Сегодня мы расскажем про забытое людьми скальное убежище 1940-х гг. на 300 человек, принадлежавшее морскому Арктическому пароходству Главсевморпути при СНК СССР, занимавшемуся перевозками по Севморпути, в котором находился запасной Командный Пункт.
С началом Великой Отечественной Войны в приморских регионах встал острый вопрос о строительстве убежищ для различных портовых и морских организаций, в которых планировалось укрытие личного состава, а также расположение запасных командных пунктов и пунктов управления.
Так в мае 1943 г. в недрах одной из скал началось строительство этого убежища 2-й категории для размещения 300 укрываемых и запасного Командного Пункта морского Арктического пароходства Главсевморпути при СНК СССР, которое занималось перевозкой грузов по Северному морскому пути.
Но достроен объект был лишь при окончании войны в 1945 г. объединёнными силами как самого Севморпути, так и силами небольшого близлежащего завода и местной кондитерской фабрики.
В 1974 г. это сооружение было передано в ведение ГО и ЧС, после чего модернизировано и перепрофилировано в запасной пункт управления, совмещённый с убежищем.
С распадом СССР за убежищем перестали следить и оно стояло законсервированным, а в 1996 г. территория, на которой оно располагалось была передана в ведение милиции и оно было немного перестроено, но уже к началу 2000-х гг. оно окончательно стало не востребовано и за сооружением перестали следить, в итоге просто забросив, а потом и вовсе заварили.
Нам же удалось побывать в нём в 2010-х гг. в небольшой промежуток времени, когда оно было доступным и стояло открытым.
В скалу ведут два входа, защищённых сквозниками, которые упираются в такие двух-створчатые броневые двери 1940-х гг. В случае завала можно было открыть верхнюю створку и выбраться на поверхность. Кроме того, в верхней створке была предусмотрена амбразура, закрывающаяся толстой задвижкой.
Мы зашли через главный вход, который располагался с левой стороны.
Проходим за броневую дверь и встречаем ещё одну, но уже герметическую дверь 1940-х гг., установленную на повороте коленчатого сквозника.
И мы попадаем в тамбур-шлюз, где следом после ещё одного поворота при модернизации в 1974 г. была установлена более современная защитно-герметическая дверь.
Пройдя которую мы попадаем в главный шлюз. Проход прямо через снятую с петель гермодверь являлся чистым, а в случае заражения одежды, входящий должен был пройти направо в дегазационный тамбур-шлюз санитарного пропускника. Слева виден открытый гермоставень, ведущий в одну из расширительных камер воздухозабора, оусществлявшегося через сквозник снаружи входа.
В санпропускнике также была установлена гермодверь и дегазационный душ.
Далее мы возвращаемся в коридор и выходим к двум помещениям с санузлами, расположенными напротив гермодвери входа в помещение фильтро-вентиляционной.
Санузла здесь два - один женский, а второй мужской.
В каждом из которых был предусмотрен умывальник.
Теперь пройдём в помещение фильтро-вентиляционной.
Здесь установлено два столбика фильтро-вентиляционной установки по три фильтра-поглотителя ФП-100, которые служили для очистки воздуха от радиоактивной пыли и были установлены при одной из модернизаций объекта.
Остальную часть помещения занимали различные вентиляционные циклоны и воздуховоды.
В самом конце коридора располагалась артезианская скважина, к которой можно было попасть через два прохода из коридора и примыкающего помещения.
Здесь располагался и бак аварийного запаса питьевой воды.
Здесь заканчивается входной коридор.
А налево уходит главный коридор командного блока этого защитного сооружения, который был частично перестроен в 1990-х гг. Вдоль него располагались бывшие помещения командного пункта.
.В которых повсюду выросла белая плесень.
Давайте пройдёмся по нему и позаглядываем в помещения.
Которые были перестроены в сауну с бассейном и тренажёрным залом. Проходим раздевалку.
И попадаем в небольшой зал с остатками тренажёра.
Из которого выходим в помещение с двумя душевыми.
А дальше выходим к помещению с бассейном.
За которым располагалась парилка сауны.
С покрытой плесенью дверью.
Сама парилка тоже полностью съедена плесенью.
Задерживаться здесь лучше не стоит.
Собственно печь с камнями.
И выходим обратно в главный коридор.
В паре последних помещения зала располагался узел связи.
От которого осталось лишь пара пустых распиленных стоек.
Напротив бывшего узла связи в сторону второго выхода уходил ещё один коридор, где за очередной гермодверью располагался ещё один примыкающий большой блок с помещениями..
Пройдёмся по нему.
В одном из помещения располагалась главная щитовая защитного сооружения.
А остальные в 1990-х гг. использовали под склад всяких бочек.
Хотя изначально всё это было рабочими кабинетами.
Возвращаемся назад.
Проходим гермодверь и выходим обратно в коридор, ведущий ко входу.
Здесь напротив блока помещений есть ещё один проход, на который при модернизации были установлены ещё две таких защитно-герметических двери 1970-х гг.
За которыми находилось помещение дизель-генераторной электростанции.
Дизель здесь установили при модернизации, а изначально это было ещё одно помещение вентиляционной.
В отдельной комнатке располагались баки аварийного запаса топлива и масла.
А в углу за бочками видна ещё одна гермодверь, которая вела к расширительным камерам воздухозабора и обходному шлюзу.
Ну а мы возвращаемся обратно в коридор и выходим к длинному тамбур-шлюзу второго выхода с разными моделями гермодверей и гермоставней, ведущих в расширительные камеры и гравийные фильтры.
После чего следует коленчатый сквозник.
В который также выходит гермоставень камерый гравийного фильтра одного из режимов забора воздуха.
Ну а в конце коленчатого сквозника располагалось ещё две броневых двери, ведущих ко второму выходу, также защищённому внешним прямым сквозником.
Вот такое старое и сгнившее со всем содержимым убежище в недрах скалы. А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.