С 1-го апреля, родная страна уменьшает налоги. В два раза. Уважаемых капиталистов престает давить жаба. И зарплата условного Петровича (такого, среднестатистического жителя уездного города Н) увеличивается в полтора раза.
Что за этим последует? Станет ли Петрович жить лучше и веселее? Да. Но очень непродолжительное время. Буквально пару-тройку месяцев. А потом, неожиданно окажется, что цены в магазинах увеличились. Примерно в полтора раза. Что валюта подорожала, опять таки в полтора раза. И все счастье Петровича оказалось в том, что он успел купить "по старым ценам" телевизор и дополнительную бутылку "огненной воды" в день первой "большой" зарплаты. Которую, с Василичем и Кузьмичом в тот же день и уничтожил.
Почему так произошло? Да потому, что рынок, собственно, не увеличился и даже не изменился. Той же "огненной воды" на рынке осталось столько же, сколько и было (и надо было). Ну не может коллективный Петрович выпить больше. Молока, кстати тоже. Яиц и курицы Петрович не сможет съесть в два раза больше. Ну и, само собой, Петрович не побежал оформлять загранпаспорт в предвкушении заграничного отпуска или вставлять себе зубы.
А вот денег у Петровича стало в полтора раза больше, вот баланс и вернулся. Система снова пришла к равновесию.
Подобная парадигма появилась еще во времена СССР. Некие потребительские "ступени". Первая, низшая - небольшая зарплата, отсутствие особых доступам к предметам потребления. Вторая - уровень средний руководитель (класса начальник цеха) или доступ к благам (товаровед, с невысокой зарплатой). Третий - директора и академики. При этом появление неких дополнительных денег, практически не влияло на качество жизни в пределах ступени. Ну, получил прибавку к жалованию в 20 рублей. Но ты не сможешь, благодаря этому, скажем, жилищные условия улучшить. Переехать из двушки в трешку. Авто тоже не купишь. Так что эта прибавка кардинального влияния на жизнь не оказывала. А уж разовые премии (типа за рацпредложение - 20 рублей) могли быть просто разово пропиты.
Эта парадигма ("мы всегда так жили") до сих пор сохранилось, несмотря на то, что вроде как и товаров стало много, и всякие иные возможности появились.
Считаете, что я ошибаюсь? Открутите часы на три года назад. Средняя зарплата в полтора раза меньше, чем сейчас. Курс валюты в полтора раза меньше, чем сейчас. А Петрович и тогда жил в "хрущовке" и без загранпаспорта, так и сейчас живет. И качество его жизни почему-то не улучшилось. Болезней прибавилось. Зубов стало меньше. Картона в колбасе больше.
Да, привычки, они такие привычки. Петрович привык, что половина зарплаты уходит на еду, 15% на комуналку, а остатка хватает на сигареты и одежку эконом класса. И менять ему особо ничего не хочется. Этакая самоцензура.
Складывается ощущение, что помимо простого "больше денег", Петровичу не хватает чего-то еще. Того самого желания потратить деньги на что-то иное, на некие качественные изменения в жизни.
А ведь именно коллективный Петрович должен быть источником того самого платежеспособного спроса. Это он должен прийти в магазин со словами: "У меня есть 500 рублей, куплю хорошее красное сухое вино и колбасу из мяса! И вообще откажусь от курения и буду есть стейки!"
И это не должна быть просто "хотелка", о которой Петрович мечтает не вставая с дивана. А именно некий запрос на лучшую жизнь. Причем, опять таки, не мечта о коммунизме через 20 лет. А здесь и сейчас. А сейчас получается, что это рынок диктует Петровичу: "Бутылка водки и мокрая курица!"
Так как же заставить Петровича жизнь полюбить? :-)