Найти тему

Ода молодости: киноленты о беззаботном времени

Оглавление

Юность — пора, когда кажется, что в мире нет никаких преград и запретов. Ведь какую бы дорогу ты ни выбрал, она не представится слишком сложной — словно все в этом мире создано только для тебя. Это время, когда сердце открыто для любых авантюр и новых ощущений. Но также это период сомнений и самобичеваний, поисков себя и первых разочарований.

Когда мы молоды, то способны мечтать и смотреть на жизнь широко распахнутым, немного наивным взглядом. Будущее не страшит своей неизвестностью, ведь кажется, что впереди обязательно ждет что-то грандиозное, немыслимое — надо только рискнуть.

Кинематограф прекрасно запечатлел это время. Столько удивительных картин про храбрых, жизнерадостных молодых людей, которые верны своим идеалам. Их умы светлы, сердца горячи, а поступки искренни.

«Клуб “Завтрак”» / «Клуб выходного дня»

(1985), реж. Джон Хьюз

«… и эти дети, на которых вы плюете,
когда они пытаются изменить свой мир,
неуязвимы под напором ваших советов.
Они прекрасно знают, что с ними происходит»
— Дэвид Боуи

Картина Джона Хьюза «Клуб “Завтрак”», снятая по его же оригинальному сценарию, рассказывает камерную историю про пятерых подростков, в один субботний день отбывающих наказание в стенах школы.

Практически все работы режиссера посвящены теме молодости и порывам мятежного сердца («16 свечей», «Милашка в розовом» и т.д.), но именно эта лента стала культовой благодаря точно прописанным, легко узнаваемым персонажам, их ярким диалогам и зажигательной музыке 80-х, которая создает поистине бунтарскую атмосферу.

В начале фильма за кадром гордо звучат слова одного из «провинившихся» учеников. Коллективный манифест, который он зачитывает, закольцовывает историю, а повторяющийся в финале ленты текст воспринимается уже совсем иначе. Под пылкие речи молодого человека, рассуждающего о наплевательском отношении учителей к своим подопечным, показываются пустынные кабинеты, в которых детям приходится коротать большую часть своего времени. А идеальные, улыбающиеся с фотографий лица некогда учившихся здесь педагогов, красующиеся на школьных стенах, будто с насмешкой глядят в экран.

Умник, спортсмен, психопатка, принцесса и преступник — такими видят ребят окружающие и такой образ они сами привыкли поддерживать. Но по ходу действия зритель узнает персонажей совсем с другой стороны.

В начале картины становится ясно, что эти дети из разных социальных слоев, однако у всех есть свои трудности внутри их безупречных с виду семей. Каждый родитель по-разному общается со своим чадом, но считает долгом непременно сказать напутственное слово, прежде чем отпустить на долгие часы «заточения».

«Тюрьма», в которой подросткам предстоит провести свой выходной, представляет собой большую двухэтажную аудиторию, окруженную высокими стеллажами с книгами. Визуально кажется, что ребята совершенно не скованы в своих действиях, но деспотичный учитель строго-настрого запрещает им какое-либо перемещение по периметру школы.

В одном пространстве оказываются люди, никак не связанные между собой: у них разные интересы, разные цели и стремления. Даже одет каждый из них в стиле, подчеркивающем приклеившиеся к ним ярлыки. Но все же есть то, что их объединяет — эти дети совершенно одиноки, будь то избалованная богатая девочка или трудяга-спортсмен.

— Но это не значит, что она не странная.
— Что значит «странная»? Все мы странные. Просто одни это скрывают, а другие — нет.

-2

Хьюз достаточно честно и в то же время комично показывает ребят пубертатного возраста. Кто-то прикрывает свою неуверенность нелепыми шутками, кто-то изо всех сил старается быть наглым и напористым, а кто-то эпатирует общество своим нестандартным поведением и видом, но все они — просто дети, которые ждут от своих требовательных родителей любви и одобрения.

Главный задира Джон в исполнении Джадда Нельсона активно провоцирует остальных. Он, словно змей-искуситель, вытягивает из своих «сокамерников» тайные секреты. Джон самый отвязанный из них, но именно у него наиболее сложное положение в семье, которое он скрывает за внешним обликом грубости и цинизма. Но чем больше ребята позволяют себе говорить, тем свободнее становятся в действиях.

Хьюз снимает фильм-протест, фильм-манифест, оду молодости и смелости духа. Откровенные разговоры ребят чередуются со сценами их дерзких выходок и музыкального драйва. Вот они бегут сломя голову по школьным коридорам, прячась от раздражительного «надзирателя», вот весело танцуют и дурачатся, используя в качестве партнеров предметы интерьера, а вот потрошат сумки друг друга, чтобы лучше узнать «внутренний мир» соседа по парте. Благодаря таким вставкам картина воспринимается динамично и не «провисает» из-за большого количества разговоров в замкнутом пространстве.

— Когда вырастаешь — твое сердце умирает.
— Кого это волнует?
— Меня.

-3

Самый напряженный и эмоциональный разговор происходит ближе к развязке, когда никому больше нет смысла притворяться. Они не лицемерят, а говорят открыто, сидя на полу в своем маленьком интимном круге доверия, как на исповеди перед собой и зрителем. Камера движется медленно, чтобы показать персонажа со всех сторон и запечатлеть его эмоции в момент предельной откровенности. Затем план становится общим, и зритель видит уже эмоции всех детей, будто их затягивает воронкой вглубь чужой боли, которая теперь становится общей, ведь в отголосках этих рассказов они видят самих себя.

Финальная сцена олицетворяет настоящую победу юности над стереотипами. Каждый персонаж словно обретает то, к чему так давно стремился, — гармонию с самим собой.

И под звуки песни Simple Minds – Don’t You Forget About Me хочется также торжествовать вместе с «преступником» Джоном, который все же сумел усмирить свой пыл и одержал главную победу в череде этих бесконечных неудач — заполучил «принцессу» своей мечты.

«Девственницы–самоубийцы»

(1999), реж. София Коппола

«Жаль, что никогда уже не вернуть время нашей такой странной юности»

София Коппола также изучает тему родительского давления на неокрепшие умы и создает ленту, рассказывающую о жизни молодых девушек, проходящей в заточении собственного дома.

Летнее настроение и беззаботность растекаются по экрану, словно тающее мороженое в руках юной Кирстен Данст. Кадры небольшого городка «одноэтажной Америки» с привычным бытом его заурядных жителей, в котором никогда не происходит ничего интересного, чередуются с кадрами девичьей комнаты. Будуарный столик с различными предметами женского обихода монтируется со сценой в ванной, в окровавленной воде которой лежит его почти бездыханная хозяйка.

-4

«Вы, доктор, никогда не были 13-летней девочкой», — заявляет молодая героиня, только что пытавшаяся покончить с собой. Картина начинается с трагедии, но режиссер подает все очень ненавязчиво, какими-то теплыми полутонами, и ужас от увиденного не успевает овладеть зрителем.

Пятеро сестер, старшей из которых 17 лет, а младшей — 13, живут в строгой католической семье. Им запрещено заводить романы или ходить на школьные дискотеки, и потому девушки вызывают такой интерес у соседских мальчишек, наблюдающих за ними в подзорную трубу.

Закадровый голос рассказывает историю от лица одного из многочисленных поклонников девушек. Для окружающих они словно прекрасные создания, сошедшие с полотен Боттичелли, которые живут в «башне» под присмотром строгой набожной матушки.

Когда официально приглашенный гость попадает в комнату к одной из чаровниц, он будто открывает заветную шкатулку с сокровищами. Перед ним предстает крошечный мир одного прекрасного создания — многочисленные игрушки на полках, красочные рисунки, закрепленные на стене, и кровать с балдахином, как у принцессы.

-5

Но настоящим событием в доме становится вечеринка по случаю чествования младшей сестры Сесилии, совсем недавно пытавшейся свети счеты с жизнью. Для сестер это словно глоток свободы, возможность ощутить вкус молодости, поймать на себе восхищенные взгляды и почувствовать жар на щеках от слегка проявившегося румянца смущения.

Но трагедия неминуема, и та, кого так усердно пытаются вернуть к жизни, все же предпочитает от нее отказаться. На этот раз Коппола уже не так деликатна, и смертью одной из сестер в разгар всеобщего веселья, оглушает не только своих персонажей, но и зрителя. После этого драматичного эпизода жизнь девушек становится еще более печальной и теряет всяческие краски.

Музыкальное сопровождение фильма в исполнении группы Air подпитывает общую тягучую атмосферу богемной отчужденности. Саундтрек картины звучит, как нечто опьяняющее, манящее, но полное неизбежной тоски.

Благодаря дневнику погибшей девочки, найденному соседскими мальчишками, вырисовывается образ каждой из сестер. Их мечты, увлечения, страхи и тайные желания теперь становятся ясны и понятны. Они слишком ранимы для этого общества, словно розы, выращенные в надежно укрытой от посторонних глаз теплице. И в этом уродливом мире им просто нет места.

-6

Самая раскованная и свободная среди сестер — героиня Кирстен Данст Люкс. Она жаждет познать любовь и отдает свое сердце одному из главных красавцев школы Трипу (Джош Хартнетт). Первая влюбленность, первое желание, первая страсть. Плавные мотивы сменяются драйвовыми композициями 70-х и закручивают героинь в вихре танца на школьном балу с переплетением липких ладоней и поцелуями с привкусом персикового ликера на губах. Этим нимфам в шифоновых платьях хотя бы на одну ночь удается вырваться из-под стального материнского крыла. Но когда туман рассеивается и наступает утро, самая безбашенная из сестер просыпается на холодной земле безлюдного спортивного поля. Первое чувство разбивается вдребезги, оставляя после себя лишь горький осадок разочарования.

Картина Софии Копполы показывает всю хрупкость подростковой натуры, когда все вокруг воспринимается слишком остро, когда, если тебя не слышат, единственный выход — уйти, а не пытаться докричаться. Это изящно прорисованный образ юности с тонкими печальными мотивами. Маленький фрагмент истории молодых, загнанных в угол девушек, чьи жизни слишком быстро оборвались.

Безделушки, которые остались после них, словно иллюзия того, что сестры вообще когда-либо существовали. И блестящая пластиковая корона Люкс, сохранившаяся на память о первом и последнем школьном бале, скромно поблескивает на столе посреди теперь уже пустого дома, укутанного бездушным пластиком.

Продолжение читайте на сайте GREY CHIC Magazine

Автор: Ирина Елагина

photo credit: Internet

© GREY CHIC MAGAZINE