Нередко к крушениям самолетов приводят именно ошибочные действия экипажа в полете, но бывает и ровно наоборот: летчики умудряются исправить даже, казалось бы, безвыходную ситуацию. Так произошло и с рейсом авиакомпании S7 в 2021 году. В первой части мы рассказывали, как самолет обледенел, пилоты потеряли управление и не смогли вернуться в аэропорт Магадана из-за сильных порывов ветра. Что случилось с Airbus 321 над Сибирью и почему лайнер настолько промерз?
Автомобильная незамерзайка
Сильнейшее обледенение и мощный сдвиг ветра в Магадане привели к тому, что пилоты едва не утратили контроль над судном.
Так как череда печальных событий развернулась из-за внезапного и очень сильного обледенения самолета, следствие решило первым делом проверить жидкость, которой лайнер обрабатывали перед вылетом. Взяли пробу с бетона аэропорта.
«Обычно самолеты перед взлетом обрабатывают противообледенительным реагентом, содержащим гликоль. Но в пробах, взятых на бетоне аэродрома, гликоля нет. Только метиловый спирт. По нашим данным, после инцидента инженер магаданского аэродрома, ответственный за подготовку лайнера к полету, скрылся», — сообщил телеграм-канал Shot.
Косвенно это указывает на то, что лайнер могли обработать обычной автомобильной незамерзайкой. Ситуация, конечно, максимально подозрительная. Однако авиакомпания S7, которой принадлежал самолет, заявила, что использует только сертифицированную антиобледенительную жидкость, подчеркнув, что машина попала в «зону сильного обледенения».
В то же время в S7 не исключали, что допустить ошибку могли сотрудники аэропорта. Тем более, что и инженер тут же сбежал, испугался.
Также высказывалось мнение, что раствор замешали в пропорциях, которые указал командир воздушного судна, якобы большей частью смеси был кипяток.
И вроде бы все факторы говорят о том, что причина — в неправильной обработке. Но следствие неожиданно пришло к совсем иному выводу.
Кто виноват?
Итак, версия с раствором отпала:
«Эта версия была, разумеется, в первую очередь проверена и установлено, что противообледенительная жидкость соответствовала ГОСТам и требованиям, которые действуют в Российской Федерации», — сообщил руководитель отдела криминалистики Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СКР Сергей Синяков («Интерфакс»).
Следствие установило, что обледенение возникло потому, что экипаж и работники аэропорта не соблюдали концепцию «чистого самолета». Да, перед вылетом лишний снег действительно убрали, да только не весь: раствором обработали только крылья и стабилизатор.
«Требование об удалении снега с верхней поверхности фюзеляжа и носовой части самолета ни экипажем самолета, ни наземным персоналом [аэропорта] не выдвигалось. Такое решение было объяснено расчетом на то, что снег “пушистый” (не мокрый, температура наружного воздуха минус 10 градусов) и он сам слетит в процессе взлета», — «Ведомости» со ссылкой на отчет Росавиации.
В соответствии с концепцией «чистого самолета», судно нельзя поднимать в воздух, пока на критических поверхностях есть загрязнения. Но, видимо, понадеялись, что всё обойдется. В отчете отмечается, что экипаж лайнера и персонал аэропорта упустил тот факт, что снег может растаять во время разгона, стечь вниз, а потом застыть, образовав «барьерный» лед перед приборами.
Тем не менее надо всё-таки отдать летчикам должное. Несмотря на действительно опасную ситуацию, они смогли довести самолет до аэропорта, не потеряв ни одного пассажира. Своего рода героический подвиг.
«Я оцениваю ситуацию как очень критическую и очень сложную, просто ребята были на острие бритвы. Они просто удивительные летчики, хватило у них мужества, умения управлять этим самолетом с полным обледенением», — говорил «Известиям» заслуженный пилот России Сергей Сытник.
Уважаемые читатели, наш канал стал жертвой очередной волны пессимизаций Дзена. Если вы подпишитесь и оставите комментарий, то есть шанс, что алгоритм это заметит и вернет нам рекомендации. Спасибо!
Читайте также: