Найти тему
Это странное кино

«Зимняя вишня» (1985). Как она посмела страдать

В наши дни любой любовный треугольник легким движением руки может превратиться в треугольник Карпмана. Самая страдающая сторона объявляется жертвой. Остальные соответственно преследователем и спасателем. Ольга из «Зимней вишни» естественно - такая жертва. Только малопонятно, где она страдает.

Ну, окэй, она плакала, когда Вадим ей отказал в женитьбе. Страдает, стало быть. И потом отвергла отличного мужика Герберта, чтобы снова страдать с Вадимом, который никогда на ней не жениться.

То, что Вадим изменщик и использует женщин так как ему удобно, это понятно. От жены не уходит, потому что привык, а Олю не отпускает, потому что с молодой любовницей интересно иногда время проводить. Пока сохраняется эффект новизны.

Но то, что Оля страдает – в этом я сомневаюсь. В конце, когда она вернулась домой и утром так же как обычно повторяет свою утреннюю рутину, она вообще кажется счастливой. Даже сыну немного досталась ее радости.

Еще, конечно, поражает порой, что вот это положение жертвы и вынужденных страданий, из-за чего бы они не продолжались, ставятся человеку (обычно женщине) в вину. Уж и страдать — это плохо. Подумаешь тебя обижают, соблазнил женатый человек или ты не можешь противостоять любовной слабости. Все равно сама виновата, что стала «жертвой», что не сопротивляешься активно и не ставишь всех на место.

-2

А Оля еще такая меланхоличная тормозная натура, что реагирует очень вяло. Ее куда везут, туда она и едет. Очень удобная женщина для Вадима. Как беспомощный ребеночек, не зря он ее малышом зовет. Ей подруга сказала: надо замуж выходить, она пошла. Даже пробовала жить с Веней.

Вот сидит она на вечеринке у подруги Вали, а сама в мечтах о Вадиме, ключами играет, почти не обращает внимания на происходящее. Говорит какие-то сентенции о семье, что должна быть, как Родина. А верит ли сама в то, что говорит? Нужна ей эта полная семья?

Идея фильма озвучена ее подругой Ларисой: нерастраченная любовь женщины - как замороженная вишня, но если ее разогреть вниманием, то она подарит счастье на всю жизнь. Лариса говорит как бы об Ольге, но выражает свои стремления. Это она бы хотела спрятаться за каменной стеной, а не строить из себя сильную и независимую.

А Оля в этом смысле замороженная вишня или спящая красавица (Сафонова классно сыграла саму невозмутимость), которой Герберт совсем не подходит. Такой ее не растопит.

-3

Оле сказочные богатства от принца Герберта не нужны, она и сама неплохо живет в своем уютном мирке, который давно сложился, где все на своих местах. Даже ребенок есть, так что часики не «тикают». Про замужество с Гербертом она говорит «конец вольной жизни». Ее такая вольная жизнь – с мужчиной на расстоянии, который не починит сломанный светильник, но будет точно по сердцу, - как раз устраивает. А страдать она будет как раз с Гербертом, в далекой Женеве, без подруг, без любви.

Почитать также: