Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

В Иванове упал Ил-76. Сам или помогли?

Разборы аварий и катастроф

Вчера, 12 марта 2024 года, при возвращении на аэродром Иваново-Северный потерпел катастрофу транспортный самолёт Ил-76 с двигателями Д-30КП. На видео очевидцев отлично видно, что четвёртый двигатель горит, потом гаснет, а потом вроде снова загорается и от самолёта что-то отваливается — по видео сложно судить, весь двигатель целиком или его часть. Плюс за самолётом непрерывно тянется белый шлейф — это похоже на утечку керосина.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Прежде чем кого-то обвинять — вернёмся на треть века назад, в 1989 год:

Катастрофа Ил-76МД над Каспийским морем в районе аэр. Насосная (борт СССР-76569), 18 октября 1989 года. // AirDisaster.ru - авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России - факты, история, статистика

18 октября Ил-76 взлетел с аэродрома Насосная (Баку) и успел набрать 1600 м, когда на 5-й минуте полёта разлетелся и загорелся первый двигатель. Осколками двигателя был пробит кессон-бак и, видимо, повреждена топливная магистраль до перекрывного пожарного крана либо проводка управления краном, поэтому попытки потушить пожар ни к чему не привели.

Из-за жуткого пламени двигатель через 1,5 минуты отвалился — ничего удивительного в этом нет, он подвешен к дюралюминиевым узлам крыла, плюс разделительный корпус двигателя (главная опора) сделан из магниевого сплава, всё это при сильном пожаре плавится на раз. Взглянуть на разделительный корпус в разрезе можно в 14-й статье по Ту-154:

Экипаж действовал грамотно и пытался вернуться на аэродром вылета, но на 11-й минуте полёта вслед за двигателем из-за пожара отвалилась и часть крыла. Это уже система управления парировать не смогла, ибо левый элерон улетел вместе с фрагментом крыла, спойлеры, скорее всего, отказали ещё раньше, а дисбаланс между развалившейся левой стороной и комплектной правой был слишком силён. Машину просто опрокинуло.

Как спойлеры — казалось бы, просто тормоза — работают в помощь элеронам при работе штурвалом, обеспечивая управление креном — рассказано в статье о скоростном крыле:

Разрушение двигателя началось аккурат с ахиллесовой пяты — межвального подшипника (МВП), который разделяет валы роторов низкого и высокого давления, проходящие один в другом как в матрёшке. В небольших двигателях вроде АИ-25 и Д-20П с межвальным особых проблем нет, подетально разобранный узел МВП показан в статье об изготовлении учебного АИ-25:

Однако Д-30КП, который по сути представляет собой глубоко-глубоко модернизированный, прошедший эволюцию через Д-30 III серии, вдвое увеличенный Д-20П (2300 кг массы против 1500, 12 тонно-сил тяги — в два с лишним раза больше 5,5 тс у Д-20П), внезапно начал показывать «кулаки дружбы» в узле МВП. Видимо, во многометровых валах возникают сложные деформации и вибрации, которые простыми расчётами предугадать при проектировании было невозможно, их и сейчас спрогнозировать сложно, исследования на эту тему идут постоянно... А страдает от этих нагрузок стоящий между валами подшипник, который смазывать и охлаждать на порядок сложнее — он стоит не в опоре, а внутри вращающегося вала.

Средняя часть двигателя Д-20П, МВП виден правее-выше стрелки «Вал ВД»
Средняя часть двигателя Д-20П, МВП виден правее-выше стрелки «Вал ВД»

В итоге была выведена технология контроля МВП — каждые 50 ±10 часов в двигатель засовывается «слухач» ИВУ-1М (пьезоэлектрический измеритель вибрации), ротор вручную прокручивается и по шумам межвального подшипника оценивается его состояние. До сих пор над всеми Ил-76, а также Ил-62М и Ту-154М, хоть их в небе и осталось немного, висит дамоклов меч МВП. А из стоящего на Ил-96 и Ту-204 двигателя ПС-90, который являет собой уже правнука Д-20П, межвальный всё-таки изжили несколько лет назад.

Всё же кузнецовская линия двигателей надёжнее. Это и собрат Д-30КУ — НК-8, стоящий на Ту-154Б, пусть он и несколько меньше тягой. И НК-86 — по сути увеличенный НК-8, стоящий на Ил-86 и экраноплане КМ. И НК-22 — тоже увеличенный НК-8 с форсажной камерой, стоящий на уже не летающих Ту-22М2 и Ту-144. Отказов этих двигателей, особенно опасных с разрушением, в разы меньше, чем у соловьёвских. Про 3-вальные НК-25 (Ту-22М3) и НК-32 (Ту-160) и речи нет — просто чудо, что такие огромные и при этом сложные двигатели получились в короткие сроки и удивительно качественно. Жаль, что транспортный НК-56 на их базе в серию не пошёл...

То есть вполне вероятно, что вчера повторилась катастрофа 1989 года, только зеркально — с 4-м двигателем, а не 1-м. ВВС за последние годы стали летать намного больше чем раньше, эта нагрузка для всех непривычна, качество обслуживания авиатехники от этого неизбежно пострадало — если раньше отклонение от нормы в пределах допуска уже было вызовом, то сейчас эксплуатация идёт на гражданский манер: в допуске, летит — и хорошо. Естественно, в таких условиях упустить отказ МВП или иного узла было проще простого, несмотря на полувековой опыт эксплуатации Д-30КУ/КП.

А что отделилось от машины?

-3

Судя по размерам и форме, это не двигатель целиком — скорее, это компрессор низкого давления с воздухозаборником. Как уже было сказано, в передней части двигателя многое сделано из лёгких сплавов: корпус КНД — алюминиевый, разделительный корпус — магниевый, отгореть и отвалиться может легко. Впрочем, задняя часть двигателя хоть и сделана из жаропрочных сплавов, но находится в очаге пожара, поэтому отвалиться мог и реверс, и турбины — что угодно... Со временем узнаем.

А могла ли катастрофа прийти извне? Попасть дроном, гружённым стальными «поражающими элементами», в воздухозаборник двигателя взлетающего самолёта вполне реально, а итог будет таким же — разлёт лопаток, пожар двигателя и повреждение окружающих конструкций с неизвестным результатом. Впрочем, такое случается и от попадания обыкновенной птицы... Новостей о том, что кто-то взял на себя ответственность, пока нет — так что, скорее всего, либо двигатель сам, либо птица помогла. Сложная мировая ситуация не отменяет обычных авиационных проблем.

Заглядывайте на наш Телеграм-канал «Всё, что движется» — там дублируются материалы Дзена, чтобы не надеяться на ленту, и выходят оригинальные:

Всё, что движется

Другие публикации канала:

УТО2-6Т — указатель топливомера однострелочный

Сборка ГРМ (газораспределительного механизма) учебного дизеля OM642

Ту-154М — карта «На предварительном старте», часть 1 (ролик)

Ушедший 2006-й, город азота и дымов

P. S. Название города Иваново по литературной норме склоняется. Как и Бородино, Болдино, Медведково и другие названия на -ово, -ево, -ино, -ыно. Из разговорной речи это исчезло после Отечественной, но разговорная — не эталон.

—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—

Общее оглавление канала

-4