Впервые Год семьи был объявлен в России в 2008 году. Ещё раз объявить Год семьи в стране предложила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко для привлечения внимания к демографической политике и систематизации работы по поддержке семей с детьми.
22 ноября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин подписал указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи. Решение принято для популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей. Семья является основой любого государства, гарантом духовного благополучия граждан, основной средой воспитания детей, опорой для представителей старшего поколения.
Создан официальный сайт Года семьи https://семья2024.рф ,на котором содержатся официальные документы, федеральный план мероприятий, можно познакомиться с ближайшими событиями, новостями.
Разработан официальный логотип и фирменный стиль Года семьи https://национальныеприоритеты.рф/godsemyi/. Визуальные материалы могут быть использованы повсеместно для оформления мероприятий и проведения информационных кампаний. Логотипом стало изображение сердца из двух половинок – голубой и розовой — и цифры 2024. Цифры обозначают год, а цвета − пол малышей. В дизайн-концепции использован образ двух соприкасающихся лебедей, очертания которых формируют сердце. Они символизируют любовь и преданность.
В работе библиотек с семьей можно выделить следующие направления:
− информационно-просветительская работа, направленная на всех членов семьи (обеспечение читателей информацией и литературой по всем вопросам жизнедеятельности семьи);
− популяризация традиционных семейных ценностей;
− воспитание традиции семейного чтения;
− организация семейного досуга (оказание помощи в реализации совместных интересов членов семьи).
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Прежде всего, это доступ к книгам и другим источникам информации. Библиотека предоставляет доступ к широкому ассортименту книг, журналов, газет, аудиокниг и других материалов, которые могут быть полезны для семей.
Консультации по вопросам развития и образования . Библиотекари могут предоставить консультации по вопросам обучения и развития детей, а также по вопросам семейного образования и воспитания.
Для оказания консультативной помощи семье по вопросам нравственного воспитания детей и ответственного родительства целесообразно пригласить читателей-родителей в библиотеку на встречу с медработниками, психологами, работниками правоохранительных органов, социальными педагогами и другими специалистами. Темы встреч могут быть разными:
«Семья – это дом, семья – это мир», «Закон и семья», «Игра – это серьезно», «Здоровая семья – залог счастливого будущего», «Закаляемся всей семьей» и др.
Психологическая поддержка. В некоторых библиотеках работают психологи, которые могут оказать помощь и поддержку семьям, столкнувшимся с различными проблемами. Интерес аудитории вызовут практикумы и тренинги на такие важные темы, как «Осознанное родительство», «Психология совместной жизни», «Отцы и дети: как наладить общение», «Готовимся к рождению ребенка» и т.п.
Важным направлением является правовое просвещение семей. В библиотеке можно провести следующие мероприятия:
− лекции и встречи с юристами по вопросам семейных отношений, прав и обязанностей супругов, родителей и детей;
− организация книжных выставок и тематических полок с литературой по семейному праву;
− проведение круглых столов с участием специалистов в области семейного права и психологов для обсуждения актуальных вопросов и проблем;
− создание информационных стендов и буклетов с полезной информацией по теме;
− организация курсов и мастер-классов по основам финансовой грамотности для семей;
− проведение мероприятий по профилактике семейного насилия и формированию культуры взаимопонимания и уважения в семье;
− помощь в поиске информации о доступных социальных услугах и льготах для семей.
Библиотеки предоставляют доступ к социально значимым ресурсам Интернет, электронным базам данных, печатным изданиям и другим источникам информации.
Многие библиотеки предлагают курсы и консультации по компьютерной грамотности для пожилых людей и тех, кто не имеет опыта работы с компьютерами.
В рамках профориентационной деятельности можно организовать цикл вечеров-встреч с людьми разных специальностей «Зову в профессию», ярмарку «Все профессии важны», издать путеводитель по ресурсам Интернета «В мире профессий».
Одно из главных направлений государственной социальной политики – адаптация и интеграция в общество незащищенных слоев населения, обеспечение их активного участия во всех сферах жизни. Инвалидность не должна становиться причиной исключения человека из активной жизни. В Конвенции ООН о правах ребенка сказано: «Каждый ребенок, независимо от его развития и социальной принадлежности, должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют формированию чувства уверенности в себе и обеспечивают участие в жизни общества». Библиотеки не остаются в стороне и активно работают с семьями, имеющими детей с ограничениями жизнедеятельности и здоровья.
Для родителей можно организовывать встречи с психологом и юрисконсультом по проблемам семей, имеющих детей-инвалидов.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста можно проводить индивидуальные занятия «С компьютером на Ты», «Моя безопасная сеть», «Знакомься, полезные сайты», «Интернет – твой помощник в учебе».
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Для успешного развития страны необходимо привитие молодежи традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях. И библиотеки, как социальные институты, должны внести свою лепту в дело возрождения семейных традиций.
К традиционным семейным ценностям мы относим любовь и верность супругов, продолжение рода, взаимопомощь и поддержку, почитание родителей, заботу о детях и пожилых членах семьи, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе. Семейные ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.
Библиотека должна уделять особое внимание работе с молодежью, помогая им понять значение семьи и семейных ценностей. Можно организовать следующие мероприятия:
− Проведение лекций на тему семейных ценностей, истории семьи и брака.
− Организация встреч с психологами и социальными работниками для обсуждения вопросов семейного благополучия и воспитания детей.
− Организация семейных клубов и кружков по интересам, где члены семьи могут общаться, делиться опытом и получать новые знания.
− Организация тематических вечеров, посвященных семейным ценностям, может стать отличным способом для общения и обмена опытом между семьями. Знакомство с историей семьи, семейными рецептами, создание семейного древа или семейного альбома и др.
− Организация встреч с успешными (многодетными) семьями, которые могут поделиться своим опытом и дать советы.
− Организация книжных выставок с произведениями классической литературы, описывающими традиционные семейные ценности.
− Проведение мастер-классов и творческих занятий для детей и взрослых по рукоделию, народным промыслам, которые традиционно связаны с семейной жизнью. Изготовление подарков для членов семьи, создание семейного герба или генеалогического древа могут помочь укрепить семейные связи.
− Помощь семьям в организации семейных праздников, обрядов и традиций.
− Проведение конкурсов и викторин на тему семейных традиций и ценностей.
Одной из главных семейных традиций является общение в семье через книгу. Чтению подрастающего поколения необходима поддержка − в первую очередь самых близких людей − родителей. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, то ребёнок это улавливает и впитывает. Важно, когда ребёнок приходит в библиотеку вместе с родителями, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают её, обсуждают. Такое общение воспитывает больше, чем назидательные слова. В связи с этим можно провести следующие мероприятия: литературный вечер «Семейный портрет в книжном интерьере»; литературно-виртуальный коллаж, повествующий о роли бабушек в жизни известных писателей и поэтов: А.С. Пушкина, А. Блока, М. Цветаевой, А. Ахматовой, например «Бабушка в классической литературе», бенефис читающей семьи «Неразлучные друзья − папа, мама, книга, я».
Семейные праздники− прекрасная традиция, которую надо развивать, передавать по наследству, этому надо учить, особенно молодых родителей. Такие праздники сближают семью, способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей ее членов. Взрослые и дети смогут поучаствовать в литературных викторинах, конкурсах, весёлых играх. Молодым родителям уместно вручить памятку «Как вырастить книгочея».
Для молодежи можно организовать познавательный час «Из жизни знаменитых семей», на котором познакомить с некоторыми известными образцовыми и интересными семьями. К мероприятию подготовить тематическую выставку «Моя семья – моя радость» и провести обзор, создать мультимедийную презентацию «Дарующие жизнь» с картинами известных художников, посвященных семье.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА
Для детей и родителей библиотека должна стать не только местом, где можно взять интересную или нужную книгу, но и пространством для общения и развития. Формы и методы организации семейного досуга в библиотеке могут быть разнообразными и интересными для всех возрастных групп. Вот некоторые из них: практикумы, тренинги, семинары; семейные игры. Организация игротеки или игровых зон с настольными играми поможет родителям и детям провести время вместе, развлекаясь и развивая социальные навыки;
- онлайн-игры, конкурсы и викторины;
- конкурсы рисунков и поделок, фотоконкурсы;
- конкурсно-игровые программы;
- челленджи, флешмобы;
- театрализованные постановки «семейных театров»;
- встречи с писателями, на которых дети и родители смогут узнать о процессе создания книг, задать интересующие вопросы и обсудить прочитанные произведения;
- мастер-классы по различным видам творчества, искусства или ремесел могут быть интересными и полезными для всей семьи;
- организация семейных кинопоказов, на которых демонстрируются экранизации известных детских произведений. После просмотра фильма участники могут обсудить сюжет, персонажей и их поступки.
- проведение семейных праздников и мероприятий, таких как День семьи, День матери, День отца, Новый год, Масленица и т.д.
Привлечь семьи в библиотеку может День семейного общения «Всей семьей в библиотеку». Заинтересовать читателей помогут семейные праздники с игровыми программами
«Семейные забавы». В течение дня можно организовать работу площадок: «Уголок интеллектуальных игр», «Конкурсы для детей и родителей», ярмарка умений «Очумелые ручки», фотозоны «Семья у книжной полки», «Чтение – дело семейное».
На протяжении тематического дня проходят интерактивные мероприятия: литературные квесты «Остров семейных сокровищ», познавательные игры «Знаешь − отвечай, не знаешь − прочитай», «Книгры: читаем и играем», интеллектуальный семейный бой «Знатоки художественной литературы», семейные игры «Папины дочки и сыночки», поэтический флешмоб «Любви и верности пример», конкурсы детских рисунков «Моя семья» и другие.
Семейный выходной «Игротека в библиотеке» объединяет несколько мероприятий, интересных для детей разного возраста и их родителей. Игра позволяет сделать взаимодействие библиотеки, родителей и ребёнка занимательным и увлекательным. Для совместных семейных занятий используются все имеющиеся в библиотеке игровые развивающие компоненты: познавательные книги с 3D реальностью, настольные игры на внимательность, на развитие фантазии, на логику. Самым маленьким читателям можно предложить книги-панорамы, книжки- игрушки, виммельбухи.
Хороший вариант семейного досуга – театрализованные постановки «семейных театров» , когда члены семьи вместе создают творческий продукт: спектакль, этюд или сценку.
Интересная форма работы − «Семейный квартирник»(домашний концерт). Сотрудники библиотеки могут расширить формат мероприятия, сделав его музыкально-литературным, дополнив веселыми играми, мастер-классами, просмотром диафильмов и выставками. Главное
− создать живую творческую атмосферу, где можно пообщаться друг с другом, послушать хорошую музыку, попробовать свои силы в изобразительном или декоративно-прикладном искусстве, получив знания и навыки от мастеров своего дела.
Онлайн-игры и конкурсы. Чтобы вовлечь максимальную аудиторию, продумайте онлайн- активности, в которых смогут принимать участие целые семьи. Это могут быть квесты, викторины, творческие конкурсы, челленджи. Сплотить семью поможет конкурс видеороликов «Наши семейные традиции» или фотоконкурс «Семья в национальных костюмах».
Библиотека может организовать конкурс на лучшую читающую семью «Читаем всей семьей» с номинациями «Молодая читающая семья», «Читающая династия», «Семейная реликвия – книга» и др.
Интересный конкурс «Самая читающая семья Химмаша – 2017» провела Детская библиотека 29 им. А. П. Гайдара г. Екатеринбурга. Конкурс проводился в 4 этапа:
- «Фото-заявка». Каждая семья – участница проекта должна была представить фото- графию, где запечатлены все участники конкурса за чтением.
- «Подарок любимой книге» – участники конкурса изготавливали своими руками в любой технике и из любого материала книжную закладку с отзывом или рекомендацией любимой книги.
- «Книга – долгожитель моей семьи». Каждая семья – участница конкурса представляет одну из самых старых книг своей семейной библиотеки в виде коллажа.
- «Почитай мне книжку». Участниками этого этапа могли быть мамы, папы, бабушки, дедушки. Команда представляла видео- или аудиозапись художественного чтения произведений детских писателей или поэтов с листа или наизусть.
Важно, чтобы победителям конкурсов на лучшую читающую семью в качестве приза вручались наборы книг русской и зарубежной классики, энциклопедические издания для разных возрастных категорий.
ВОСПИТАНИЕ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
Прежде чем начать работу по данному направлению, желательно провести анализ − изучить информационную потребность, узнать, как родители относятся к чтению, читают ли они своим детям, читают мало или совсем не читают и т.д. Для этого библиотеки проводят анкетирования и опросы, как среди детей, так и среди взрослых.
Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения, главный путь приобщения детей к миру книги. Библиотекари должны стремиться помочь родителям наладить общение с детьми, подсказать книги, которые заинтересуют и взрослых и детей, способствовать продвижению и развитию семейного чтения, ведь оно призвано объединять и укреплять семьи.
Что же такое семейное чтение? Это когда вся семья хотя бы раз в неделю на полчаса садится вокруг стола и по очереди читает книжку. Когда мама читает малышу сказку перед сном. Когда ребёнок читает (или просто показывает) понравившуюся книжку своим куклам или плюшевым животным. Всё это можно отнести к понятию «семейное чтение». Однако это не просто механическое прочтение книги, а проживание сюжета, желание прочитать книгу, обсудить её с родными. Это особая атмосфера, благодаря которой устанавливается и укрепляется связь между родителями и детьми.
В России семейное чтение издавна играло особую роль в становлении личности. К сожалению, сейчас, в век информационных технологий, традиции семейного чтения утратили свою силу. На первый план выходят всевозможные гаджеты, компьютеры, телевизионные программы. Общение с книгами заменяется компьютерными играми, просмотрами видеороликов, играми на планшете или смартфоне. Если ещё в прошлом столетии быть человеком читающим было престижно, то сейчас это уже не так – отношение к книге и чтению изменилось. Книга уже не является темой для обсуждения в семье, многие родители вообще не читают своим детям книги на ночь, семейное чтение уходит в прошлое. С подобной ситуацией нельзя примириться, её надо исправлять!
Библиотеки как хранители знаний должны прикладывать максимум усилий для возрождения традиции семейного чтения. Работа библиотек должна быть направлена на то, чтобы всеми доступными методами донести до родителей понимание того, что читатель рождается в семье, и что без умения читать и понимать смысл прочитанного невозможно получить хорошее образование, построить успешную карьеру, добиться культурного и профессионального развития личности. Пусть дети видят, как родители сами читают, цитируют отрывки, делятся прочитанным. Библиотеки должны быть посредниками между семьёй и книгой, должны помогать прививать детям любовь к чтению. Сделать это можно при помощи всевозможных массовых мероприятий, направленных на продвижение литературы для всей семьи, ведь за многие годы накоплен немалый библиотечный опыт по организации работы с семьями, продвижению семейного чтения.
Библиотеки должны стремиться к реализации комплексного подхода к семейному чтению:
- организовывать выставки, вечера, встречи, конкурсы, игровые программы и другие мероприятия;
- проводить индивидуальную работу с семьями;
- организовывать тематические выставки книг, которые будут интересны для всей семьи. Это могут быть книги по истории, литературе, науке, технике, искусству и т.д.;
- составлять рекомендательные списки литературы;
- делать обзоры периодических изданий, новинок литературы;
- проводить дни информации, уроки информационной культуры;
- организовывать досуг во время школьных каникул;
- создавать клубы семейного чтения, где семьи могут собираться вместе, читать вслух, обсуждать прочитанное и делиться своими впечатлениями.
Важно, чтобы в библиотеке была создана комфортная среда для чтения, было грамотно организовано библиотечное пространство, обеспечен открытый доступ к книжному фонду, снабженному яркими и понятными знаками навигации (заголовки, надписи на стеллажах и т.д.).
Среди мероприятий, направленных на продвижение книги и чтения и посвящённых семье, семейному чтению и семейным праздникам, можно выделить следующие: семейный литературно-музыкальный вечер, День семейного чтения, День читающей семьи, День семейного отдыха, семейный конкурс, семейные посиделки, час полезных советов, День семейных игр, День семейного общения, родительский час, семейный праздник, вечер-встреча с книгой, кружок семейного чтения, литературные квесты, задания которых связаны с прочитанными книгами или литературными персонажами и т.д. Задача любого из этих мероприятий − приобщение к книге и чтению посредством общения библиотекарей с семьями: и взрослыми, и детьми.
Библиотекарь должен уметь правильно организовать работу, скоординировать свои возможности с потребностями и желаниями читателей и самое главное − помочь родителям научиться умению читать вместе с ребенком и общаться с ним, заниматься творчеством.
Наиболее эффективным методом работы будет программно-проектная деятельность. К примеру, это могут быть программы и проекты, адресованные молодым семьям и молодым родителям «Территория добра и творчества», «В библиотеку всей семьей!», «Книжный выходной», «Семейный выходной в библиотеке» и др.
Чтение вслух − наиболее доступная форма работы с читателями младшего возраста. Такое чтение способствует созданию у детей образных представлений, настраивает на особую эмоциональную волну, помогает заинтересовать ребёнка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно, приучает к внимательному слушанию текста.
Громкие чтения «Дружите с книгой с малых лет», «Книги для взрослых младшего возраста», «Почитай мне!», «Почитайте вашему ребёнку» − это прекрасная возможность привлечь в библиотеку всю семью.
Можно объявить акции «Вместе весело читать», «Чтение в подарок маме», в ходе которой предложить детям сделать для мамы книжку-малышку или выучить стихотворение.
При проведении акции «Чтение семейного масштаба» можно организовать самые различные мероприятия: дни открытых дверей «Читают все − читаю я, друзья читают, и семья»; чествование активных читающих семей; бенефис семьи «Читательские династии»; час полезной информации «Книжные сокровища для больших и маленьких», обзор «Незабываемые книги детства» и другие.
Привлечь в библиотеку новых посетителей помогут Семейные дни, когда семьи могут посетить сразу несколько разных мероприятий. В рамках таких дней можно сочетать разные форматы: от выставок, лекций и кинопоказов до конкурсов и концертов.
День семейного чтения или День читающей семьи «Счастлива будет ваша семья, если чтением увлечена». В этот день можно предложить детям узнать, а родителям вспомнить, что читали их сверстники в прошлом веке «Когда бабушки и дедушки были маленькими», организовать конкурс рисунков «Семейная эмблема читающей семьи», устроить сеанс прерванного чтения (сначала читается вслух отрывок из какой-нибудь сказки, а затем предлагается пофантазировать и придумать продолжение сюжета), провести экскурсию по книжному фонду библиотеки.
Популярны сегодня и дискуссионные формы работы, такие как «Исповедь пристрастий» (рассказы читателей о роли книги в их семье), дискуссионные трибуны «Семейное чтение: вчера и сегодня», «Семья. Книга. Библиотека», встречи поколений «Свет книг не гаснет в нашем доме», «Любимые книги в моей семье» и другие. Всё это приобщает детей и их родителей к совместной читательской и творческой деятельности.
Часы семейного общения «Союз семьи и книги», «Как вырастить чудо-чадо», «Яркие краски детской литературы», «Родителям о детских писателях», проводимые на базе библиотек, помогут родителям наладить ещѐ более тесные отношения с детьми.
Можно организовать Неделю семейного чтения «Семьи волшебное тепло» или «Объединит поколения книга», которая начнется с проведения акции «Как пройти в библиотеку». Для этого необходимо подготовить афиши-приглашения, интересные закладки, листовки, флаеры: «Кто куда, а я − в библиотеку», «Читай книги − будь личностью!», «Приведи друга в библиотеку»,
«Сегодня книга − завтра судьба!», «Живи на светлой стороне − выбирай чтение!» и др. В течение Недели проходят циклы тематических мероприятий, посвященных семье, семейному чтению, семейным праздникам, приглашаются читающие, многодетные семьи, дети, родители, бабушки и дедушки.
В рамках Недели можно провести День открытых дверей «В библиотеку всей семьей». К этому дню оформить выставку новых поступлений, провести обзор и рекомендательные беседы для детей и родителей, театральные инсценировки сказок, литературные конкурсы или викторины.
Можно организовать семейный круглый стол, где родители поделятся своим опытом привлечения детей к чтению. Не у всех этот опыт положительный, и в ходе обсуждения, может быть, кто-то найдет для себя что-то полезное. Можно предложить следующие вопросы для обсуждения: «Зачем нужны книги? Можно ли обойтись без них? Настоящий читатель. Каков он? Есть ли у Вас любимые книги? Почему они всем нравятся? Читаете ли вслух в своей семье? Обсуждаете ли прочитанное? Есть у Вас в семье любимая книга?» и т.д. К участию можно также пригласить педагогов, психологов, логопедов.
Целесообразным будет проведение анкетирования детей и взрослых (в т.ч. в онлайн- формате), например, под названием «Что читает ваша семья?» или «Семейное чтение». Результаты анкетирования помогут отслеживать информационные потребности семей, составлять рекомендательные списки литературы («Книги для семейного чтения», «Открой свою книгу», «Для талантливых детей и заботливых родителей», «Выбор читателей», «Книги из бабушкиного сундука», «Для чтения перед сном», «Любимые книги моей семьи», «Тайны семейной книжной полки», «Калейдоскоп мудрых книг», «Материнское чтение» и др.).
Летом на площадке перед библиотекой в течение Недели семейного чтения можно развернуть буккроссинг, просмотр книг, организовать выставку «Книжка вышла погулять». Тут же предоставить детям возможность участвовать в подвижных играх, детских флешмобах.
Не стоит забывать и про книжно-иллюстративные выставки(«Книги года, на которые стоит обратить внимание», «Читаем всей семьёй», «Из жизни знаменитых семей», «Почитаем вместе», «Как стать родителями читающего ребёнка», «Книжная семья», «Почитайте книжки дочке и сынишке», «Молодым родителям», «Семья и книга», «Читали мамы, папы − теперь читаем мы!» и др.) с отраслевой и художественной литературой, посвященной семейным отношениям, семейным традициям. На основе традиционных выставок можно создавать виртуальные выставки и видеообзоры книг и выставлять их в социальных сетях.
Хорошо, если при библиотеках будут созданы Клубы семейного чтения, семейные гостиные. Заседания таких объединений могут быть самыми разными: «Вместе с бабушкой − в Интернет», «Домашний праздник в библиотеке», «Книжка по наследству». На мероприятия рекомендуется приглашать психологов, педагогов, воспитателей, читателей, в семьях которых чтение книг − давняя традиция. Одним из направлений может быть организация встреч- интервью с известными людьми района, которых можно назвать не только успешными, но и активно читающими.
Немаловажную роль при продвижении семейного чтения играют издания малых форм. Родителям во время проведения мероприятий и индивидуальных бесед рекомендуется предлагать рекомендательные списки, дайджесты, памятки. Например, «Как привить ребенку любовь к чтению», «Читаем всей семьей», «Учимся быть родителями», «Научите ребёнка любить книгу», «Всё начинается с семьи», «Приглашаем на встречу с книжкой», «Памятка молодой маме». Детской аудитории привить любовь к чтению помогут рекомендательные списки: «С детства дружбой дорожи», «Сказки в семейном кругу», «Почитай мне книжку, мама!» и др.
Поможет спланировать мероприятия к Году семьи календарь «Семейные даты 2024 года» Любой из представленных на слайде праздников, официальных и неофициальных, может стать прекрасным поводом, чтобы провести праздничное мероприятие с приглашением семей, оформить книжную выставку, провести чаепитие, конкурсы, викторины и т.д.
Взаимодействие библиотеки и семьи − это гарантия воспитать ребенка с помощью книги, научить его любить читать. Книга в руках родителей и их ребенка − знак того, что в этой семье будут созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития, эстетического восприятия мира, нравственности ребенка. Важно не растерять связь библиотеки, семьи и книги, а всеми доступными нам способами укреплять ее так, чтобы чтение стало делом семейным.
Немалый опыт взаимодействия библиотеки и семьи имеется и в библиотеках нашей системы. С 2012 года успешно работает в Белоярской детской библиотеке семейный клуб «Откройте книгу детям». Он призван оказывать помощь родителям в руководстве чтением детей, информировать о лучших произведениях детской литературы, приобщать детей младшего возраста к книге и библиотеке, возрождать традиции семейного чтения, привлекать взрослых к активному участию в работе библиотеки, к проведению массовых мероприятий. Основные принципы клуба – открытость, добровольность посещения клуба и неформальность общения. Взаимодействие библиотеки и семьи ведется по многим направлениям и с различными категориями читателей: родители, дети, люди пожилого возраста. Вся эта работа проходит совместно с образовательными учреждениями поселка и другими партнерскими организациями, занимающимися проблемами семьи, такими как «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Отдел ЗАГС Белоярского района. Среди востребованных тем можно отметить:
- Круглый стол «Страшно интересно?!» (о влияние страшилок на детскую психику с родителями беседовал педагог-психолог);
- Встреча с психологом «Особенности подросткового возраста и не только…»;
- Беседа «О рецептах семейного счастья», затрагивающая важные аспекты семейного законодательства, с участием специалиста Отдела ЗАГС и др.
В то время, пока родители решают важные вопросы семейного воспитания, дети с удовольствием участвуют в различных мастер-классах, принимают участие в создании кукольных представлений и пробуют себя в роли актеров. По сложившейся доброй традиции встречи заканчиваются за чашечкой чая в «Чайной читальне».
Огромным успехом пользуется проект «Нескучная суббота для малышей», занятий которого второй год с нетерпением ждут маленькие читатели детской библиотеки и их родители.
Семейному клубу «Познавай-ка» в Студенческой сельской библиотеке уже исполнилось 3 года. В прошлом году в клубе состоялось 10 встреч с семьями. Темы встреч самые разнообразные, но направлены они, в основном, на совместное семейное творчество, пропаганду традиционных семейных ценностей, а также на создание положительного имиджа библиотеки среди подрастающего поколения. Встречи в клубе проходят 1-2 раза в месяц в вечернее время. Посещают их одновременно 3-4 семьи с детьми от 4 до 12 лет.
В Косулинской сельской библиотеке в 2023 году начал работать семейный клуб «Вместе с мамой», цель которого − организация развивающего досуга для неорганизованных детей младшего возраста и их родителей, помощь в социализации малышей. На ежемесячных утренних субботних встречах в библиотеке семьи с детьми от 1,5 до 4 лет могут вместе играть, рисовать, лепить из пластилина и слушать сказки, знакомиться с детскими книгами.
Дальнейшее развитие взаимодействия библиотеки и семьи является одной из важнейших задач библиотек. Библиотекарь сегодня должен быть многозадачным, мобильным, идти в ногу со временем. Библиотекам следует сотрудничать с различными организациями и учреждениями, привлекать к совместной работе заинтересованных партнёров, специалистов отделов социальной защиты населения, домов культуры, педагогов. Сотрудники библиотек должны расширять грани взаимодействия с семьёй, искать новые возможности, продолжать создавать оптимальные условия для развития традиций семейного чтения, совместного неформального досуга, интеллектуального развития детей, творческой перезагрузки у детей и взрослых.
Е. А. Сбоева, заведующая методико-библиографическим отделом МБУК БГО "Белоярская ЦРБ"