Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Экзистенциальный кризис: рассуждения, поиски, признаки

Человек - единственное живое создание, которое осознает смысл жизни как проблему, требующую решения. Зачем и как устроена жизнь, для чего человечество живет, и в чем его назначение в этой жизни? Эти вопросы волновали мыслителей еще со времен античности.

Экзистенциальный кризис можно определить как чувство беспокойства, тревоги и страха, вызванные вопросами о смысле и осознании ничтожности человеческого существования.

Развлечения, алкоголь и работа являются способами, позволяющими на время отвлечься от ощущения потери смысла, но оставаясь наедине с собой, мы приходим все к тем же вопросам.

Если считать, что жизнь - это процесс, некий путь, то кризис - это препятствие на жизненном пути, которое нарушает естественный, привычный для данной личности ход событий.

Кризис - состояние дезинтеграции на внутрипсихическом уровне и дезадаптации в реальной событийной жизни на внепсихическом уровне.

Экзистенциальный кризис сопряжен с тревогой. Экзистенциальная тревога -
бессмысленность, неопределенность, безнадежность, ощущение отсутствия опор за пределами личности.

Экзистенциальный кризис включает в себя 4 элемента:

  • Проблема конечности существования
  • Смысл жизни
  • Одиночество-изоляция. Никогда не будет полного слияния с другим
  • Свобода как ответственность за выбор.

Все эти 4 экзистенциальные проблемы в процессе жизни осваиваются плавно и по частям. В момент экзистенциального кризиса они актуализируются и не будет позволяют спокойно жить дальше, пока вы не построите с ними диалог-взаимодействие.

-2

В процессе этого диалога нам предстоит ответить себе на 5 вопросов

  • кто я?
  • откуда я?
  • куда я иду?
  • что я хочу?
  • зачем это все?
-3

В зависимости от того, как на них отвечают, и складывается жизнь. Человек может ожидать от кого-то ответ на эти вопросы, но получить его должен сам. В этом глубинный смысл кризиса.

Чем выше у человека интеллект и рефлексия, говорит Н.В. Дмитриева, чем сложнее его внутренняя жизнь человека, тем больнее он переживает кризис, потому что человек развивается. У того, кто не рефлексирует (встал, поел, пошел, пришел, лег спать), кризиса не будет, т.к. он не живет, а существует и не развивается. Он живет лишь физически.

Человек в кризисе ищет смысл жизни. Но понятие это очень многозначительное и неопределенное.

В диалектико‑поведенческой терапии наиболее близкое к смыслу жизни понятие — ценности. Это некое состояние и представление о себе, которое человек стремится поддерживать в течение какого‑то периода времени, часто, всей жизни. Ценности у всех разные: быть финансово обеспеченным, компетентным, признанным, иметь друзей. (Можно пройти любой тест на ценности, например, ценности по Рокичу).

Во времена СССР пропаганда внушала, что надо добросовестно трудиться во имя идей коммунизма. Японским солдатам говорили, что их предназначение или смысл жизни — умереть за императора.

На протяжении длительного времени формировались различные подходы к пониманию данной проблемы. Их можно объединить в систему:

- смысл жизни состоит в получении удовольствия (гедонизм)
- смысл жизни – достижение счастья (эвдемонизм)

- смысл жизни в извлечении из всего и всех пользы (улитаризм)

-смысл жизни в том, чтобы его искать (экзистенциализм)

-смысл жизни в получении выгоды любой ценой (прагматизм)
- смысл жизни в служении другим людям (этика долга
- смысл жизни человека в его реализации(императив Пиндара) и т.д.

Смысл жизни оказывается для человека тем стержнем, который ведет и делает его лучше. Для того чтобы обрести свой смысл жизни, человек должен быть именно личностью, у которой есть свои интересы и взгляды. Личность, которая способна найти свой смысл жизни – является человеком с очень сильным характером, который никто не сможет прогнуть.

Работая в терапии, я часто сталкиваюсь с людьми в кризисе. Они говорят, что не понимают, почему не ощущают радости и осмысленности жизни, когда у них есть хорошая работа и благополучная семья. Им всё равно чего‑то недостаёт.

Без смысла человек не ощущает наполненности жизни.

Здесь считаю важным сделать отступление, что рассуждая о смысле жизни, я не имею в виду некий «сверх замысел» создания мира. Я имею в виду осмысленность и направленность жизни конкретного человека.

Еще Б. Паскаль говорил, что ветка никогда не сможет понять смысл всего дерева. И новейшее биологическое учение об окружающей среде показало, что любое живое существо включено в окружающую среду, соответствующую его виду, не будучи в состоянии вырваться из нее.

Задача человека не в том, чтобы найти абсолютную истину или универсальный ответ. Задача — услышать себя, осознать свои ценности и, опираясь на них, создать собственный смысл.

Когда экзистенциальный кризис начинается, то его можно определить по следующим состояниям и поведению человека (признаки кризиса):

- потеря смысла жизни (ощущение бессмысленности собственного существования, разочарования в прежних идеалах и смыслах);

-постоянная и беспричинная тревога;
- странные и страшные сны;

- субъективное ощущение «зашел в тупик»;

- постоянный дискомфорт от происходящего вокруг;

- нарушается ощущение времени (все вокруг происходит медленно, либо все очень быстро);
- состояние одиночества;

- деперсонализация (человек смотрит на себя как бы со стороны);

- разъединение со старой ролью (не хочется выполнять текущие обязательства);

- потеря старой идентичности, отрицание прошлого;

- ощущение бессмысленности происходящего вокруг (зачем все это?);

- скука и отсутствие желаний, апатия;
- нарушение контакта с телом (эмоциональная бесчувственность; нарушение: сна, режима питания, режима активности);

- потеря удовлетворенности от того, что радовало ранее;
- ощущение отчаяния;

- ощущение безысходности (кажется, что все эти негативные внутренние состояния и эмоции навсегда);
- потеря чувства безопасности;

- страх перед старостью и смертью;

- жалость к себе;

- чувство несправедливости;
- ощущение недооцененности другими и собой;
- эмоциональная отстраненность от мира;

-изменения в системе ценностей и убеждений;
- фоновое чувство вины;
- пессимистическое отношение к будущему
- депрессивное настроение;
- социальная изоляция;
- нежелание самореализовываться (снижение желания проявлять себя в социуме и творчески самовыражаться);

- проявление зависимостей;

- социальная дезадаптация и невозможность адекватно взаимодействовать с окружающим миром;

- дезориентация и невозможность сосредоточиться;

- желание снова подружиться со старыми знакомыми, одноклассникамм, с которыми давно уже нет ничего общего;

- частое обращение к прошлому и воспоминаниям о том времени, когда было хорошо;

- дорогие необдуманные приобретения и покупки;

- желание все бросить и уехать на край света;

- постоянное сравнение себя с друзьями и знакомыми, которые добились успеха;

- хроническое мышечное напряжение.

Автор: Светлана Кравченко
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru