ABBA выигрывают конкурс песни «Евровидение» и поднимают свою известность в мире, барабанщик Нил Пирт присоединяется к группе Rush вскоре после выхода дебютного альбома, после чего канадцы тоже плавно поднимают свою известность, а в Америке дают свои первые концерты Ramones и Van Halen – непохожие друг на друга группы, но обоим до настоящего дебюта было ещё довольно-таки далеко.
Ровно 50 лет назад, в далёком 1974 году, выпускалось большое количество музыки. И как всегда мне с трудом далась выборка лишь из 15-ти полюбившихся альбомов.
Впрочем, лазейку я нашёл. В 70-х творческая плодовитость (или же изыскания лейблов) приводила к тому, что музыканты часто баловали поклонников релизом сразу двух пластинок за один календарный год. Такие ситуации я буду объединять в одну позицию, особенно если это действительно того стоит. Таким образом у меня получится 15+ наиболее удачных альбомов 1974 года и статью мы поделим на две части. Давайте начинать!
15 место. Майк Олдфилд – «Hergest Ridge»
Жанр: прогрессивный рок
Британский вундеркинд Майк Олдфилд создал альбом, с которым ассоциируется его имя, едва достигнув совершеннолетия. И спустя всего год представил публике свой второй релиз. По понятным причинам «Hergest Ridge» не получил той же известности, что и «Tubular Bells», зато мы можем искренне считать пластинку недооценённой.
Перед нами снова две одноимённые продолжительные сюиты, поделённые пополам. Слушать их одно удовольствие. Особенно дома, в наушниках.
14. Грэм Парсонс – «Grievous Angel»
Жанры: кантри, автор-исполнитель
Грэм Парсонс очень любил музыку. Но не меньше музыки он любил шумно покутить. Например, с Китом Ричардсом. Такая себе компания, честно говоря. Итогом загулов музыканта стал тот печальный факт, что его второй сольный альбом оказался... посмертным.
«Grievous Angel» вошёл в историю, как одна из лучших посмертных записей. Грэм завершил запись за три недели до роковой передозировки, а в студии больше всего ему помогала вокалистка Эмилу Харрис – они вместе создают отличное двухголосие. Рекомендую: здесь есть даже одна из лучших и не запыленных версий знаменитой песни «Love Hurts».
13. Supertramp – «Crime of the Century»
Жанры: арт-рок, прогрессивный рок, прогрессив-поп
Путь британской группы Supertramp к признанию занял некоторое время – их первые два первых альбома широкую публику не заинтересовали. Даже женские формы на обложке не помогали. Пришлось Рику Дэвису и Роджеру Ходжсону собирать новых талантливых музыкантов. И тогда-то сработало!
Правда эти двое всё равно оставались лидерами Supertramp – они делят и пение, и авторство текстов. Так один хит («Bloody Well Right») исполняет Дэвис, а другой («Dreamer») берёт на себя Ходжсон. И таким вот нехитрым путём постепенно они закрепили себя в качестве лидеров музыкального арт-направления.
12. 10cc – «Sheet Music»
Жанры: арт-поп, прогрессив-поп, поп-рок
Британское происхождение и ироничные тексты сильно объединяли Supertramp с 10cc. Разве что у последних лидерами была вся четвёрка музыкантов и делили они всё написанное на ещё большее количество частей. Выделился, конечно же, Лол Крим с его великой песней «Худшая группа на Земле»:
It's one thing to know it but another to admit
We're the worst band in the world
But we don't give up
На ней как раз найдётся и выдающаяся плавающая музыкальная секция, чётко говорящая о том, что уж никакой худшей группой 10cc точно не являлись!
11. Дэвид Боуи – «Diamond Dogs»
Жанры: глэм-рок, арт-рок
Дэвид Боуи всё делал постепенно: постепенно искал себя в музыке, а когда находил – постепенно убивал это знание о себе. Так он избавился и от Зигги Стардаста, и от всей своей группы поддержки. Впрочем, идея для нового проекта у него пришла добротная: сделать свой мюзикл на основе тогда ещё не настолько зачитанной всеми подряд книги «1984» Джорджа Оруэлла. Только возникла проблема – наследники Оруэлла не очень заинтересовались предложением музыканта.
Боуи быстренько переделал концепцию с прямой на «вдохновительную» (на альбоме последовательно идут «1984» и «Big Brother») и сам сыграл почти на всех инструментах. А после покончил с глэмом окончательно. Хорошая практически концептуальная работа, но почти всё остальное, что сделал Дэвид в 70-х, было гораздо круче.
10. Queen – «Queen II» и «Sheer Heart Attack»
Жанры: хард-рок, глэм-рок
Поклонники Queen меня, наверное, не поймут, но я никогда не фанател и вряд ли когда-нибудь буду фанатеть по «Queen II». Это очень амбициозный альбом, но сколько бы я его не слушал – мне почти не за что зацепиться каждый раз. Но не упомянуть его не имею права.
В данном случае 10-е место обусловлено скорее моим полностью противоположным отношением к «Sheer Heart Attack» – моим любимым релизом ранних Queen. На нём группа начинает не просто заигрывать с хардом, но и воистину пересматривает его для себя. «Brighton Rock» – великая импровизация Брайана Мэя, «Stone Cold Crazy» берёт в свой репертуар Metallica. Можно сказать, что здесь была явная подготовка к тому, что выйдет в 1975-м, но я так не думаю – «Sheer Heart Attack» мало в чём в принципе уступает любому из альбомов Queen. Разнообразие поражает!
9. Bob Marley and the Wailers – «Natty Dread»
Жанр: регги
Первый альбом нового варианта группы The Wailers, в котором всем заведует и заправляет только один Боб Марли. Но ведь его имя знает весь мир, а значит всё совсем неплохо!
Здесь всё по классике – отличный расслабляющий регги. И известнейшая песня «No Woman, No Cry». Именно в туре с этой пластинкой будет записан лондонский концерт с эпохальной семиминутной версией главного хита. Советую!
8. Брайан Ино – «Here Comes the Warm Jets» и «Taking Tiger Mountain (By Strategy)»
Жанры: арт-рок, глэм-рок, экспериментальный рок
Уйдя из группы Roxy Music в сольное плавание, уникальный клавишник Брайан Ино год за годом принялся влиять на историю музыки всё более и более значительно. Даже со своей назальной манерой пения! Ино всегда знал, как окружить себя правильной компанией. Над его дебютником работали такие люди, как Роберт Фрипп и Джон Уэттон (о них мы ещё сегодня вспомним), а также бывшие коллеги по Roxy – Фил Манзанера и Энди Маккей. Получилась какая-то дикость. Хардоглэмпанкочто-то. Но определённо притягивающее к себе.
Второй альбом за год и вот уже Ино уже предвосхищает целые панк-отделения задолго до их реального воплощения – слушаем ритм-секцию из «Third Uncle». И именно тогда же Брайан с художником Питером Шмидтом придумывают свои знаменитые Oblique Strategies – способ избавиться от авторского блока. Он работал по-настоящему, ведь эти пластинки: настоящий маст-хэв для любителей чего-то необычного. А дальше будет и ещё влиятельнее и лучше!
Вторая часть уже вышла и доступна по ссылке ниже:
В подборке ниже вас ждут остальные материалы канала по похожей теме. Там вы найдёте и про 1973 год, и про 1983-й, и даже про 1993-й!
Мой Телеграм-канал: