Найти в Дзене
Мировая Экономика

В чём секрет китайского способа инвестирования

В эфире передачи "Экономика по-русски" Михаил Хазин и Дмитрий Пищальников обсудили проблемы бизнеса:

Михаил Хазин: Китай делает эмиссионной накачкой делает инвестиционные процессы. Вот вы же говорили про то, что китайцы… им возвращают инвестиции, возвращают затраты.

Дмитрий Пищальников: У них форма очень простая:” Бери денег сколько тебе нужно, отдашь, когда сможешь, а если ты сделаешь что-то хорошее, мы тебе субсидируем 50% или 100% твоих инвестиций”.

Михаил Хазин: Вот эти деньги, они напечатаны государством, они для Китая бесплатные. Разумеется, при этом возникают проблемы, связанные с избытком денег в экономике. А Китай придумал механизм стерилизации этих денег. Я сейчас не буду влезать в детали. Это абсолютно новый механизм. Такого раньше не было. И он пока работает.

Интересы бизнеса и государства совпадают
Интересы бизнеса и государства совпадают

Но есть у меня гипотеза, что скоро работать перестанет. Но это не важно совершенно в данном случае. Важно, что они сидят на неком ресурсе. Вначале это был ресурс очень дешевый рабочей силы. Сегодня средняя зарплата в Китае выше, чем в России.

Дмитрий Пищальников: Выше тысячи долларов.

Михаил Хазин: По большому количеству, ну, собственно, вы же сами рассказывали, по большой номенклатуре товаров себестоимость производства в России уже стала меньше, чем в Китае.

Дмитрий Пищальников: Михаил Леонидович, они сделали несколько ключевых вещей. Они учли опыт не только американский, но и Советского Союза: они повышали производительность труда, культуру производства, они занимались воспитанием трудовых ресурсов, воспитывали людей, вкладывались огромные деньги, усилия со стороны государства не только в инфраструктуру, но и в квалификацию персонала.

Они сделали колоссальный скачок в науку, в технику, в переманивание наших специалистов туда. Много что сделали. И они по сути сейчас, что делают? Они дожимают Европу.

Я вижу, как даже в нишевых продуктах, а то чем я занимаюсь. И технологически, технически и по уровню, по качеству продукции, сделали значительный скачок. Они не дошли ещё по каким-то параметрам до европейцев. Например, прессовые сукна в целлюлозно-бумажной промышленности, китайцы ещё не умеют делать как американцы, как европейцы. Достаточно далеко ещё по качеству. Это очень сложный продукт.

Представляется такой войлок, который используется в бумагомашине, а он отводит влагу равномерно. Выглядит, как обычно, знаете, как валенки выглядят, как войлок, но это сложная техническая ткань. Причём на каждую буммашину, под каждый вид бумаги делается отдельно. И на одном и том же предприятии, на одном и том же заводе нужно делать разные типы вот таких прессовых сукон.

Китайцы пробуют, но пока у них не получается. И вкладывают деньги огромные. Так вот, что они делают? Я вижу, что в течение последних двух лет даже крупнейшая компания Европы, не буду её называть сейчас здесь, одна из крупнейших с выручкой, 60 миллионов евро в год. Это приличная выручка для 300 человек. У них прибыль была в районе там 12-15 миллионов евро, 10-8. И я вижу уже полтора и половина нарисована. То есть, и при этом внутренний долг компании у них был порядка 5 миллионов, вырос до 22 миллионов евро. То есть, помимо того, что прибыль упала, а ещё и долг вырос.

Михаил Хазин: Ну, не исключено, что как раз прибыль упала из-за того, что эти деньги идут на обслуживание долга.

Дмитрий Пищальников: В том числе. Ну, там процентные ставки не сильно растут, хотя выросли. Выросли затраты на энергию. Растёт требование сотрудников по заработной плате.

Единый сценарий будущего для многих стран. Михаил Хазин