиладе комнат, до наших дней сохранились подлинные печи, лепнина и росписи начала XIX в.

Роспись на стене была обнаружена входе реставрационных работ. Много лет она находилась под слоями краски и штукатурки.
Роспись на стене была обнаружена входе реставрационных работ. Много лет она находилась под слоями краски и штукатурки.
Так выглядел интерьер комнаты в начале ХХ века
Так выглядел интерьер комнаты в начале ХХ века

-6

Усадьба Щеопчкиных – это большой белый трехэтажный дом, «как будто выросший среди деревьев высоко над рекой Суходрев, у ее крутого поворота, почти на самом краю обрыва, и вид, открывающийся отсюда на реку и лес, стоящий стеной на горизонте, производят неизгладимое впечатление даже на искушенного посетителя этих мест». 

Такой вид отрывается из окон дома Щепочкина
Такой вид отрывается из окон дома Щепочкина

Парадный фасад дома обращен на запад. Незначительными выступами стены, дом как бы поделен на центральный и два боковых ризалита. Фасад украшен поясками, сандриками и рустом. Парковый же фасад обращен на восток. На четырех колоннах коринфского ордера возведен белокаменный портик. В ясные солнечные дни дом, освещенный золотистыми лучами, становится заметен издалека, ярким пятном выделяясь среди густой листвы. 

Восточный фасад
Восточный фасад

Планировка дома Щепочкиных является стандартной для русских усадеб. На первом этаже, под сводчатыми потолками, размещались кухни, людские, кладовые. Второй- занимала парадная анфилада, третий – детские, классные, комнаты гувернеров и учителей. 

В парадных сенях гостей дома встречает лестница, ведущая на второй этаж. Потолок лестничной клетки украшает россыпь цветов, стены – пейзажные зарисовки. На центральной стене изображена богиня Ирида – вестница богов. Но интересно в античные пейзажи вписана другая картина (копия) – «Прием в комсомол» ( худ. С. Григорьев, 1949 г.).  Это своеобразное напоминание о том, что здесь некогда располагалась общеобразовательная школа (до 2007 г.). Впервые школа появляется здесь еще в 1909 г. при купце Ершове, который открыл её для крестьянских детей. После Великой Отечественной Войны школа продолжила работать в бывшем дворянском доме. 

Лестничная клетка. На стене копия картины С. Григорьева "Приём в комсомол"
Лестничная клетка. На стене копия картины С. Григорьева "Приём в комсомол"

Поднимаясь из парадных сеней на второй этаж по широкой лестнице, гости дома попадали в приемную, которая играла роль как бы преддверия роскошной анфилады. Рекреация ранее была разделена поперек на две равные части ионическими колоннами, на которые опирался архитрав. Потолки расписаны двумя парящими в облаках орлами, в лапах которых лента. Этот мотив не единожды встречается в живописи потолков. Дом Щепочкина – своеобразный памятник победе русской армии в Отечественной войне 1812 г. Росписи помещений напоминают об этой победе. В них превалирует героическая тематика: мы можем увидеть изображения знамен, воинских сцен, богов и богинь военной стратегии, мудрости, победы. Например, Афины и Ники. 

Из приемной гости попадали в парадную анфиладу, которая состояла из танцевального зала, большой и двух малых гостиных, парадной спальни. Из окон этих комнат открывается потрясающий вид на реку Суходрев. 

До наших дней сохранились все подлинные росписи XIX в. Стены, плафоны покрыты полихромной росписью. Мы видим изображения рощ, руин, мостиков, переброшенных через овраги; человек как бы приближается к природе. Потолки обрамляет лепной карниз со скульптурными вставками. Оконные и дверные проемы отделаны искусственным мрамором лиловато-розового оттенка. В парадной спальне плафон расписан легкими арабесками, цветами и изображениями купидончиков. 

Роспись потолка в спальне
Роспись потолка в спальне
Вид на парадную спальню. Дверной откос отделан искусственным мрамором.
Вид на парадную спальню. Дверной откос отделан искусственным мрамором.

Росписи в парадной спальне
Росписи в парадной спальне

Дом Щепочкина богат и другими архитектурными жемчужинами - подлинными фаянсовыми печами XVIII в. «Две тонкие колонки с капителями, своими волютами, напоминающие ионические, а акантовыми листьями – коринфские, стоящие по сторонам выступающего полукругом центрального зеркала печи, поставленные на высокий постамент, поддерживают классический антаблемент, увенчанный античной вазой» - пишет М. Фехнер («Калуга. Боровск»). В жилых комнатах второго этажа можно встретить и изразцовые печи, которые расписаны кобальтом. Изразцы декорированы изображениями античных ваз. 

Парадный зал. Фаянсовая печь  XVIII в.  На печи изображена медуза Горгона. Голова Медузы в период классицизма и ампира стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной тематике.
Парадный зал. Фаянсовая печь XVIII в. На печи изображена медуза Горгона. Голова Медузы в период классицизма и ампира стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной тематике.

Сегодня в доме Щепочкина располагается музей, экспозиция которого посвящена теме Отечественной войны 1812 г. в творчестве А.С. Пушкина. 

Фрагмент экспозиции. Здесь представлен быт солдат во время войны 1812 г. Справа подлинная изразцовая печь.
Фрагмент экспозиции. Здесь представлен быт солдат во время войны 1812 г. Справа подлинная изразцовая печь.

Усадьба Щепочкиных достойна посещения. Именно здесь можно погрузиться в дворянскую эпоху и прикоснуться к истории.