Найти в Дзене

Марина Ясинская «Колизион. Шатер отверженных»

Больше года назад прочитала первую книгу трилогии Ясинской «Колизион», решила, что дождусь продолжения, но почему-то и вторую, и третью книги пропустила. Теперь наверстываю.

Вторую книгу - «Шатер отверженных» - охарактеризовать традиционным «приключения продолжаются» точно неуместно: сюжет совсем перестал быть приключенческим – стало еще больше психологии и философии. Это не плохо. Нет. Писательница сосредоточена на внутреннем состоянии персонажей: Кристина постепенно преображается. Постепенно – значит, очень медленно. Эгоизм, из-за которого, собственно говоря, она и была «удалена из жизни», по-прежнему одерживает верх. Колизион выбирает ее своим директором, она же не хочет принимать на себя ответственность, поэтому скрывает это от циркачей. В сложный период, когда многое зависит от самого факта, что в цирке есть директор, девушка хочет остаться в стороне, «отсидеться». И мне понравилось, что никакого «волшебного» преображения мы не увидели. Крис меняется медленно, но верно. Особенно заметно это становится в сцене свидания с братом.

Если раньше для Кристины злость была «удобным прибежищем», в нее, в эту злость, можно было завернуться, как в одеяло и «отгородиться ею от всего мира и от всех его проблем», то теперь девушка осознала, что нельзя тратить время на злость.

Во второй части больше внимания уделено фамильяру: характер Тины раскрывается полновесно и разносторонне.

Можно ли назвать Тину однозначно отрицательным персонажем? Она «навела» порядок в семье: попыталась стать хорошей дочерью, заботливой сестрой, у отца дела пошли в гору, и мать теперь меньше работает. Однако и раньше выпивавший отец теперь стал пить постоянно, поэтому и родители стали ссориться чаще, а Кирюша каким-то шестым чувством (все-таки неспроста писательница подчеркивала «особенность» младшего брата героини. Да, он аутист, может быть, поэтому и ощущает то, что обычным людям недоступно) понимает, что Тина – не его настоящая сестра. Тина «разобралась» с обидчиками мальчика, превратив их в психически неустойчивых подростков. Она мечтает избавиться от Крис, чтобы полностью занять ее место. Чем больше сталкиваешься с героиней, тем больше замечаешь в ней «живые» черты: точно так же, как ее иниций, не уверена в себе, импульсивна, она ревнует к Крис и родных, с которыми теперь существует, и Мануэля, к которому не имеет в принципе никакого отношения. Но, в отличие от Кристины, она пытается как-то изменить жизнь и свою, и окружающих (собственно, недаром психологи уверяют, что всегда начинать надо именно с себя. Так Тина и поступает)

«Что ж, Тине потребовалось совсем немного времени, чтобы привести хаотичную жизнь своего «оригинала» в порядок. Ох уж эти люди! Запускают пустяковые проблемы, позволяют им из мелких сорняков разрастись до джунглей, а потом удивляются, почему у них в жизни все плохо. Да потому, что нечего сидеть сложа руки, ныть, как все плохо, покорно принимать все удары и ждать, что все само когда-то изменится! Нет, люди положительно не умеют толково распорядиться выпавшим на их долю драгоценным подарком — настоящей жизнью!»

По-прежнему любовная линия слабо определена. И до сих пор неясно, кто же герой-любовник: Фьор (мои симпатии на его стороне) или Мануэль. Единственное, что как бы выпало из общего стиля и жанра – интимная сцена. Ну, не нужна она была. Совсем.

Появляется новый злодей. Директор еще одного цирка (оказывается, Колизион – не один такой). Если Колизион – яркий, красочный, то Обскурион, напротив, черный. И цвет этот – не только цвет костюмов или шатра, но и сути всего цирка. Выступление его актеров похоже на битву – за себя, за зрителя, за право на существование. Только вот способы не всегда честные и гуманные, поэтому, очевидно, и цвет черный: он скрывает все изъяны, на нем не видно крови.

Итак, вторая часть прочитана. Закончилось на тонкой ноте: Крис чуть-чуть изменилась, готова принять ответственность и стать директором, но вмешивается чужая сила. Несчастье, по все вероятности, случилось с Кирюшей. Поэтому краски сгущаются.

Часть тайн приоткрывается, но только часть. Все самое интересное еще впереди. Да, мы узнали, КАК и ПОЧЕМУ некоторые люди превращаются в циркачей, но так и не знаем, есть ли возможность вернуть свою жизнь назад.

По-прежнему главный посыл книги – во что бы то ни стало надо сопротивляться судьбе:

«Сдаться потоку судьбы куда проще и легче, чем бороться с ним. Пусть несет. Куда-нибудь да вынесет. А если не вынесет — что ж, значит, не судьба. Простая, давно проторенная дорожка самоуспокоения для тех, кто решил сдаться».