По семейной легенде предок был хозяин-немец, кузнец, и жена его латышка по фамилии Блюм.
На данный момент удалось найти в церковных метриках, в которых записывали рождения-браки-смерти, вместо нынешнего ЗАГС, что семья Блюм действительно наши прямые предки и приехали из Латвии (на тот момент Лифляндии).
Итак, маму моей прабабушки звали Ольга Блюм (девичья фамилия). И началась латышская история поисков после нахождения записи о браке ее родителей - Михаила и Матроны.
Запись о браке 20 апреля 1875 года Михаила Иларионова 23 лет и Матрены Владимировой 18 лет.
Жених крестьянин Рижского уезда мызы Виттолафъ деревни Каинъ-Лаппе, православный, первым браком.
Невеста Плесского прихода деревни Рая бывшая дворовая дочь девица, православная, первым браком
После обнаружения такой волнительной записи я даже растерялась, как же искать дальше, но нас, ищущих, много, есть у кого спросить. И на форуме vgd мне не только подсказали, где искать, но и нашли несколько записей и прислали спутниковый снимок местности! Спасибо пользователям campsis59 и psyandr!
Латышская родословная
В Латвии есть сайт Raduraksti (родословная), на котором выложены разные архивные документы, метрические книги, ревизские сказки, в которых и перечислены и семьи, и события в разные годы с конца 18 века примерно.
Поиски затрудняет то, что фамилии писали то на немецком, то на латышском, то на русском и постоянно в разном написании:
Блюм, Блюмъ, Блумсъ, Blum, Blume, Pluhme, Plum.
А еще то, что все места, даты, факты пишутся по-разному и часто перепутаны.
Михаил Иларионов (Иларионов - это отчество, чей сын - Илариона) оказался Mikkel Bluhme сын Лаура. Laur, который именовался то Иларионом, то Лаврентием в русских метрических книгах.
Переселенцы
Проживали Блюмы в Мызе (имении) Виттенгоф. До 1413 года на месте этого уезда находился средневековый замок Лембург (Lemburg, он же Малпилс). Замок относился еще к ливонскому ордену, а потом был под шведами.
В 1862 году Миккель с родителями и братьями-сестрами были переписаны в Псковскую губернию, даже есть отметка о их выбытии из Латвии в разделе ревизских сказок.
В этом документе о переезде указано, что на момент последней ревизии 1858 года состав переезжающей семьи был такой (прямые предки выделены жирным):
Laur Bluhme (Лаур Блюм) 55 .5 года,
его жена Masche (Маже) 55.5 года,
сын Mikkel (Михаил) 6 лет,
сын Jacob (Якоб) 5 лет,
сын Dahwe (Давид) 1.5 года,
дочь Lihse (Лиза) 8 лет,
сын Jahn (Иван) 4 года,
дочь Anne (Анна), полгода
То есть из Латвии переехали Лаур и Маже и 6 их детей.
Латышские предки
А есть ли сама ревизия 1858 года? И еще раз ура! Вся эта семья плюс родители перечислены в последней ревизии 1858 года:
Индрик Блюм (Indrik Bluhm), 61.5 лет
Майе (Maye), жена Индрика, 58.5 лет
Дети Индрика:
Лихзе (Lihze), дочь Майо, 25.5 лет
Лаур Блюм (Laur Bluhm), 35.5 лет
Маже (Masche), жена Лаура, 35.5 лет
Дети Лаура:
Миккель (Mikkel Bluhm), 6 лет
Якоб (Jacob Bluhm), 5 лет
Давид (Dawe Bluhm), 1.5 года
Лихзе (Lihze), 8 лет
За 4 года до переезда в Псковскую область в 1858 году Миккелю было уже 6 лет, еще был жив дедушка Индрик Блюм (Indrik Bluhm) и бабушка Майе (Maye) и семья проживала в Мызе Море (Muremoise) в деревне Leies Kalnzeem. Деревня не сохранилась, но судя по карте есть хутор на этом месте.
То есть Миккель, родившийся в Латвии в 1852 году, переехавший с родителями и братьями-сестрами в Псковскую область в 1862 году, пережил и революцию, и 1 мировую войну, и, к сожалению, своих репрессированных сыновей.
Вот такой прекрасный снимок мне достался с форума vgd: этот населенный пункт называется Катлапьи. Он существует, есть ферма, пасека и пр. И я тут же вспомнила рассказы новых родственников, которые он слышали от наших предков:
Михаил жил под Ригой у барина садовником и следил за пасекой пчел. Матрёна тоже жила у барина рукодельницей, они были молодые, красивые там они у барина слюбились и поженились. Барин был латыш очень хороший, добрый, он помог и одобрил их брак и поехал в Россию с Михаилом Лаврентьевичем, дал ему денег и купили на Высокой горе землю, где Блюмы и жили пока не раскулачили.
Конечно, рассказы очень важны для поиска, пусть детали не совсем верны, ведь Михаилу было 6 лет всего, когда он уехал, и это, скорее всего, это про его отца Лаура, и все-таки легенды часто не на пустом месте возникают.
И вот она, эта самая пасека!
Это десятая статья из серии про Поиск истоков семьи с забытой фамилией Блюм. Начало можно прочитать здесь.
Предыдущая статья А немка ли бабушка? Что показала запись о браке