Проективные рисуночные тесты давно и хорошо известны широкому кругу психологов и педагогов. Я использую их в своей работе часто и с большим удвольствием. Незаменимы они тогда, когда дело заходит в тупик и непонятно, в каком направлении двигаться дальше. И не только в этом случае, разумеется.
Клиент говорит одно, а действительность серьезно рассогласуется с тем, что он говорит и/или делает. Рисунок теста помогает клиентке увидеть, а как и что на самом деле происходит, что она при этом чувствует. А еще такой вид рисунка позволяет обнаружить причинно-следственные связи в любой проблематике.
Кроме диагностических целей проективные рисунки клинток могут служить подведению итогов проведенной работы психолог+клиент, помогать расширению инструментария в работе психолога и, даже, быть полноценной психотерапией. Что, чаще всего, и происходит.
В интерпретации рисунков я использую методику теста "Рисунок человека" К.Маховера. Недавно узнала, что в отечественной психологии есть метод "Мои пиктограммы" (автор О.М.Кудряшова), который основан на известном клиническом тесте пиктограмм Лурия и Выготского. Интересное направление, которое выходит за рамки привычных рисунков!
Сегодня хочу поделиться результатом работы с клиенткой (назову ее Галиной). У нее был запрос на одной из сессий "Как мне избавиться от чувства ненависти по отношению к коллегам".
Я попросила Галину изобразить себя в том конфликте и расказать рассказ о том, что она нарисовала.
Рис. Галины "До".
Видно, что человек на картинке испытывает сильную негативную эмоцию. Галина назвала ее, - гнев. На лице отсутсуют уши. Это означает, что девушка не хочет чего-то слышать. В данном случае, это критика и неодобрение со стороны коллег.
Девушка смотрит куда-то назад (направление взгляда вправо на листе указывает на направление внимания в прошлое). В прошлом у моей клиентки недополученное внимание со стороны матери.
Фигура лишена вторичных половых признаков. Это означает, что на рисунке изображена не девушка, а ... девочка допубертатного периода. Для меня было важно обнаружить связь настощего конфликта с конфликтом из прошлого. Галина назвала в своей жизни период, когда она испытывала похожие эмоции. Это 8-10 лет.
Затем я поработала с ней в телесно-ориентированном подходе. Полу-часа вполне хватило, чтобы проработать довольно сильные негативные эмоции. В конце сессии я попросила Галину смоделировать свои отношения с коллегами и нарисовать полученный опыт.
Рисунок получился таким.
Рис. "После". Как видите, изменения существенные. Даже вторичные половые признаки появились)
Впоследствии моя клиентка поделилась, что конфликт исчерпан и она испытывает по отношению к коллегам ровные чувства.
Некие выводы, которыми я хочу поделиться в результате использования в своей работе методики проективного рисунка.
1. Терапевтическое воздействие может производиться в разных подходах, ТОТ, ЭОТ, КПТ, Арт-терапия.
Главное, должно быть понимание с чем (с каким состоянием) работает психолог.
2. Проективный рисунок, его интрепретация "Я в конфликте" или "Я в той ситуации" осуществляется по определенным канонам. Они описаны в тесте К.Маховер "Рисунок человека". Здесь изобретать ничего не нужно.
Можно дополнять рисунок человека рисунком семьи (на этот рисунок есть отдельная методика. В этом случае мы просим клиентку/клиента нарисовать себя в определенной ситуации с близким человеком, семьей.
Необходимо добавить, что Маховер разработал этот тест для работы с детьми. Как показала практика, (я работала и с детьми по этому тесту и, со взрослыми), значительной разницы в интрепретации нет. Но есть нюансы.
Например, ненарисованные уши для ребенка до 8 лет, это норма. А для взрослого человек отсутствие ушей говорит, как минимум, о непереносимости критики.
То есть, возрастные особенности накладывают отпечаток и потому специалист должен хорошо знать возрастные интеллектуальные и психологические особенности (Выготский здесь в помощь).
3. Рисунок "До" и рисунок "После" могут выполняться как в рамках одной сессии, так и нескольких. Все зависит от величины и сложности запроса.
В моем примере, это одна сессия.
4. Рисовать могут все. Художественные способности клиента никак не влияют на интрепретацию.
Специалисту важно отмечать наличие и качество прорисовки отдельных частей тела, деталей частей тела, лица.
5. Нарисовать несуществующую эмоцию и/или состояние невозможно. В этом суть проективной методики. Об этом обязательно говорим клиенту.
6. В рисуночном тесте, который выполняет взрослый человек, можно диагностировать следующие проблемы:
- Отсутствие сепарации с родителями (я прошу нарисовать свои отношения клиента с его матерью/отцом).
- Отсутствие/ригидность личных границ.
- Нарушение самоидентификации (определяем по деталям и расположению фигуры на листе).
- Неспособность идентифицировать, управлять эмоциями.
- Нарушенная психологическая половозрелость (по деталям туалет, одежды, наличию/отстствию вторичных половых признаков, макияжа, ярких деталей и т.д.).
- Неспособность (нежелание) строить близкие отношения с другими людьми (мужчинами/женщинами).
- Уровень психологической травматизации,
и другие проблемы.
Если у вас есть желание научиться этому методу и использовать его в своей работе с клиентами, приглашаю на мой вебинар 18.03.24 в 14:00 "Я и мои отношения. Проективный рисунок". Да и просто понять про себя больше, лучше и глубже и возможно, наметить пути исцеления такой важной сферы, как отношения.
ЗАПИСАТЬСЯ на консультацию можно ЗДЕСЬ или по тел.8-921-436-87-03 W
Почитать другие полезные статьи автора можно здесь
Автор: Ольга Федосеева
Психолог, Эксперт для женщин35плюс
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru