Перед наступлением сезона пикников и шашлыков мы решили провести тест автомобильных пылесосов, так как обычно именно после выезда на природу или просто вывоза вещей и рассады для открытия дачного сезона в салоне автомобиля хочется провести уборку. Незаменимый помощник в этом деле — пылесос. Мы приобрели восемь проводных автомобильных пылесосов и два аккумуляторных (все они стоили не более 3000 рублей) и проверили, какие из них наиболее эффективно очищают салон автомобиля.
Так как в гаражах у владельцев чаще всего есть электропитание на 220 В, то мы рассмотрим и такой вопрос: стоит ли покупать новый пылесос или можно достать с антресолей «дедушку» отечественного пылесостроения — Вихрь‑6М? Его легко можно купить с рук по цене от 1000 до 3000 рублей: у многих эти пылесосы до сих пор пылятся в гаражах.
Протестированные образцы
Kolner KAVC 12/60
Цена: 638 рублей
Sinbo 60 BK SIN-SVC-3460-BK
Цена: 868 рублей
Alca 229000
Цена: 1468 рублей
Goodyear GY-VC-03 GY000193
Цена: 1772 рубля
Cartage Turbo 5179734
Цена: 2009 рублей
Skyway Торнадо S10801005
Цена: 1350 рублей
ZDK Car Cleaner V02
Цена: 2484 рубля
Daewoo DAVC150
Цена: 2999 рублей
Stvol SPS 120
Цена: 2450 рублей
Airline Cyclone Turbo
Цена: 2283 рубля
Методика и ход испытаний
Для начала мы проверили, какой расход воздуха обеспечивают пылесосы и какое разрежение они способны создать. Про оба этих показателя (применительно к бытовой технике подобного рода) можно сказать, что чем они выше — тем лучше.
Для определения расхода воздуха нам пришлось изготовить переходник для носика каждого пылесоса, так как присоединительные размеры насадок у всех разные. Переходник нам был нужен для замера разрежения с помощью дифференциального манометра, а расход воздуха замерялся анемометром с диаметром крыльчатки 100 мм.
Анемометр определяет скорость потока, поэтому легко можно вычислить расход воздуха через данное значение по формуле:
Q = V ∙ S ∙ 3600, м3/ч,
где V — это скорость потока, м/с,
S — площадь сечения, через которое проходит поток, м2.
Таким образом, при скорости потока 1 м/с на собранном нами стенде расход составит:
Q = 1 ∙ 0,0078 ∙ 3600 = 28,08 м3/ч
Пылесос-ветеран Вихрь‑6М даже в своем почтенном возрасте смог создать разряжение 11 800 Па и расход воздуха 70,2 м3/ч.
Также мы изучили конструкцию воздушных фильтров — у 7 из 10 моделей автопылесосов установлены HEPA‑фильтры.
У самого дешевого пылесоса — Kolner — натянут кусочек фильтровальной ткани, а у пылесоса Simbo на пластиковый воздухозаборник мотора натянут мешочек из фильтровальной ткани. Неприятно удивил самый дорогой из купленных нами образцов — Daewoo: его цилиндрический поролоновый фильтр привязан веревочкой к корпусу по принципу «дерни за веревочку — фильтр отвяжется». Больше фильтрующих элементов у данного пылесоса мы не нашли, а значит он будет наихудшим по качеству задерживания мелких частиц.
После снятия вакуумной и расходной характеристик мы испытывали пылесосы холодом и жарой.
Вначале каждый пылесос замораживался до –30 °С: проводилась оценка морозостойкости, в том числе изоляции провода питания. Аккумуляторные пылесосы оказались полностью неработоспособными на холоде: после заморозки ни один из них не смог запуститься.
У пылесосов Stvol, Kolner, ZDK изоляция провода оказалась неморозостойкой — треснула при попытке изгиба.
Затем пылесосы нагревались до +60 °С и снова проверялись на работоспособность. Все пылесосы прошли данный этап без замечаний, кроме Alca: его носик-пылесборник от нагрева стал мягким, но форму не потерял.
Последним этапом теста мы запустили ресурсные испытания пылесосов, чтобы узнать, сколько часов они смогут отработать. На сетевые пылесосы подавали постоянное напряжение 14,2 В. У аккумуляторных замеряли время работы полностью заряженных пылесосов до самоотключения.
Емкости аккумулятора Cartage хватило только на 6,5 минуты, Goodyear — на 16,5 минуты.
Пылесос Alca сгорел после 8 минут работы, Kolner — через 4 часа 20 минут, Daewoo — через 10 часов 18 минут, Skyway — через 12 часов 49 минут.
После 24 часов суммарной наработки работоспособными остались пылесосы ZDK, Sinbo, Stvol, Airline.
Итоги теста
Не рекомендуем к покупке
Kolner KAVC12/60. Хоть это и самый дешевый пылесос в нашем тесте, обладающий ресурсом работы 4,5 часа, тем не менее к покупке мы его рекомендовать не можем: сила всасывания у него одна из самых слабых, провод коротковат, а изоляция — хрупкая на морозе.
Alca 229000. Цена этого аппарата слишком высока, учитывая ресурс работы на уровне 10 минут. К тому же у этого образца самый низкий расход воздуха среди сетевых пылесосов, низкое создаваемое разрежение и коротковатый провод.
Daewoo DAVC150. Самая высокая цена при самом дешевом поролоновом фильтре, который зафиксирован веревочкой. Разрежение немного лучше, чем у самого дешевого пылесоса, а расход — и того ниже. При этом потребление тока самое высокое, а ресурс составляет всего 10 часов работы.
Cartage Turbo 5179734. Купленный нами образец при полностью заряженном аккумуляторе (он заряжался 16 часов) способен проработать всего 6,5 минуты — аппарат годится только для точечной уборки: например, одного сиденья. Сила всасывания и расход — на уровне самых дешевых сетевых пылесосов, к тому же аккумулятор слишком уж «мерзнет» на морозе.
Сгодятся при учете некоторых недостатков
Sinbo 60 BK SIN-SVC‑3460-BK. Аппарат турецкого производства обладает достойным ресурсом, но сила всасывания у него явно невелика.
Goodyear GY-VC‑03 GY000193. Пылесос с очень маленьким расходом воздуха, при этом создаваемое разрежение достойное. Полного заряда хватит на 16,5 минуты работы. В морозы бесполезен: замерзает аккумулятор. Рекомендуем только для локальной очистки салона в тепле.
Можно рекомендовать, но недочеты есть
Skyway Торнадо S10801005. Второй по расходу и силе всасывания пылесос с невысокой ценой, но с одним из самых коротких проводов и довольно массивным корпусом. Ресурс — почти 13 часов работы.
Рекомендуем к покупке
Stvol SPS120. Самый производительный и имеющий наибольшую силу всасывания из испытанных образов. При этом он имеет наибольший вес (с насадками выходит около 1 кг), а также неморозостойкую изоляцию провода. Ресурс работы — более суток.
Airline Cyclone Turbo. Пылесос с большим ресурсом и высоким расходом воздуха (2-е место), разрежение среднее (4-е место). Отдельно отметим, что производитель оказывает послепродажную поддержку продукта. Для данного пылесоса дополнительно можно приобрести сменные фильтры.
ZDK Car Cleaner V02. Пылесос, обладающий высоким ресурсом и имеющий средние и ровные характеристики — ни одного провального результата в нашем тесте.
Вне зачета
Вихрь‑6М. Несмотря на возраст, этот пылесос обеспечил самые высокие показатели по расходу и разряжению, однако в то же время он довольно шумный, громоздкий и тяжелый.
Вместо послесловия
Для наибольшего удобства при уборке рекомендуем выбирать пылесосы с наибольшей длиной провода, шлангом-удлинителем и щелевой насадкой, а также наибольшими параметрами расхода и разрежения. При уборке с помощью автопылесоса двигатель автомобиля лучше завести — это улучшит параметры всасывания пылесоса и не оставит машину с разряженным аккумулятором. При наличии в гараже электросети на 220 B лучше воспользоваться обычным бытовым пылесосом — это сильно ускорит уборку и будет гораздо экологичнее.
Фото: журнал «Движок»