Найти тему

В Самару! Усадьба Гайских с кружевными фасадами и разработка в суздальском монастыре вакцин на случай бактериологической войны

В дореволюционные времена обширное дворовое место по окраинной улице Уральской, сейчас имеющее адрес братьев Коростелевых 24- 26-28, занимала обширная усадьба Гайских.

Братьев Коростелевых 24-26. Фото В. Григанова
Братьев Коростелевых 24-26. Фото В. Григанова

Основатель династии Леонтий Павлович Гайский родом был предположительно из Бузулука и имел единственного сына Филиппа. Оба до поры до времени проживали в Бузулуке, в Самару перебрались незадолго до ее преобразования в губернскую столицу, став самарскими третьей гильдии купцами. К этому времени Филипп Леонтьевич успел похоронить первую жену, с которой имел четверых уже взрослых сыновей и замужнюю дочь и в 1847-м в 53 года жениться вторично.

К 2018-му дом и флигель, больше сотни лет не видавшие ремонта, выглядели затрапезно, а кружевная резьба порядком обветшала
К 2018-му дом и флигель, больше сотни лет не видавшие ремонта, выглядели затрапезно, а кружевная резьба порядком обветшала

Вторая супруга – самарская мещанка Елена Филипповна Казарова – была моложе мужа на 28 лет. В браке родились еще семеро детей, причем младший сын Александр появился на свет в 1863-м, когда Филиппу Леонтьевичу исполнилось уже 69.

Резьба покрывает всю плоскость стены. Фото Н. Масловой
Резьба покрывает всю плоскость стены. Фото Н. Масловой

Сыновья Ф.Л. Гайского от первого брака Андрей, Герасим, Ефим и Степан числились бузулукскими мещанами. Дочь Екатерина была замужем за купцом Ферапонтом Телегиным, внучка Евдокия Телегина вышла за Михаила Лаврентьевича Шихобалова – двоюродного брата квартета самарских миллионеров Емельяна, Михея, Матвея и Антона Шихобаловых.

Над парадным входом изначально был вывешен балкон, до наших дней не доживший
Над парадным входом изначально был вывешен балкон, до наших дней не доживший

Владельцем же усадьбы на Уральской являлся старший сын Филиппа Леонтьевича Гайского от второго брака Аким. Сохранившиеся до наших дней и признанные объектами культурного наследия двухэтажные «полукаменные» дом и флигель по улице, объединенные проездной аркой, а так же каменный дом во дворе были им возведены на рубеже веков.

Фото В. Григанова
Фото В. Григанова

Возведенные в единой стилистике и соразмерные по габаритам дом с флигелем смотрелись на редкость гармонично. В первом «каменном» этаже углы фланкировались гладкими пилястрами, прямоугольные окна обрамлялись широким профилированными наличниками и завершались прямыми сандриками, раскрепованными по краям над опорными кронштейнами. В отделенном подоконным карнизом цокольном поясе проходил ряд лежачих ниш с угловыми выкружками, разделял этажи профилированный карниз.

-6

Соединяла строения проездная арка с лучковой перемычкой, декорированная замковым камнем в центре и повторяющими форму проема филенками по краям. В уровне деревянного второго этажа фасады украшала богатейшая резьба. Похожие на кружево узоры покрывали угловые пилястры, обрамляли окна, заполняли междуоконные простенки, фризовую часть и карниз, причем владелец не пожалел средств и на отделку боковых и дворовых фасадов.

Двухэтажный кирпичный дом в глубине усадьбы так же выстроили Гайские. Фото В. Григанова
Двухэтажный кирпичный дом в глубине усадьбы так же выстроили Гайские. Фото В. Григанова

Что касается семьи, Аким Федорович почти не уступил своему отцу, имея с супругой Прасковьей Михайловной пятерых сыновей и шестерых дочерей. Все дети получили хорошее образование, прославил же семью старший из сыновей Николай , ставший известнейшим микробиологом, доктором медицинских наук, создателем туляремийной вакцины и лауреатом Сталинской премии.

николай Акимович Гайский
николай Акимович Гайский

Успел ли будущий профессор и лауреат пожить в нарядной родительской усадьбе, точно неизвестно, поскольку строительство, согласно окладным ведомостям, завершилось в 1905, а Николай в это время проходил обучение на медицинском факультете Новороссийского университета. Затем заведовал противочумной лаборатории в Казахстане, а 30 декабря 1930-го был арестован ОГПУ и спустя 4 месяца приговорен к 5 годам лишения свободы по обвинению во «вредительстве и участии в контрреволюционной организации». Та же участь ждала других видных микробиологов. Выдернутых со своих рабочих мест ученых-«вредителей» направили в «шарашку» - закрытую бактериологическую лабораторию, занимавшуюся, помимо вакцин, разработкой бактериологического оружия.

Вид на комплекс Покровского монастыря со стороны реки Каменки. Деньги в монастыре, соответственно его функции, водились всегда, а великолепный ансамбль окончательно сформировался в 18-м веке
Вид на комплекс Покровского монастыря со стороны реки Каменки. Деньги в монастыре, соответственно его функции, водились всегда, а великолепный ансамбль окончательно сформировался в 18-м веке

Размещалась военная биологическая лаборатория, именуемая Бюро особого назначения Особого отдела ОГПУ в Покровском монастыре на правом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Монастырь, основанный в 1364-м году при князе Дмитрии Константиновиче, к 16-му веку стал одним из крупнейших на Руси и превратился в место заточения постриженных в монашество представительниц аристократических фамилий.

Почин положила первая жена Василия III, Соломония Сабурова, так и не сумевшая родить требуемого наследника. Позже здесь закончили свой век пятая жена Иоанна Грозного Анна Васильчикова, первая жена старицкого князя Владимира Андреевича Евдокия Нагая, здесь же была пострижена вдова Василия Шуйского Мария Петровна. Затем жен стали ссылать реже, и последней по времени знатной узницей здесь значится Ядвига Даниловна Ченстоховская, польская шпионка. Монастырь начал вести нормальную размеренную жизнь крупного и прославленного женского монастыря и дожил до 1923 года, когда был закрыт. Однако не прошло и 10 лет, как в бывшую обитель вместо опальных жен въехали опальные микробиологи во главе с Николаем Акимовичем Гайским.

Иркутский противочумный институт - последнее место работы Н.А. Гайского. На входе ему установлен памятник.
Иркутский противочумный институт - последнее место работы Н.А. Гайского. На входе ему установлен памятник.

Здесь же находился политизолятор ОГПУ, заключенные которого использовались для секретных и «добровольных» испытаний разрабатываемых препаратов. Государственную тайну хранили и привлеченные не по своей воле специалисты. Поскольку их здоровье и работоспособность были важны государству, расконвоированные ученые могли выходить в город, где жили их семьи. В 1935-м Николай Гайский совместно с Борисом Эльбертом впервые в мире создали жидкую вакцину против туляремии. Поставленная задача была выполнена – нарком обороны СССР маршал К.Е. Ворошилов заявил, что страна готова к ведению наступательной бактериологической войны. Профессора Гайского вскоре освободили и направили в почетную ссылку в Ашхабад. Затем Николай Акимович работал заместителем директора по науке Иркутского противочумного института, опубликовал свыше 40 научных работ, Скоропостижно скончался 6 ноября 1947-го года от инфаркта прямо за рабочим столом у себя в кабинете.

-11

Самарскую усадьбу Гайских несколько лет назад отреставрировали, причем на редкость качественно. По рассказам знатоков города, обветшавшая от возраста резьба при снятии тут же с максимальной точностью копировалась по контуру. Заменили и всю деревянную обшивку. Неплохо было бы в качестве финального штриха добавить посвященную нашему выдающемуся земляку мемориальную табличку.

-12

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете